клим аширяев
Разработка концепции школьной программы учебного курса «Учимся беречь воду»
▼ Скачать + Заказать документы
Приглашаем к обсуждению и участию в проекте:
«Разработка концепции школьной программы учебного курса «Учимся беречь воду»
Водосбережение с каждым годом становится все более насущной проблемой. Основными вопросами предмета «Учимся беречь воду» являются актуальность водосбережения и, не только отраслевой характер этой проблемы, но и общая значимость рационального использования водоресурсов для нашей страны и мирового сообщества.
Публикация «Разработка концепции школьной программы учебного курса „Учимся беречь воду“» размещена в разделах
В настоящее время во всем мире произошло обострение экологической ситуации, во многом обусловленной увеличением водопотребления, истощением и загрязнением водных ресурсов отходами антропогенной деятельности человека.
В связи с этим возникла необходимость рационального и экономного использования водных ресурсов в экономике страны.
Рассматривая вопросы о местных источниках воды учащимся необходимо разъяснить, что на современном этапе реальными видами водных ресурсов могут быть реки, озера подземные воды, в определенной мере шахтные, карьерные и дренажные воды. Возможности использования соленых вод океанов и морей при сегодняшнем уровне развития технологий весьма ограничены, хотя научные исследования и разработки во всем мире и в нашей стране в этом направлении ведутся довольно интенсивно.
Возникновение этих проблем в значительной мере обусловлено социальными факторами. Поэтому и решение их должно реализовываться не только техническими средствами, но и путем изменения системы ценностей по отношению к окружающей среде, т. е. ключ к решению этих задач - формирование нового менталитета общества.
Известно, что экономия достигается снижением потерь, использованием водоресурсосберегающих технологий, эффективным ведением водного хозяйства. В связи с этим особую значимость приобретает формирование нового сознания у подрастающего поколения- сохранность и экономное использование воды.
Перед учителем стоит важная задача — воспитание нового поколения, которое, внедряя и используя современные технологии во всех отраслях экономики, в то же время будет понимать важность эффективного использования и экономии водоресурсов, так как, обладая ими, государство обеспечивает свою водоэкологическую и экономическую безопасность. Для учащихся должно стать очевидным: от отношения к имеющимся в распоряжении человека водным ресурсам зависит не только наше собственное благополучие, но и благосостояние последующих поколений.
Методические рекомендации должны включать примерную образовательную программу курса и рекомендации по проведению тематических уроков по водосбережению и водоэффективности, по использованию электронного образовательного издания в практической деятельности педагогов и самостоятельной работе учащихся.
Концепция примерной образовательной программы курса «Учимся беречь воду»
1.1 Целевой раздел
1.1.1 Пояснительная записка
Рациональное использование воды– приоритет государственной политики развитых стран мира. Водосбережение – это образ жизни общества в целом и каждого человека, вырабатывающий определенный алгоритм поведения. Каким будет будущее нашей страны, во многом зависит от ценностных основ поведения, которые закладываются в сознании детей еще в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях. Человечество продолжает. не всегда рационально. использовать все сокращающиеся запасы пресной вводы. Вместе с тем все больше людей понимают, что будущее – за рациональным, бережливым использованием воды. Кроме того, необходимо задуматься, что очень часто в быту и на производстве мы бездумно тратим гораздо больше воды, чем ее реально необходимо использовать.
Осознание каждым отдельным человеком необходимости перехода от потребительского отношения к воде к совместному гармоничному развитию водопользования и человека, водных объектов и общества рассматривается как одно из условий устойчивого развития человечества. Именно поэтому в настоящее время возросла значимость поиска путей решения водоэкологических проблем, в том числе проблем эффективности водопользования и водосбережения.
Сегодня разработано множество эффективных методов для сбережения воды и снижения ее потребления в производственных процессах. жилых помещениях, индивидуальном использовании. Но очень мало людей знакомы с этими методами и еще меньше используют их, поэтому перед современными общеобразовательными учреждениями стоит задача воспитания у подрастающего поколения гражданской позиции и навыков рационального и экономного использования водных ресурсов как неотъемлемой части водосберегающей политики нашего государства.
В настоящее время в образовательных учреждениях общего образования одним из направлений образовательной деятельности должна являться широкая информационно-разъяснительная деятельность, ориентированная на формирование и развитие у школьников культуры водосбережения, которая осуществляется в рамках разрабатываемых и реализуемых в образовательных учреждениях общего образования Программ Водосбережения, регламентирующей обеспечение мероприятий по водосбережению и повышению эффективности водопользования.
Значимость формирования культуры водосбережения, популяризации и пропаганде знаний и умений по водосбережению и эффективности водопользования среди учащихся школ возрастает в контексте вступления страны во Всемирную торговую организацию.
Средняя школа является важным этапом интеллектуального развития, периодом интенсивного приобретения знаний и становления мировоззрения человека. Именно в этом возрасте происходит накопление («впитывание») моральных ценностей и норм поведения, что определяет младший и средний школьный возраст как наиболее благоприятный для знакомства с вопросами бережного отношения к окружающей природе, формирования и развития культуры водосбережения и повышения эффективности водопользования. Вопросы водосбережения и повышения эффективности водопользования должны быть включены в программу духовно-нравственного развития и воспитания, а также программу формирования водоэкологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. При этом Программы должны реализовываться «в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения». Как следствие, в начальной и средней школе вопросы водосбережения и повышения водоэффективности могут быть интегрированы в содержание обучения таких учебных предметов как окружающий мир, технология, математика, чтение и русский язык и др. Одновременно знакомство с этими важными проблемами может осуществляться в рамках внеклассных мероприятий и внеурочной деятельности (кружки, факультативы, проектная деятельность). Такой подход обеспечит целенаправленное и системное формирование культуры водосбережения и повышения водной безопасности у учащихся начальной и средней школы.
Все выше сказанное подтверждает необходимость и актуальность практической реализации образовательной программы учебного курса «Учимся беречь воду», ориентированного на формирование и развитие культуры водосбережения и водоэффективности учащихся начальной и средней школы.
Отличительными особенностями и новизной программы является :
• деятельностный подход к воспитанию и развитию школьника;
• принцип комплексного развития личности школьника как общая научно-методическая основа разработки образовательной программы;
• принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным учебным предметам (технология и окружающий мир, окружающий мир и литература);
• принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на развитие творчества школьника;
• принцип вертикальной межпредметности – предполагает ориентацию на подготовку учащихся к изучению естественно-научных дисциплин основной школе (география, физика, химия, биология, технология);
• принцип перспективности – реализуется через возможность установления преемственных связей, как между учебными предметами начальной и средней школы, так и основа для обеспечения успешного изучения соответствующих естественнонаучных предметов в основной школе).
Цель образовательной программы учебного курса «Учимся беречь воду» : создание условий для формирования у учащихся начальной и средней школы культуры водосбережения и водоэффективности.
Задачи образовательной программы учебного курса «Учимся беречь воду» :
• формирование представлений о том, что такое вода, как она связана с работой, какие виды воды можно выделить и как один вид воды переходит в другой;
• формирование системы представлений об источниках воды и их использовании;
• формирование знаний о средствах, которые могут быть использованы для измерения воды, в том числе воды, потребляемой в жилище человека (дом, квартира, в школе и т. д. ;
• формирование знаний о способах экономии разных видов воды и ее источников;
• формирование простейших умений экономии разных видов воды в быту;
• развитие умений использования информационно-коммуникационных технологий;
• формирование мышления, воображения, речи учащихся начальной и средней школы, их эрудиции и общей культуры.
Значимость образовательной программы учебного курса «Учимся беречь воду» определяется вкладом в экологическое воспитание школьников, в том числе в воспитание бережного отношения к воде, в формирование у школьников элементарных умений предвидеть последствия своего поведения, сравнить свои действия с водосберегающими нормами поведения в окружающей среде.
Аширяева А. К. ,эксперт по маркетингу водопользования и водосбережению
Аширяева С. К. ,магистр, эксперт по менеджменту водопользования и водосбережению
Аширяев К. Ш. к. т. н. ,проф. ,эксперт по управлению водопользованием и водосбережению
Алматы,14.10.22