Юлия Гудкова
Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «Путешествие Незнайки в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие Незнайки в лес».
Дидактические задачи:
1) Формировать обобщенное представление о лесе и его обитателей; диких животных, птицах; Уточнить представления детей о жизни лесных зверей – медведе, волке, лисе, зайце; Формировать представление о лесе как сообществе деревьев, животных и птиц; закрепить правила поведения в лесу. Убеждать детей в полезности всех видов животных и растений; («Познавательное развитие»)
2) Способствовать творческому использованию в играх представление о природе. («Социально-коммуникативное развитие»)
Публикация «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры „Путешествие Незнайки в лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
3) Развивать речь детей, пополнять словарь словами роща, бор, дубрава. Совершенствовать умение грамматически правильно строить предложения. («Речевое развитие»)
4) Развивать двигательную активность, через физ. минутку. («Физическое развитие»)
Воспитательные задачи:
1) Воспитывать бережное отношение к природе осознанно, бережно относиться к деревьям ближайшего природного окружения, как к живым объектам. («Социально – коммуникативное развитие).
Методы и приемы:
- практические - игра «части дерева», игра «с какого дерева листочек», игра «раз, два, три», рисование леса и его обитателей.
- наглядные - иллюстрации с изображением различных деревьев, птиц, диких животных.
- словесные – беседа, загадывание загадок, считалка.
Материалы и оборудование: Картинки диких животных, птиц, деревьев, билеты на автобус, магнитофон, запись голосов птиц, цветные карандаши, краски, кисточки, непроливайки, альбомный листок.
Содержание.
В группу вбегает Незнайка со словами «Я бегал и мне на пути встречались различные деревья и животные, я так и не понял, где я находился? Быть может детишки — поможете мне узнать, где я был?» Воспитатель спрашивает у детей - поможем Незнайки? (ответы детей). Воспитатель удивлен, что Незнайка не знает что такое лес, и кто живет в лесу.
Воспитатель проводит с детьми беседу.
Ребята скажите, вы были с родителями в лесу? (Да)
А что больше всего вам понравилось в лесу? (ответы детей: отдыхать, грибы, ягоды собирать и т. д.)
Воспитатель предлагает детям отправиться в лес, взять с собой Незнайку и познакомить его с лесом и с лесными животными.
Воспитатель спрашивает у детей, на чем можно отправиться в лес? (ответы детей на машине, на велосипеде, на лошади, на автобусе.) Молодцы вы много видов транспорта назвали, но мы поедем на автобусе. А чтобы ехать на автобусе, кто нам нужен? (ответы детей шофер, кондуктор)
Воспитатель распределяет роли, с помощью считалки. (Среди мальчиков выбираем водителя, среди девочек кондуктора остальные пассажиры).
Дети садятся на стульчики (автобус, покупают у кондуктора билеты, отправляются в путь доезжают до станции «Лесная».
По приезду в лес воспитатель сообщает детям и Незнайки что лес — это сообщество многих обитателей — представителей растительного и животного мира.
Воспитатель загадывает детям три загадки, о деревьях (о дубе, осине, липе)
Незнайка знакомится с деревьями. Для того чтобы лучше Незнайка запомнил деревья воспитатель предлагает сыграть в игру “Раз, два, три…”. Показывает картинку с изображением дерева и считает: раз, два, три. Дети превращаются в дерево, изображенное на картинке:
Сосна – руки разведены в стороны;
Ель – руки полуопущены вниз, кисти в стороны, пальцы вместе;
Осина – реки подняты вверх, пальцы сжаты;
Дуб – руки подняты широко вверх, пальцы кистей разведены;
Береза – руки вверх, кисти рук опустить.
Воспитатель спрашивает у детей дерево живое или нет? (варианты ответов детей живое).
Почему так думаете? (варианты ответов детей потому что, как все живое питается, спит, размножается и дышит).
С помощью чего деревья дышат? (варианты ответов детей с помощью листьев). Незнайка, а ты знаешь, из каких частей состоит дерево? (ответ Незнайки нет).
Воспитатель предлагает детям игру «Части дерева» разрезные картинки
Дети собирают по трое, деревья, называют это дерево и части дерева (корни, ствол, ветки, листья). Незнайка смотрит и запоминает.
Воспитатель обращает внимание на листочки, которые лежат на полу.
Ребята посмотрите, сколько листочков на земле, был сильный ветер, сорвал листочки с деревьев, все листочки перепутались, посмотрите какие деревья грустные стоят, давайте поможем деревьям, подберем каждому дереву свой листочек.
Воспитатель, проводит игру «С какого дерева листок».
(дети «оживляют деревья»)
- Молодцы, посмотрите, как наши деревья ожили с листочками!
Воспитатель проводит Физ. минутку «Мы по лесу погуляли»
Мы по лесу погуляли и немножечко устали.
Встанем, глубоко вздохнём, руки дружно разведём.
Чудеса у нас на свете: стали карликами дети,
А потом все дружно встали, великанами все стали.
Дружно мы похлопаем! Тихонечко потопаем!
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
- Вам приятно находиться в таком лесу? (Да)
Воспитатель спрашивает у детей, ребята скажите Незнайки, кто еще живет в лесу (ответы детей дикие животные).
Дети называют лесных животных, и показывают их на картинке, картинки лежат на пенечке (стульчик).
Ребятам предлагается рассказать о жизни зверей, которые живут в лесу.
Дети рассказывают про волка, медведя, лису и зайца как они проводят лето и зиму. Воспитатель подводит всех к выводу, что же объединяет этих зверей и как они называются. (Ответы детей).
Воспитатель уточняет у детей, почему их называют дикими.
Ответы детей (самостоятельно добывают себе пищу, строят себе жилище, ухаживают за своими детёнышами).
Воспитатель предлагает детям вспомнить и познакомить Незнайку с основными правилами поведения в лесу. (Не ходить в лес одному, в лесу нельзя шуметь, бросать мусор, ломать ветки и т. п.)
Воспитатель рассказывает, что в каждом лесу много различных птиц. На деревьях развешены птицы, дети по очереди подводят Незнайку к птице и называют эту птицу, воспитатель помогает детям.
Воспитатель предлагает игру «Узнай по голосу». Включаются голоса птиц, дети угадывают, а Незнайка знакомится.
Воспитатель продолжает свой рассказ и поясняет, что главными в лесу всё-таки являются деревья, от них зависит, какие звери живут в лесу, какие кустарники, грибы, ягоды в нем растут. По деревьям различают: березовую рощу, сосновый бор, дубраву, смешанный или хвойный лес. В лесу все его обитатели хорошо приспособлены к жизни. Животные находят себе пищу, место для выведения потомства, могут спасаться от врагов.
Воспитатель предлагает детям и Незнайки возвратиться в группу, считалкой распределяет роли шофера, кондуктора.
Все садятся в автобус, и возвращаются в группу. По пути воспитатель спрашивает детей о том, что им запомнилось, что понравилось в лесу.
По приезду в детский сад ребятам предлагается нарисовать лес и его обитателей, и подарить Незнайки, чтобы он помнил о лесе и о его обитателях. Незнайка забирает рисунки, благодарит детей за помощь, уходит.