Папки-передвижки

Разновозрастная группа в детском саду: плюсы и минусы, распределение обязанностей

Людмила Тонконог
Разновозрастная группа в детском саду: плюсы и минусы, распределение обязанностей
▼ Скачать + Заказать документы

Нормативные документы, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных учреждений Федеральные документы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;

Публикация «Разновозрастная группа в детском саду: плюсы и минусы, распределение обязанностей» размещена в разделах

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (с изменениями);

- Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. N 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. N 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Региональные документы:

- Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»;

- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 25.06.2021 № 1095 «Об утверждении Положения об организации и проведении оценки качества дошкольного образования в Республике Крым»;

- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 29.03.2023 №578 «О внесении изменений в приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 25.06.2021 № 1095»;

- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 31.03.2023 № 593 «Об утверждении Порядка, методики и показателей мониторинга оценки качества дошкольного образования в Республике Крым на 2023 год».

- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 29.03.2023 № 579 «Об утверждении Плана мероприятий по введению федеральных образовательных программ дошкольного образования в образовательных организациях Республики Крым, реализующих образовательные программы дошкольного образования»

СПЕЦИФИКА МАЛОКОМПЛЕКТНОГО ДЕТСКОГО САДА

Дошкольное образование в целом представляет динамичную, гибко развивающуюся систему, ориентирующуюся на социальный запрос населения. Современной тенденцией дошкольного образования стала вариативность сети дошкольных образовательных учреждений. В результате уменьшилось количество ДОУ вида «детский сад», а увеличилось количество садов общеразвивающего вида с различными направлениями деятельности.

К основным трудностям относятся: разновозрастной состав групп, малый состав педагогического коллектива, ограниченность возможностей детского сада. Существует противоположное мнение, что разновозрастной состав группы малокомплектного детского сада является прообразом большой семьи, в которой: дети могут научиться выполнению различных ролей; может развиться устойчивая групповая культура; имеется естественный стимул к сотрудничеству и взаимопомощи; имеются возможности для развития каждого ребенка в отдельности и всего сообщества в целом, а также для совместной жизни и работы. Организуя совместную деятельность детей разного возраста, воспитатель малокомплектного детского сада должен использовать все преимущества воспитания детей разного возраста – наладить свою работу так, чтобы научить старших заботиться о младших.

В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятное условие для формирования познавательной деятельности младшего ребенка.

Малый состав педагогического коллектива дает ощущение причастности, ответственности, осведомленности всем сотрудникам малокомплектного детского сада, большую активность и отзывчивость: в работе с детьми; в обсуждении особенностей и перспектив развития ребенка; в информировании сообщества об интересных делах, событиях, перспективах малокомплектного детского сада. Успешность воспитательных влияний во многом зависит, по мнению В. О. Ключевского, от дружной, согласованной работы, взаимного сотрудничества педагогов-воспитателей.

Роль воспитателя малокомплектного детского сада – это особенная роль: помочь ребенку взойти на некую нравственную высоту, определяющую культурно-нравственную, культурно-развивающее направление на всю последующую жизнь. Образ воспитателя малокомплектного детского сада связывают с огромным «набором» нравственных качеств, необходимых, чтобы профессионально осуществлять педагогическую деятельность (альтруизм, терпимость, чуткость, сострадание, милосердие, уважение другой личности, справедливость, терпение, честность и т. д.). В связи с нехваткой в малокомплектных садах педагогов дополнительного образования (логопедов, психологов, преподавателей ИЗО и физкультуры, музыкальных работников) для выполнения сложных и многообразных функций воспитатели таких садов овладевают некоторыми прикладными творческими художественными умениями: рисовать (изобразительные); играть на музыкальных инструментах, петь (музыкальные); выразительно читать (художественно-литературные); танцевать (хореографические); ходить в походы (спортивно-туристические или спортивно-трудовые). Воспитателю малокомплектного детского сада необходимо быть профессионально-нравственным, культурным человеком, так как обществу нужны интеллигентные люди, которые несли бы в массы культуру и воспитывали в детях нравственные качества. Воспитатель малокомплектного детского сада должен добиться того, чтобы дети разного возраста нравственные качества проявляли с самого раннего возраста. Это огромный труд, который педагог должен выполнить с учетом своего профессионального опыта. Ведь воспитатели малокомплектного детского сада – это образец духовной и нравственной культуры, которые должны быть примером для детей и взрослых.

Для каждого человека важно научиться жить рядом и вместе с другими людьми. Любое общество строится на совместной работе, сотрудничестве, особенно в маленьком коллективе, поэтому нужно уметь работать в команде. Результат становится выше, если сотрудники малокомплектного детского сада и родители воспитанников осознают, что они связаны между собой, что успеха они могут достигнуть только сообща. Свобода, самостоятельность, совместная работа – три принципа, на которых должна строиться работа в малокомплектном детском саду. Вместе с тем, эти «три принципа» и «три составные части» хороши в том случае, если объединены. Например, общим содержанием или общей задачей.

ЧТО ТАКОЕ РАЗНОВОЗРАСНАЯ ГРУППА?

Разновозрастная группа – это группа детей внутри образовательного учреждения, которые отличаются друг от друга возрастом, а также, как правило, уровнем предшествующей подготовки и интеллектуального развития. Если мы обратимся к истории, то увидим, что первоначально, когда педагоги начинали работать с разновозрастными группами, причина для этого была одна – экономическая. В маленьких городах или селах, где сложно собрать полноценную одновозрастную группу, намного легче объединить несколько одновозрастных мини-групп в одну большую, но разновозрастную. Внутри таких групп один педагог отдельно работал с каждой мини-группой, происходило разновозрастное общение, но не было разновозрастного обучения.

Разновозрастное обучение – образовательная система, при которой программа строится таким образом, что разновозрастные дети изучают один и тот же материал, но старшие дети – более углубленно. Разновозрастное обучение также предполагает делегирование старшим детям некоторых педагогических задач: самостоятельно объясняя какие-то вещи младшим товарищам, старшие дети получают возможность «закрепить» изученный материал. Именно разновозрастное обучение лежит в основе современных разновозрастных групп.

ПЛЮСЫ» И «МИНУСЫ» РАЗНОВОЗРАСНЫХ ГРУПП

Единственного верного ответа на вопрос о том, какое устройство детского коллектива выигрышнее, нет. Просто нет. Под руководством чуткого и вдумчивого педагога в одновозрастной группе дошколята могут получить максимум и даже больше. При этом взрослому очевидно легче выстроить работу именно в такой группе : в помощь и одинаковый уровень развития детей, и мировой педагогический опыт, описанный во многих книгах. В разновозрастной группе педагогу предстоит столкнуться с определенными трудностями, но и «плюсы» у этого формата есть:

Преимущества:

В разновозрастной группе младшие дети будут развиваться быстрее, ориентируясь на успехи старших участников.

Старшие дети в разновозрастной группе могут учиться ответственности, помогая младшим.

Участники такой группы получают ценный опыт общения с детьми, которые на три-четыре года старше или младше их самих. Этот опыт, часто недоступный для детей, у которых, например, нет братьев и сестер, очень важен для развития эмпатии и эмоционального интеллекта.

Разновозрастная группа – живая модель социального организма, в котором естественным образом происходит распределение ролей. Такое пространство может стать очень благоприятным для развития лидерских качеств в детях уже этого возраста, если, конечно, ведущий группы вовремя проведет грамотный анализ и работу.

Недостатки:

Педагогические задачи могут быть сложнее для реализации в такой группе из-за большого разнообразия возрастов и уровней развития детей.

Маленькие дети могут расстройстваться или испытывать трудности, если они не могут удовлетворить свои потребности в общении и внимании у педагогов из-за занятости старших детей.

Старшие дети могут испытывать разочарование в работе с маленьким ребенком, если у них возникают трудности в понимании его интересов и поставленных задач.

При слабой организации группы могут возникнуть ситуации, когда дети разных возрастов будут конфликтовать между собой, что, в свою очередь, может ухудшить атмосферу общения в группе.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАНОСТЕЙ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

Для того, чтобы добиться желаемого результата во всех видах деятельности и режимных моментах, необходима тесная взаимосвязь, взаимопонимание воспитателя и помощника воспитателя.

Грамотный подход к планированию и организации работы воспитателя и помощника воспитателя позволит реализовать новые методики обучения детей дошкольного возраста.

Их слаженные действия существенно снимут нагрузку на каждого из участников образовательного процесса и предоставят простор для творческой деятельности, учитывая интерес конкретного ребёнка и конкретной группы.

При организации функционирования разновозрастной группы возрастает роль помощника воспитателя. И дело не только в важности выполнения его основных обязанностей : уборка помещения, помощь в одевании и раздевании детей, раздача пищи, контроль работы дежурных, а при проведении занятий — контроль выполнения заданий одной из подгрупп. Необходима слаженная работа педагогов при выполнении каждого пункта режима дня группы. Это позволит организовать учебно-воспитательную деятельность детей в полном объёме и выполнить задачи, стоящие перед ДОУ.

РЕЖИМ ДНЯ В РАЗНОВОЗРАСНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.

Правильное физическое развитие ребенка немыслимо без строгого выполнения режима дня, который должен соответствовать реальному составу детей в группе. Однако это не означает, что нужно устанавливать отдельные режимы для всех возрастных групп, абсолютно точно соблюдать распорядок времени, указанный в программе для каждого года жизни ребенка. В условиях смешанной группы это невозможно, так как происходит совпадение во времени разных процессов. Поэтому, целесообразно составлять режим общий для всех.

Правильный режим дня для малышей способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. В условиях смешанной группы невозможно абсолютно точно выполнить санитарные нормы временного режима для каждого возраста. При включении в группу нескольких возрастов график распорядка дня ориентируется на старший возраст. Всегда выполняется правило: работу с младшими и медлительными детьми начинают первыми, их первыми одевают на прогулку, первыми готовят ко сну, первыми начинают кормить (при необходимости еда подготавливается заранее — делится на кусочки котлета или рыба). Исключение составляет только пробуждение послеобеденного сна — первых поднимают старших детей. Такая последовательность действий сведёт затраты времени на ожидание своей очереди к минимуму.

В разновозрастных группах режим дня единый для всех детей, но с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка вносятся некоторые изменения в режимные процессы (деятельность бодрствования и сна, объем нагрузок).

Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании и т. д.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

Для рационального построения образовательного процесса воспитатель формирует списки детей по возрасту.

Содержание воспитательно-образовательного процесса в разновозрастных группах строится в соответствии с Образовательной программой, разработанной в Учреждении и утверждённой Педагогическим советом.

Воспитатели разрабатывают Рабочие программы с ориентиром на содержание психолого-педагогической работы с детьми старшего возраста группы, что соответсвует принципу развивающего образования. В комплексно-тематическом планировании предлагаются варианты объединения детей общей тематикой образовательного процесса, с постепенным усложнением педагогических задач для детей разного возраста, что соответствует принципу развивающего образования.

Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы :

- за счет разных способов выполнения определенного задания

-объема выполняемого задания

-продолжительности учебной нагрузки

-степени и характера участия детей

-постановкой целей и задач с учетом возраста

Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.

Задания для различных возрастов должны различаться по сложности и объему. Необходимо учитывать знания и умения детей и подбирать задачи, которые помогут им развиваться и не будут вызывать у них отрицательных эмоций.

Формами организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастных группах являются фронтальные (физкультурные, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, фронтальные и подгрупповые (занятия познавательного цикла, индивидуальные занятия, игровая деятельность.

При организации фронтальных занятий обучающие задачи ставятся для детей каждого возраста отдельно в соответствии с задачами и содержанием образовательной программы для данного возраста.

Продолжительность занятия зависит от возраста детей - начинается со старшими детьми с постепенным подключением к занятию детей младшего возраста. При одновременном начале занятие для детей младшего возраста заканчивается раньше в соответствии с требованиями санитарных норм.

Вывод:

Самая главная особенность организация работы в разновозрастной группе- это приоритетная важность индивидуального подхода к каждому ребенку.

Разновозрастные группы в дошкольных учреждениях имеют как преимущества так и недостатки. Эффективность работы зависит от её правильной организации. Несмотря на то, что при проведении образовательных занятий в таких группах могут возникнуть проблемы с понимаем у младших деток, все равно их взаимодействие со старшими помогает им развивать необходимые качества характера. Кроме того, такое общение помогает умственному и даже физическому развитию. Дети старшего возраста развивают взаимопонимание, чувство ответственности, лидерские качества благодаря тому, что рядом с ними есть те, за которых они, так сказать, в ответе. Дети младшего возраста, наблюдая за поведением старших, понимают как нужно себя вести и пытаются ориентироваться на них. Благодаря такому взаимодействию посредством игр и учебно- воспитательной деятельности у малышей развивается воображение, самостоятельность, а также ответственность.

Публикации по теме:

«Плюсы и минусы программы «Первые шаги» и основные её отличия от программы «От рождения до школы»» В 2019-2020 учебном году на базе нашего МДОУ № 49 В группе № 14 была создана пилотная площадка, которая является Федеральной пилотной площадкой.

Технология дистанционного образования в ДОУ: плюсы и минусы (разновозрастная группа ЗПР)Технология дистанционного образования в ДОУ: плюсы и минусы (разновозрастная группа ЗПР) В связи с пандемией приостановлено посещение детьми дошкольных образовательных учреждений. Реализация образовательной программы осуществляется.

Фотоотчет «На прогулке в детском саду»  (разновозрастная группа)Фотоотчет «На прогулке в детском саду»  (разновозрастная группа) За всю историю существования детского сада никогда не было такого времени, чтобы сад так долго находился без детей. Тихо в саду: не слышно.

Оформление спальной комнаты в детском саду. Группа «Гномики»Оформление спальной комнаты в детском саду. Группа «Гномики» Оформление спальной комнаты в детском саду. Спальная комната в детском саду – одно из тех помещений, при оформлении которых нужно не только.

Презентация для школьников к уроку истории на тему «Реформы правления Н. С. Хрущёва. Все плюсы и минусы» Тема урока "СССР. Годы правления Н. С. Хрущева" Главные мысли урока в виде презентации: - Помочь учащимся глубже осознать эпоху “оттепели”,.

Развлечение «Коляда в детском саду» (подготовительная группа)Развлечение «Коляда в детском саду» (подготовительная группа) Развлечение "Коляда в детском саду", подготовительная группа. Ведущий: Пришла коляда накануне рождества! Ворота отворяй и гостей принимай.

Сценарий праздника ко Дню матери в детском саду (разновозрастная группа детей 3–6 лет) Описание материала: Конспект праздника, посвящённого дню Матери для детей разновозрастной группы. Этот материал будет полезен воспитателям.

Театральная деятельность в детском саду (подготовительная группа)Театральная деятельность в детском саду (подготовительная группа) Театральная игра. В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характеристиками героев, наиболее сложными.

Театрализованная деятельность в детском саду (старшая группа)Театрализованная деятельность в детском саду (старшая группа) Цель: • развивать воображение, артистизм; • создание творческой атмосферы, обстановки доброжелательности, • поддержка воспитательных систем,.

Занятие по ФЭМП в детском саду «Число 5». Средняя группа Описание: Конспект НОД для детей средней группы по познавательному развитию. Занятие проводится в занимательной игровой форме, что не утомляет.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Разновозрастная группа в детском саду: плюсы и минусы, распределение обязанностей
Опубликовано: 23 января 2024 в 20:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разновозрастная группа в детском саду: плюсы и минусы, распределение обязанностей» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Тонконог (УИ 998590) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД