Татьяна Звягина
Эссе «О вечном — о воспитании»
«О вечном - о воспитании.»
Тема воспитания волновала, волнует и будет нас волновать на протяжении всего человечества. В разное время, у разных народов и культур, воспитание обрамлялось в свою «огранку» преследовало свои цели и задачи. Если заглянуть в средние века, то мы с Вами ужаснемся от шокирующих фактов воспитания детей. И здесь как нельзя, кстати, подойдет выражение Фридриха Ницше «Всё познается в сравнении».
Публикация «Эссе „О вечном — о воспитании“» размещена в разделах
XXI век, мы стоим на пороге нового времени! Наш мир изменился до неузнаваемости, наступила новая эпоха, а вместе с ней время цифрового пространства. Мы переживаем новую техническую революцию, которая затрагивает все сферы нашей жизни, изменяя её ритм, правила, внося свои новые коррективы в области воспитания.
Я. Корчак писал «…В каждом твоём ребенке он видит первое звено бессмертной цепи поколений. Поищи в своём чужом ребенке эту дремлющую свою частицу. Быть может, и разгадаешь, быть может, даже и разовьешь…»
Моё поколение затронуло то время, когда ниже описанные слоганы, становились девизом по жизни. Назовем их «правила советского времени» : «доешь - ты оставил всю силу в тарелке», «ешь, что дают», «что подумают про тебя люди», «будь как все», «не реви», «молчи и терпи», «ты же девочка», «мужчины не плачут» и многое другое. Всё это накрепко въелось в людей, оставляя печальный отпечаток того времени…
С тех пор прошло всего лишь несколько десятков лет и такая «наука» как воспитание детей, кардинально поменяло свои векторы. Нынешние современные мамы научились лавировать в потоке потребностей своих малышей и требованиями нового современного времени. Ребенок вышел на первое, значимое место в семье! На лицо повышенный информационный уровень родителей к подходу воспитания детей. В их распоряжении множество книг, сайтов, дистанционных курсов, марафонов, центров педагогической и психологической помощи и многое другое. У наших детей «размыты рамки» они свободны в словах и в поступках. Маленький ребенок будь ему 3 и более лет является заинтересованным собеседником для взрослого. Ребенка хотят услышать, понять, поддержать и разглядеть в нём тот самый «пытливый взор».
Дети советского времени, были многого лишены. Тогда родители не знали про личные границы детей, с мнением ребёнка не считались и всё чаще они слышали такую фразу как «вот когда повзрослеешь…тогда и поговорим». Взрослые были скупы на выражение и проявление своих чувств и эмоций, многие темы были под запретом.
И вот те самые повзрослевшие дети сами стали родителями…Срисовав свою модель воспитания, они пытаются словно «трафарет» перенести её в новый уже измененный мир! Что по сути уже диссонирует с действительностью - здесь в едином потоке времени, действует одно главное правило - или ты плывёшь, плавно по течению доверившись ему, или ты меняешь его, взяв на себя ответственность за все изменения. Но как показывает время, такие люди, столкнувшись с «глухой стеной непонимания», часто винят во всём мир, правительство, окружение и т. д. Не понимая главной истины, что любое внешнее или внутреннее изменение, начинается, прежде всего, с себя самого! Мы очень часто слышим от таких родителей: «а вот в наше время …», «а вот раньше…» и в конце добавляют фразу «…и ничего, нормальными выросли»… В понятии «нормальности» пусть разбираются другие, но на мой взгляд, здесь очень четко прослеживается не желание принимать всё новое и меняться самим.
Связь рода и поколений, прослеживается в этой бесконечной цепочки воспитания. Каждый новый родитель пытается дать своим детям то, чего сам был лишён, но они слепо не видят, что давая одно, они лишают ребёнка другого… Так как фокус внимания родителя не заметно смешается к восполнению своего желаемого!
Говоря о воспитании, мы должны понимать, кто мы в первую очередь, какие мы, чего хотим и какие цели преследуем? Я искренне верю, что убрав внутренние установки прошлого, доверившись новому и неся в себе такие качества как честность, открытость и любознательность, мы получим вкусную и действенную «пилюлю» в таком бесконечном процессе как - воспитание.
«Ребенок и беспредельность. Ребенок и вечность. Ребёнок – пылинка в пространстве. Ребенок- момент во времени» Я. Корчак
Звягина Т. А.