Надежда Рыцева
Конспект занятия «Секреты воздушного шарика»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Балаганский детский сад №4
Методическая разработка конспекта занятия «Секреты воздушного шарика»
Разработала воспитатель высшей категории:
Рыцева Надежда Валерьевна.
Балаганск-2021
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Публикация «Конспект занятия „Секреты воздушного шарика“» размещена в разделах
Интеграция видов деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Вид занятия : комплексное, эксперимент.
Цель: развитие познавательного интереса детей к исследовательской деятельности, в процессе выявления свойства воздушного шарика.
Задачи:
Обучающие: уточнить и расширить знания детей о свойстве резины; совершенствовать умения внимательно слушать; способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей экспериментирование; умение проводить опыты и делать выводы.
Воспитательные: развивать умение работать индивидуально; воспитывать умение выслушивать мнение товарища, не перебивать, воспитывать аккуратность и старательность.
Развивающие: воспитывать желание участвовать в экспериментальной деятельности и высказывать собственное суждение; развивать любознательность, память, логическое мышление, умение планировать свою деятельность.
Материал и оборудование: воздушный шарик надутый гелем (конверт с письмом, музыка (шум ветра, веселая, воздушные шары по количеству детей (надутые и спущенные, фартуки и косынки по количеству детей, картинки с изображением резиновых предметов, миски и лейки по количеству детей, ёмкость с водой, плакат с клоуном, маркеры, волшебные шарики с надписью «Юные исследователи шариков» (по количеству детей, музыкальный центр.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Резина», предметов и игрушек из резины.
Вводная часть:
Доброе утро! Дети мои!
Очень рада видеть всех.
Ждёт сегодня всех успех.
А ещё скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Нас занятие зовет.
Все собрались дружно в круг.
Всем скажу, я по секрету.
Будет очень интересно.
Проблемная ситуация:
Воспитатель: ребята, вы что ни будь, слышите? (Шум ветра с вьюгой, музыка).
Дети: да, дует сильный ветер.
Воспитатель: посмотрите, кто к нам прилетел? (Открывается в группе дверь, и залетает воздушный шарик (наполненный гелием).
Дети: воздушный шарик.
Воспитатель: что в нем необычного?
Дети: к шарику приклеено письмо. Надо его прочитать.
Основная часть. НОД:
Воспитатель: (читает письмо)
Здравствуйте ребята! Я совсем маленький, и я летал – гулял вместе со своими друзьями – шариками, но подул сильный ветер, и я заблудился и остался один. Смотрю у вас открыта дверь, и я решил к вам заглянуть в группу. Я очень переживаю, что ничего не успел у них узнать, какой я! Хочу попросить вас, чтобы вы рассказали обо мне, так как я ничего не знаю о себе.
Воспитатель: очень плохо, когда не чего не знаешь о себе. Как мы можем помочь шарику?
Дети: рассказать о нем.
Воспитатель: почему его называют воздушным?
Дети: потому что он летает по воздуху, его надувают воздухом.
Воспитатель: что вы еще знаете о шарике?
Дети: резиновый.
Воспитатель: для того чтобы, всё рассказать о шарике, нам самим сначала надо изучить все свойства шарика. А как мы сможем о них узнать?
Дети: провести опыты.
Воспитатель: правильно, а где проводят опыты?
Дети: в лаборатории.
Воспитатель: совершенно верно. Вы, хотите стать моими помощниками-лаборантами? Чтобы не испачкать одежду, предлагаю вам одеть фартуки, косынки.
Давайте вспомним, правила поведения в лаборатории:
- На столах ничего не трогать без разрешения научного руководителя, а руководитель ваш - это я.
- Ничего нельзя брать в рот, быть аккуратным, не мешать друг другу.
- Каждый работает за своим рабочим местом и своими инструментами.
Какие, вы молодцы всё знаете. Проходите в лабораторию, за свои рабочие места.
Ребята, свои выводы опытов мы будем фиксировать на мольберте, с помощью картинок. Нам нужен ответственный ребенок, который будет отвечать за выводы. (Дети, сами выбирают ответственного, если не получается, с помощью считалки).
Приступаем к проведению опытов:
Опыт 1: возьмите воздушный шарик, сожмите его в руке. Какой, он на ощупь?
Вывод: шарик на ощупь мягкий.
Воспитатель: правильно. Как, вы думаете можно ли такое свойство предмета как мягкость сравнить с ватой.
Дети: можно.
Воспитатель: значит какое первое свойство шарика? С помощью, какой картинки обозначим мягкость?
Дети: мягкость, вата.
Опыт 2: возьмите воздушный шарик, погладьте его ладошкой. Какой он?
Вывод: гладкий.
Воспитатель: правильно. Какие предметы, у нас в группе гладкие?
Дети: перечисляют (стекло, утюг, сковорода и т. д).
Воспитатель: значит какое второе свойство шарика? Выберите среди картинок, картинку, которая изображает гладкость.
Дети: гладкость, картинка (стекло).
Воспитатель: ребята, давайте сделаем небольшой перерыв и проведем физкультминутку, чтоб набраться сил.
Физкультминутка «Мышка»
Надувала мышка шар (имитировать надувание шарика)
А мышонок ей мешал (хаотично движения руками)
Прыгал и скакал (движение соответственно тексту)
Подошел и лапкой топ (осторожно ступать и топнуть)
А у мышки шарик хлоп и лоп (развести руки в сторону).
Воспитатель: отдохнули, приступаем к следующим опытам.
Опыт 3: возьмите воздушный шарик, попытайтесь его разорвать. Получается, у кого ни будь разорвать? Какой вывод?
Вывод: шарик прочный, его руками не разорвать.
Воспитатель: значит какое третье свойство шарика? Можно обозначить свойство железной цепью?
Дети: прочность, да можно, цепь руками тоже не разорвать.
Опыт 4: возьмите воздушный шарик, надуйте его.
Воспитатель: что с ним происходит? Почему он становится большим?
Дети: шарик по мере надувания становится большим. Когда мы надуваем шарик, в него попадает воздух, шарик растягивается и становится большим. Поэтому шарик называют воздушным, так как в него попадает воздух.
Воспитатель: ребята, теперь сдуйте шарик. Что с ним происходит? Почему он становится маленьким?
Дети: шарик сдувается и становится маленьким. Шарик становится маленьким, так как из него воздух испарился.
Воспитатель: значит какой вывод сделаем.
Вывод: шарик эластичный и растягивается, при надувание большой, при спускание маленький.
Воспитатель: значит какое четвертое свойство шарика? Выберите среди картинок, картинку, которая изображает эластичность.
Дети: эластичность, резиновый мяч.
Опыт 5: возьмите надутый воздушный шарик и помашите веером перед шариком.
Воспитатель: что происходит? Почему шарик движется? Какой вывод можно сделать?
Вывод: веер движется и приводит в движение воздух, создает ветер. Чем сильнее машем веером, тем быстрее и дальше двигается шарик.
Воспитатель: значит какое пятое свойство шарика? Чем обозначим?
Дети: легкость, ветер.
Опыт 6: возьмите надутый воздушный шарик, положите его в миску, с помощью лейки полейте его.
Воспитатель: что происходит? Почему шарик не промокает? Какой вывод можно сделать?
Вывод: шарик становится мокрым. Шарик резиновый и не пропускает воду.
Воспитатель: значит какое шестое свойство шарика? Чем обозначим?
Дети: водонепроницаемый, капелькой воды.
Воспитатель: ребята, шарик предлагает с ним поиграть. Давайте сделаем круг и поиграем в игру.
Игра «Назови резиновый предмет»
Дети стоят в кругу и передают воздушный шарик из рук в руки под музыку. Когда музыка останавливается, у кого в руках оказывается шарик, тот должен назвать предмет, сделанный из резины.
Воспитатель: молодцы ребята, с заданием справились. Ребята, давайте расскажем шарику его свойства.
Дети: перечисляют свойства шарика с помощью подсказок картинок: (мягкость, гладкость, прочность, эластичность, легкость, водопроницаемость).
Шарик : ребята, большое вам спасибо, за помощь. Теперь, я знаю все о себе.
Ребята, вы так дружно работали в лаборатории, проводили опыты, без вас я не узнал бы свои свойства. Хочу, вас отблагодарит и подарить вам волшебные шарики с надписью «Юные исследователи шариков». Я, с вами прощаюсь и попытаюсь догнать своих друзей шариков.
Заключительная часть. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось работать в лаборатории?
- Какое исследование вам понравился больше всего?
- Как, вы думайте, нам удалось ответить на вопрос воздушного шарика?
Ребята, возьмите маркеры и подойдите к мольберту (висит плакат, где нарисован клоун, в руках держит воздушный шарик). Если вам понравилось занятие нарисуйте красный шарик, если не понравилось синий шарик.
Ребята, вы молодцы. Спасибо за занятие.