Елена Николаевна Тесленко
Разработка конспекта НОД «Природные зоны России»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 36»
Разработка конспекта НОД по познавательному развитию в старшей группе
по стандартам ФГОС на тему:
«Природные зоны России».
Тесленко Елена Николаевна,
воспитатель высшей категории.
Возрастная группа: старшая.
Тема: «Природные зоны России».
Ведущая образовательная область: познавательная.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Публикация «Разработка конспекта НОД „Природные зоны России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Природные зоны Земли
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Цель занятия: формирование представлений у воспитанников о природных зонах России.
Образовательные задачи по основной образовательной области:
- обучать умению выделять взаимосвязь растений и животных с особенностями места их произрастания и обитания;
—содействовать овладению системными и систематизированными знаниями и умениями, позволяющими адекватно ориентироваться в окружающем мире, самостоятельно познавать его, используя способы познания, реализовать творческое начало;
-закреплять знания о растениях, о животных разных природных зон;
Образовательные задачи по интегрируемым образовательным областям:
- Способствовать формированию умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
— Способствовать формированию представления о России, как о родной стране и о Ростовской области, как родном крае;
- содействовать развитию патриотических чувств через формирование представлений о природе России;
-воспитывать умение работать в коллективе;
-способствовать формированию правильной осанки;
— содействовать развитию ценностного отношения к природе родного края.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, двигательная, игровая.
Предварительная работа: ознакомление с природой и животными каждой природной зоны в отдельности; рассматривание иллюстраций о природе тайги, тундры, степи, пустыни, чтение
Методы и приемы: наглядные (демонстрация картин, иллюстраций, словесные (диалог, рассказ, беседа, практические (метод игры).
Планируемый результат:
-дети знакомы с природными зонами России, знают растения и животных природных зон;
- умеют выделять взаимосвязь растений и животных с особенностями места их произрастания и обитания;
- умеют аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- умеют работать в коллективе;
- бережно относятся к природе родного края;
- стараются поддерживать правильную осанку.
Материалы и оборудование: Д/м «Природные зоны России», кукла Незнайка, карта России, использование ИКТ (презентация для детей «Природные зоны России», мяч, фотографии пустыни и леса (А 4).
Ход НОД:
1 часть: «Мотивационно-побудительная».
Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, к нам пришел Незнайка и что-то принес. Давайте с ним поздороваемся.
Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! Посмотрите, какую красивую фотографию степи я вам принес! (показывает фотографию леса).
А еще фотографию тундры! (показывает фотографию пустыни).
В. – Незнайка, мне кажется, что ты что-то напутал. Как вы думаете, ребята?
Фотографии действительно красивые, но разве это степь и тундра?
Незнайка: - Как же так? Я столько рассматривал фотографий, я так старался запомнить названия, и опять все напутал!
В. – Не расстраивайся, Незнайка. Ты любишь путешествовать?
Незнайка: - ДА!
В. – А вы, ребята? ( дети говорят: - да).
Предлагаю вместе с Незнайкой отправиться в путешествие по нашей огромной стране, и узнать, что же на фотографиях, вы согласны? (Да).
II часть: «Основная».
В. – Только откуда же нам начать свое путешествие? Знаю, нам поможет карта нашей страны. Ребята, кто покажет и расскажет какая природная зона на самом севере нашей страны? А за ней зоны какие располагаются? Правильно, на самом севере нашей страны располагается тундра, за ней лесная зона, степная и на самом юге пустынная. А у нас есть волшебная палочка и с ее помощью мы будем путешествовать. Закрывайте глазки, а я скажу волшебные слова: «Раз, два, три – ребята в тундру попади!» (Слайд тундры)
Незнайка: - Ой, как здесь холодно! И что здесь может расти? И кто это здесь живет?
В. –Кто расскажет Незнайке?
Ребенок: - В тундре вечная мерзлота, длинная зима, очень короткое лето, поэтому растут здесь в основном травянистые растения, которые быстро растут, цветут и дают семена, карликовые березки и сосны, а еще разные мхи. Живут в таких суровых условиях Северные олени, песцы, северная куропатка, северная сова. У всех теплая густая шерсть, густой пух и перья, а еще почти все жители тундры белого цвета, как снег, чтобы быть незаметными.
Незнайка: - Ух, как интересно! Но ужасно холодно, давайте путешествовать дальше, пока я совсем не замерз.
В. – Хорошо. Раз, два, три – палочка, в лес нас перенеси! (слайд леса)
Незнайка: - Как пахнет хвоей! Это отсюда к нам на Новый год в гости елочка приходит? А кто здесь живет?
В. – Да, ты угадал, именно отсюда. Мы в лесу. А что такое лес, ребята?
Дети: - Лес – это природная зона, в которой растет много разных деревьев.
В. – Правильно. А кто в нем живет, ты узнаешь, если с нами поиграешь. Хочешь поиграть?
Незнайка: - Да!
Дидактическая игра «Жители леса».
В. – Раз, два, три – палочка в степь нас перенеси! (Слайд степи)
Незнайка: - Ой, а здесь чем пахнет?
В. –Ребята, чем пахнет весной в степи?
Дети: - цветами.
В. – И, конечно же, цветами. А что такое степь?
Дети: - Степь – это равнина, поросшая травянистой растительностью.
В. – И весной вся травянистая растительность цветет, поэтому степь так красива весной! И многие поэты писали стихи об этом, например, Анна Павловна Барыкова.
Ребенок читает стихи:
В степи
Анна Павловна Барыкова
Разубрана вся степь раздольная цветами;
Прогретая насквозь, вся дышит, вся живет
И звонкими певцов-малюток голосами
Свободы и любви весенний гимн поет.
Букашки, мотыльки и пчелы золотые -
Всё счастливо кругом, всё полно красоты.
В. – А теперь предлагаю выйти и полюбоваться красотой степи.
Физминутка. Здесь, в степи, растут цветы.
Здесь в степи растут цветы
Небывалой красоты.
(Потянуться, руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы,
С ними потянись и ты.
(Потянуться, руки вверх)
Ветер дует здесь всегда,
Только это не беда.
(машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки,
(Наклоны)
А потом, опять встают
И, по -прежнему цветут.
(встать, потянуться вверх)
Незнайка: - Как же здесь красиво! Только я не понял, здесь живут одни насекомые?
Дети: - Нет, здесь живут волки, лисы, зайцы, суслики, сурки, мыши, антилопа – сайгак; разные птицы: жаворонки, перепелки, куропатки, степной орел. (Показ слайдов)
Незнайка: - Какая большая у нас страна! И тундра есть и лес, и степь.
В. – Да, Незнайка. А еще на самом юге нашей страны есть даже пустыня. Раз, два, три – палочка в пустыню нас перенеси! (слайд пустыни).
Незнайка: - Ух, и жара! Мы в пустыне?
В. – Конечно, мы оказались в пустыне. Ребята расскажите Незнайке о пустыне, что это такое?
Дети: - Пустыня – это природная зона, с равнинной поверхностью, но в ней мало растений и животных, потому что там мало или совсем нет дождей, и очень жарко.
Незнайка: - Что же здесь может расти? И кто здесь может жить?
Дети: - Здесь растут растения, у которых вместо листьев колючки, чтобы сберечь влагу внутри растения и очень длинные корни: верблюжья колючка, перекати поле, черная полынь. Живут в пустыне суслики, тушканчики, ящерицы.
В. – Ребята, а вы знаете, что многим растениям, животным и птицам грозит гибель? Мы можем им как-то помочь?
Дети: - НЕ шуметь на природе, не мусорить, не трогать руками животных, птиц,
не разорять гнезд, не разжигать костер, не рвать букеты цветов, не ломать ветки.
III часть: «Рефлексивная».
Незнайка: - Как же все это интересно! Неужели вы, ребята все это запомнили и знаете? Я уже запутался опять! Вот с фотографиями разобрался. (Показывает 2 фото). Это лес, а это пустыня. А вот кто где живет, уже забыл.
В. - А мы с ребятами тебе сейчас напомним. (Д\и «Назови обитателя природной зоны».)
Незнайка: - Какие вы молодцы! Я постараюсь тоже это запомнить.
В. - Да, Незнайка, постарайся. И приходи почаще к нам в гости, ребята тебе еще много интересного могут рассказать. А нам пора идти уже на прогулку, до свидания.
Литература:
Авторская разработка.