юлия сухова
Разработка композиционных заданий для учащихся 3 класса художественного отделения ДШИ «Текст и изображение»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие навыков композиционного построения картины на основании литературного источника. Интеграция изобразительного искусства и литературы.
Задачи :
1. Развитие образного мышления.
2. Развитие вербального общения.
3. Воспитание эстетического отношения к миру.
Изображение, являясь средством невербального общения, тесно связано с речью и непосредственно влияет на формирование образного мышления.
Для художника, «слово» имеет особое значение, несет особый смысл, рождающий зримый образ, цвет, форму и существующий в видимом пространстве.
Публикация «Разработка композиционных заданий для учащихся 3 класса художественного отделения ДШИ „Текст и изображение“» размещена в разделах
На уроках русского языка учащиеся учатся строить предложения, расставлять смысловые акценты, добиваясь наибольшей выразительности высказывания.
В изобразительном искусстве, как и в литературе, для достижения наибольшей выразительности композиции, необходимо выделение главного и подчинение второстепенного единой цели – создание художественного образа.
Поэтому основываясь на выше изложенном, попробуем совместить, или интегрировать слово и изображение. Попробуем создать художественный образ по схеме, подобной морфологическому разбору речи. Определим главное слово в предложении, его особенности, зададим вопрос и ответим изображением.
Целью композиции будет создание художественного образа героя, который живет, действует в окружающей его действительности, осмысляя и преобразую его.
Предложенные упражнения интересны детям, уже имеющим некоторый навык в свободного рисования и не испытывающих затруднений при изображении движений фигур человека и животных.
Выполним ряд рисунков небольшого формата (10* 15см) в карандаше, изображающие различные части речи в предложении.
Практическая работа. Предлагается выбрать для примера любое животное, которое нравится ребенку. У меня будет главным персонажем - медведь.
Упражнения.
1. «Медведь стоит под деревом». Поработаем с предложением, зададим вопрос.
Кто стоит под деревом? Медведь.
В данном предложении существительное «медведь» является главным и соответственно в изображении он будет центральным.
Существительное называет предметы в широком смысле слова; это названия вещей, лиц, веществ и др. Имя существительное - первый портрет героя. Для изображения героя достаточно силуэтного или линейного рисунка.
2. «Косолапый медведь стоит под деревом». Работаем с предложением, задаем вопрос.
Какой медведь стоит под деревом? Косолапый.
В данном предложении прилагательное «косолапый» является определением. Прилагательное обозначает признак существительного, часто указывает на качество предмета.
Изображение косолапого медведя, стоящего под деревом, может быть самым разнообразным, так как рисующий по- своему представляет вербальное понятие «косолапый медведь» в конкретном изображении. Прилагательное обогащает образ героя деталями, делает его особенным.
3. «Медведь идет». Глагол. Выражает действие. Отвечает на вопрос Что делать? Что сделать?
Группа глаголов, обозначающих движение, наиболее понятна для визуального воспроизведения. При изображении глагола возникает необходимость анализа фаз движения, характера силуэта, положения тела в пространстве, необходим поиск наиболее выразительного изображения силуэта. Более сложными для изображения являются понятия действия, не содержащие непосредственного движения. Глаголы: думать, спать, слушать требуют более глубокой работы художника.
4. «Медведь, нюхающий орехи». Наречие (качественное, указывающее каким образом производится то или иное действие.
Уточняет характер совершаемого героем действия.
5. «Укушенный в нос осой медведь»». Причастный оборот. Изображает действие прилагательного в пространстве.
Причастие, причастный оборот – это уже сюжет, где герой действует, и в этом действии проявляются его качества. Сюжет требует разработку не только изображение главного действующего лица, но и разработку пространства, в котором происходит действие.
6. «Укушенный осой, медведь спрятался под елью». Деепричастный оборот. Деепричастный оборот – сюжет, в котором существительное, проявив какое – либо качество в действии, совершает добавочное действие, соотнесенное с окружающим пространством.
Изображение включает в себя разработку главного персонажа, разработку пространства и взаимодействие с другими персонажами.
Приведенные выше примеры демонстрируют, каким образом можно выстроить последовательную цепочку заданий, выполнение которых поможет в работе над сюжетной композицией.
Примеры работ учащихся 3 класса художественного отделения " Детская школа искусств им. А. И. Плотнова".