Елена Зайчикова
Конспект НОД в старшей группе на тему «Русская матрешка» с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Русская матрешка
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
«Познавательное развитие»
1. Продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой, с её внешним обликом, особенностями Семёновской, Загорской, Полхов –Майданской матрёшек;
2. Развивать интерес детей к русскому народному промыслу : росписи матрешек.
«Художественно-эстетическое развитие»
Публикация «Конспект НОД в старшей группе на тему „Русская матрешка“ с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
3. Развивать художественный вкус, мелкую моторику рук;
4. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
5. Развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки;
6. Закрепить практические навыки по рисованию элементов Семеновской росписи.
«Социально-коммуникативное развитие»
7. Развивать умение детей активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
8. Воспитывать уважение к творчеству русских умельцев.
«Физическое развитие»
9. Совершенствовать двигательную активность, формировать умение соотносить движения с текстом.
Методы и приемы:
- практические: пальчиковая гимнастика, динамическая пауза;
- наглядные: презентация, матрешки, образцы элементов росписи;
- словесные: загадывание загадок, вопросы, обсуждения.
Материалы и оборудование: презентация «Русская матрешка»; игрушки Матрешки с традиционными видами росписи (Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская, мольберт, силуэты матрешек, иллюстрации с элементами разных техник росписи, аудиозаписи «Русские народные мелодии», сундук, интерактивная доска, проектор, ноутбук, шаблоны матрешек, альбомные листы, краски, кисточки, простые карандаши для контурного рисунка, ватные палочки, баночки с водой.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Динамическая пауза, пальчиковая гимнастика
Игровая Игровая ситуация
Познавательно-исследовательская Решение проблемных ситуаций
Коммуникативная Загадывание загадки, вопросы, беседа
Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение стихотворений
Логика образовательной деятельности
1. Организационный момент (звучит народная мелодия).
На столе стоит сундук.
Воспитатель. Дети, посмотрите, какой красивый сундук у нас в группе. Интересно узнать, что же в нём? Смотрите, на нем лежит письмо.
Читает надпись-загадку.
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Наша….
(русская матрешка)
Воспитатель (открывает сундук). Посмотрите и правда, матрешка!
Слайд 1.
2. Основная часть.
- Русскую традиционную игрушку – матрешку знают не только в нашей стране России, но и далеко за ее пределами. С матрешкой не только играют дети во всем мире, а так же люди дарят друг другу как сувенир - маленький подарок из России.
Я Матрёшка-сувенир
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская Матрёшка.
Мастер выточил меня
Из куска берёзы.
До чего румяна я,
Щёки, словно розы.
Чтобы сделать матрешку используют дерево – березу или липу. Затем фигурку обрабатывают и распиливают на две части, расписывают, украшают и покрывают лаком.
Воспитатель. Ребята, давайте откроем матрешку и посмотрим, что находится внутри (открывает матрешку, а там пусто).
- Вот чудеса, а где же другие матрешки? Что же нам делать, ребята? (ответы детей). Нашей гостье скучно будет одной. Я предлагаю вам нарисовать для неё подружек.
- Но сначала, давайте вспомним, какие три основных вида матрешек мы с вами знаем?
(Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская)
- Молодцы! А чем же эти матрешки отличаются друг от друга? Давайте посмотрим на изображения (слайд 2, 3,4).
Слайд 2.
1. У Семеновской матрешки весь фартук занимают букеты цветов: алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
Слайд 3.
2. Загорская матрёшка в расписном сарафане, кофточка на ней с вышивкой. А в руках у матрёшки то корзина с грибами и ягодами, то серп, то петух или уточка.
Основные цвета Загорской матрешки : красный, зеленый, синий, желтый.
слайд 4.
3. У Полхов - Майданской матрешки нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле – вверх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. На голове полушалок с цветами. И особенностью является отсутствие у матрешки рук.
- А теперь скажите, какая из этих видов наша матрешка-гостья?
- Правильно, Семеновская! Мы с вами будем рисовать и расписывать Семеновкие матрешки, но сначала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас, мастера,
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело,
Украшай матрешек смело,
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
3. Практическая часть.
- Ребята, у вас на столе лежит трафарет матрёшки, лист бумаги и простой карандаш. Подумайте, как лучше расположить матрешку на листе бумаги : вертикально или горизонтально?
(Если дети затрудняются, воспитатель ставит чистый лист бумаги за матрешку и помещает его сначала горизонтально - дети наглядно видят, что матрешка не помещается, затем вертикально - дети видят, что матрешка вписывается в формат листа).
Воспитатель:
- А теперь посмотрите, как мы будем рисовать матрешку.
1. По шаблону обведём контур матрёшки.
Слайд 5.
2. Нарисуем контур платочка и завязки.
Слайд 6.
3. На лице аккуратными штрихами наметим волосы, глаза, брови, нос, рот и щечки.
Слайд 7.
4. Приступаем к рисованию рук.
Слайд 8.
5. Внизу намечаем контур – овал.
Слайд 9.
6. Украшаем середину цветами.
Слайд 10.
Дети приступают к рисованию матрешки.
Динамическая пауза
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку, на носок)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Воспитатель:
-А теперь, ребята, нам осталось только расписать матрешек красками с помощью кисточек и ватных палочек.
(Звучат русские народные мелодии в записи, дети расписывают матрёшек).
Начинаем с раскраски больших цветовых плоскостей – частей одежды. Сначала раскрасим платок. Теперь аккуратно закрашиваем сарафан. Когда краска высохнет, наносим узор – цветы на сарафане ватными палочками. Лицо круглое, яркий румянец, чёрные брови, маленький рот. Такой же образ русской красавицы воспевался в русских песнях и сказках.
4. Рефлексия.
Слайд 11.
Организация выставки детских работ)
- Молодцы, ребята, у всех получились замечательные работы. Вот теперь нашей гостье не скучно будет!