Айгуль Ямильевна Акифьева
Разбор кейсов от практикующего специалиста: нарушение поведения у детей с СДВГ и особенности их речевого развития
▼ Скачать
Разбор кейсов от практикующего специалиста: нарушение поведения у детей с СДВГ и особенности их речевого развития. Психологические и речевые игры
Магистр психолого-педагогических наук
практикующий специалист Логопед дефектолог
Акифьева Айгуль Ямильевна
Содержание
1. Виды СДВГ
2. Особенности поведения у детей с СДВГ
3. Разбор кейса
4. Игры для развития речи и коррекции поведения
Публикация «Разбор кейсов от практикующего специалиста: нарушение поведения у детей с СДВГ и особенности их речевого развития» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
СДВГ — это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.
Cимптомы невнимательности
1. Неспособность внимательно следить за деталями
2. Неспособность удерживать внимание на заданиях или игровой деятельности
3. Снижение внимания при восприятии вербальной информации
4. Снижение способности следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции)
5. Нарушение организации заданий и деятельности
6. Избегание домашней работы, требующей постоянных умственных усилий
7. Частые потери вещей, необходимых для выполнения определенных заданий (школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты)
8. Повышенная отвлекаемость на внешние стимулы 9. Забывчивость в ходе повседневной деятельности.
Симптомы импульсивности
1. Предоставление ответа до того, как завершен вопрос
2. Снижение способности ждать (например, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях)
3. Перебивание в разговоре собеседника (например, в разговорах или играх других людей)
4. Повышенная речевая активность без адекватной реакции на социальные ограничения
Таким образом, тип расстройства зависит от преобладания тех или иных симптомов (жалоб со слов родителей, педагогов) в структуре нарушения внимания и гиперактивности в соответствии с критериями действующей МКБ-10 не ранее 5–6-летнего возраста.
Обследование СДВГ
Клиническое обследование детей с СДВГ проводится, как правило, врачом-неврологом. Осуществляется опрос родителей:
• Выясняют особенности перинатального периода развития
• Врач уточняет, когда начались первые проявления заболевания, особенности симптомов у данного ребенка
• Определяет динамику развития патологических симптомов
• Выясняет эмоциональный фон пациента, его отношения с окружающими, изучает проведенные лечебные мероприятия и их эффективность
При обследовании важно обращать внимание на поведение ребенка в различной обстановке (во время беседы, при осмотре, в момент тестирования).
Подробно исследуется неврологический статус:
• Поведение ребенка, его внешний вид
• Оценивается состояние черепно-мозговых нервов — глазные симптомы (ширина зрачков, их реакция на свет, объем движений глазными яблоками, ширина глазных щелей, степень симметрии мимической мускулатуры, наличие или отсутствие девиации языка, фонация
• Оценивается двигательная сфера — объем движений, мышечная сила, сухожильные рефлексы, наличие или отсутствие патологических рефлексов, гиперкинезов, координаторные пробы и чувствительность, тонкая моторика
Далее используются объективные методы обследования (электроэнцефалография, ЭХО-ЭГ, нейросонограмма, компьютерная томография, доплерография и другие исследования по показаниям).
Как правило, в независимой экспертизе оценки состояния больного принимают участие несколько специалистов:
• Невролог
• Нейрохирург
• Психотерапевт
• Нейропсихолог
Нейропсихологическое исследование: подробно изучается анамнез для выявления психогений (острых или хронических, исследуется уровень стресса, при помощи опросника определяется степень эмоционально-социальной поддержки.
Синдромы СДВГ
Нарушение внимания — трудно сосредоточиться и поддерживать концентрацию внимания в течение времени, характерного возрасту, не получается абстрагироваться от воздействия различных раздражителей внешней среды.
Легкие неврологические нарушения — подергивание мышц лица, дрожание пальцев рук (тремор, непроизвольные сокращения мышц (гиперкинезы).
Нарушение координации движений и сухожильных рефлексов, изменение ассоциативных движений.
Синдромы СДВГ
• Эмоциональная лабильность — частые смены настроения, повышенная раздражительность, тревожность, чувство страха, повышенная плаксивость, беспокойство
• Нарушение восприятия — чаще всего поражается зрительный анализатор, дети не могут обвести контуры рисунка, нарисовать предметы, различать размеры и направления, плохо ориентируются в пространстве, не могут отличить часть от целого, неправильно читают буквы, на слух плохо различают отдельные согласные звуки, неверно воспроизводят ритм
• Повышенная импульсивность
• Повышенная утомляемость (психическая и физическая)
• Нарушения речи и произношения
Нарушения, сопутствующие СДВГ
• Невротические привычки — обкусывание ногтей (онихофагия, сосание большого пальца, многочисленные стереотипные движения (кивание головой, наклоны туловища, постоянное сжимание пальцев и т. п.). Все это свидетельствует о состоянии внутреннего напряжения.
• Нарушение сна с первых дней после рождения ребенка.
• Нарушается ритма сна — сонливость днем и бодрствование ночью, в более старшем возрасте — позднее засыпание с тяжелым подъемом утром.
Нарушения, сопутствующие СДВГ
• Боязливость
• Повышенная психическая утомляемость, которая проявляется как быстрая усталость и частые головные боли
• Нарушение аппетита
• Навязчивые тики — в большинстве случаев возникают на лице, но иногда на туловище и шее
• Заикание Тики и заикание являются проявлением недостаточной координации и повышенной возбудимости.
• Наиболее частые жалобы: избыточная возбудимость, импульсивность, раздражительность, частая смена настроения, невозможность длительного сосредоточения
Объективными методами обследования выявляются следующие нарушения:
• Стертые формы гидроцефалии (водянки головного мозга, косвенные признаки внутричерепной гипертензии, врожденные пороки развития
• Нейроортопедическая патология
• Нарушения мышечного тонуса
• Вегето-сосудистая дизрегуляция, слабость вестибулярного аппарата
• Экстрапирамидная недостаточность (снижение двигательной системы) Как правило, неврологическая патология обнаруживается практически у 90% детей с диагнозом СДВГ.
Психологический анализ показывает большую роль психогенных факторов в формировании СДВГ у детей, к которым относятся конфликтная обстановка в семье, злоупотребление родителей алкоголем. Важной причиной развития СДВГ является нарушение эмоционального контакта с родителями, одноклассниками, преподавателями.
Дифференциальная диагностика СДВГ проводится с астеническими синдромами на фоне интеркуррентных заболеваний, специфическими нарушениями обучения (дискалькулия, дислексия и другие, заболеваниями щитовидной железы, олигофренией легкой степени и шизофренией.
Однако при данном способе диагностики могут возникнуть затруднения в связи с возможностью сочетания СДВГ с другими заболеваниями и состояниями — психиатрической патологией (депрессиями, паническими атаками или навязчивыми мыслями).
Диагностические критерии DSM-5 для СДВГ В DSM-5 выделяется три типа основных расстройств и два дополнительных («другое уточненное» и «неуточненное»):
• Расстройство дефицита внимания / гиперактивности: преобладание дефицита внимания
• Расстройство дефицита внимания / гиперактивности: преобладание гиперактивности и импульсивности • Расстройство дефицита внимания / гиперактивности: смешанный тип
• Другое уточненное расстройство дефицита внимания / гиперактивности
• Неуточненное расстройство дефицита внимания / гиперактивности
Симптомы, влияющие на нарушение речи и поведения
Речевые расстройства
• Устная речь: прагматический дефицит (возможно)
• Неумеренность речи, снижение плавности, речь менее логичная, менее связная и организованная
• Задержка развития внутренней речи
• Снижение способности к грамматически правильному речевому поведению
• Нарушение центральных механизмов слуха
• Ошибки при аудиологическом тестировании вызваны импульсивным/несосредоточенным поведением
• Видимая неспособность держаться на уровне сверстников может также возникать в результате слабых исполнительных навыков, что частично влияет на уровень IQ
Нарушения адаптации (особенно в межличностной и социальной сферах)
• Нарушение ответного торможения
• Снижение логической рабочей памяти
• Снижение вербальной рабочей памяти
• Уменьшение гибкости реагирования
• Большое количество ошибок при оценке времени
• Снижение способности планировать время
• Недостаточность планирования и способности решать проблемы
• Снижение способности оценивать совершенные ошибки
• Недостаточность осмысления информации при слушании и чтении
• Слабая организация труда
• Снижение способности поддерживать мотивацию к работе
• Повышенная склонность к позитивным иллюзиям (неадекватность самооценки)
Нарушения речевого развития являются одним из наиболее частых сопутствующих расстройств при СДВГ. Наличие расстройства речевого развития у детей с СДВГ в значительной степени способно усугублять их адаптацию, ограничивая коммуникацию и развитие. Особенно частыми у детей с СДВГ бывают такие речевые нарушения, как задержка речевого развития, недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата, брадилалия или тахилалия, нарушения голоса и речевого дыхания, заикание.
В школьном возрасте могут быть проблемы с освоением чтения (дислексия) и письма (дисграфия)
Дислексия имеет характерные клинические проявления
При чтении ребенок:
• Пропускает или путает буквы, слоги, окончания
• Не дочитывает слова до конца
• Пропускает строки
• Неверно ставит ударения
• Не может пересказать прочитанное, т. к. чтение носит угадывающий характер
• Возможно наличие феномена «зеркального чтения»
Клинические проявления дисграфии следующие:
• Феномен «зеркального письма»
• Неразборчивый почерк
• Пропуск букв, слогов, недописывание окончаний при письме
• Нарушение согласования слов в предложениях
• Путает похожие по написанию и пространственному расположению буквы (и-ш, л-м, т-п и т. д.)
Лечение синдрома дефицита внимания
Наибольшего эффекта лечения удается достичь при сочетании разнообразных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями)
Психотерапевтические методики
Психотерапевтическое лечение заключается в системной семейной и групповой игровой психотерапии, индивидуальной патогенетической психотерапии и различных методах суггестии (прямой, косвенной, гипнотерапии).
Управление поведением. Когнитивно-поведенческая терапия способствует социализации детей с СДВГ.
С помощью игровых методик детей обучают самоконтролю и целеполаганию. Поведение ребенка часто нормализуется при контроле окружающего шума и визуальной стимуляции, новизне или индивидуальных занятиях с репетитором.
Медикаментозная терапия
Медикаментозная терапия целесообразна, если немедикаментозные методы коррекции не оказали должного эффекта: возможно назначение психостимуляторов, транквилизаторов, трициклических антидепрессантов и ноотропных препаратов
БОС-терапия (метод биологической обратной связи)
БОС-терапия позволяет безопасно и мягко скорректировать неврологические нарушения. Выполняя специальные задания в игровой форме, ребенок учится регулировать свою активность и поведение.
Физиотерапия и массаж при СДВГ
Физическими методами реабилитации являются:
• Массаж
• Физические упражнения
• Упражнения в воде — рефлекторные, пассивные, активные, подводный массаж, ванны с травяными настоями и отварами
• Кинезиотерапия
• Физиотерапевтические процедуры — тепловые процедуры, электрофорез шейного отдела или позвоночника (чаще всего со спазмолитиками) по методике А. Ю. Ратнера
• Общее ультрафиолетовое облучение
• Электросон
Педагогические меры
Педагогам следует учитывать индивидуальные особенности детей с СДВГ и уделять особое внимание гиперактивному ребенку с самого начала обучения.
Важно подобрать подходящую длительность заданий и по возможности контролировать окружающий шум. В некоторых случаях могут потребоваться индивидуальные занятия с репетитором.
Советы родителям
При СДВГ необходим строгий распорядок дня, также важно оберегать ребенка от переутомления. Родителям следует чаще хвалить ребенка и подчеркивать его успехи, чтобы укрепить уверенность в собственных силах.
Можно ли вылечить СДВГ полностью?
Вылечить СДВГ полностью невозможно. Системный подход к лечению позволит устранить ведущий синдром и предотвратить рецидив в будущем.
Прогноз. Профилактика
Прогноз болезни относительно благоприятный: у большинства детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. По мере роста ребенка компенсируются нарушения в медиаторной системе мозга и часть симптомов регрессирует.
Но в 30–70% случаев симптомы СДВГ (вспыльчивость, рассеянность, чрезмерная импульсивность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые частые и быстрые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых.
При сочетании СДВГ с психическими заболеваниями, наличии психопатологии у матери, симптомах импульсивности у ребенка прогноз заболевания становится неблагоприятным.
Нейропсихологические упражнения
Это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов помочь детям при нескольких видах нарушений.
К таковым относятся: гиперактивность, синдром дефицита внимания, задержка развития и другие. Для детей подобная методика полностью безопасна, не вызывает никаких нежелательных проявлений. При правильном и квалифицированном подходе удается достичь высоких результатов.
Чтобы упражнения принесли максимальную пользу, нужно следовать нескольким правилам:
• Начинать тренировки следует с концентрации внимания на одной из функций.
• Нужно быть терпеливым, ведь у ребенка не сразу может получаться, он будет отвлекаться. Не стоит одергивать малыша, ему после того сложнее концентрироваться. Только терпение и усилия приведут к положительному результату.
• Нужно периодически переключать внимание ребенка, меняя виды игр, но делать это не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить полноценный сон, спокойную обстановку.
Ребенку нужно точно объяснить, что можно, а что нельзя.
Стоит учитывать, что ребенок долго ждать не может, поэтому поощрения и наказания должны проявляться вовремя. Это может быть доброе слово, небольшой сувенир, но все должно быть предоставлено вовремя.
Когда ребенок немного привыкнет, можно вводить его в групповые игры. Если сразу начать заниматься в группе, ребенку будет сложно сосредоточиться, он будет смотреть на других детей и копировать их ошибки.
Несколько игр: для развития внимания, для снятия напряжения, для регуляции воли. Только следуя всем правилам, набравшись терпения и следуя разработанной программе занятий, можно добиться от ребенка хороших результатов.
Пока не найден способ полного излечения от СДВГ, но специальные упражнения помогут ребенку управлять своим вниманием и контролировать свои действия.
Каждое упражнение — это игра, которая должна вызывать у ребенка заинтересованность. Никаких перегрузок, иначе ребенок быстро устанет и потеряет интерес к занятиям. Упражнения лучше комбинировать, занятие должно длиться около 20 минут.
Нейропсихологические упражнения рассчитаны на определенный возраст. Чтобы интерес сохранялся, детей обязательно следует поощрять, после каждого упражнения говоря ребенку, что он «молодец», что он «самый лучший».
Разбор кейса
Девочка Саша, 9 лет. СДВГ с речевыми запинками на фоне неспокойной обстановки дома и агрессивной в школе (буллинг). Часто отвлекается на уроках, не запоминает материал в школе, навязчивое потирание руками при ответе у доски, пересказывает только наизусть, сочинение пишет хорошо, списывает с ошибками, обводит по нескольку раз буквы, добавляет лишние элементы при письме. При чтении может добавлять лишние слова (любые ассоциации с понравившимися словами). Разговаривает быстро, часто запинается. Когда не понимают ее речь, начинает повышать голос и громко скандировать слова. Дома учиться не хочет. Ведет себя агрессивно, на каждое «нет» или просьбу сделать домашнее задание иногда бросается тетрадками или начинает портить вещи (рисовать на вещах, шкафах). Увлекается рисованием, музыкой, танцами. Ходит в обычную школу. Успеваемость низкая. Друзей нет.
Разбор кейса
Занятия по нейрогимнастике, а также дыхательной гимнастике, пение (с микрофоном) на занятиях по логопедии. Невролог назначила физиопроцедуры, а также БОС-терапию. Наблюдается без медикаментозного лечения (сильная психосоматическая негативная реакция на любые таблетки или уколы). Сенсорная интеграция, общение через песочную терапию. Стала идти на контакт, появились новые знакомые в музыкальной школе, меньше стали дразнить за громкую речь в школе. Стала вести дневник и писать рассказы.
Игры для детей 5–12 лет
«Найди отличие». Ребенок должен нарисовать любой предмет: домик или животное. Рисунок передает взрослому, который дорисовывает несколько деталей. После отдает ребенку рисунок, и он должен указать, что изменилось.
Взрослый подбирает около семи мелких предметов, которые между собой отличаются по фактуре. Например, это может быть кусок меха, флакон из стекла, бусы и другие. Ребенку предлагают оголить руку до локтя, чтобы по ней своими ласковыми лапками походил предполагаемый зверек. С закрытыми глазами на ощупь ребенок должен угадать предмет. Прикосновения при этом должны быть приятны для малыша.
Игры для детей 5–12 лет
В положении сидя на стульях или стоя в кругу дети должны передавать друг другу мяч, при этом делать это как можно быстрее и не выронить его. Усложнить задание можно, если стать спиной к середине круга и передавать мяч за спиной.
Нужно взять листок бумаги и расчертить его на 16 клеток (4х4). Отдельно нарисовать муху и вырезать ее (можно использовать предмет, который будет ее символизировать, например, пуговицу). Поставить муху на произвольную клетку и приказывать ей двигаться в определенном направлении. После нескольких таких приказаний (клеточка вверх, две вниз и т. д.) спросить у ребенка, где муха находится сейчас. Если прозвучал правильный ответ, передвинуть ее на соответствующую клетку, если нет, повторить и продемонстрировать ее движение.
Игры для детей 5–12 лет
Игра для развития внимания. В первую очередь следует объяснить ребенку, чем именно занимается корректор. Далее взять большой журнал или книгу и выбрать в ней «неправильные» буквы, например Ж, Й, Ъ. Причем делать это нужно за определенное время. Если были допущены ошибки, пересчитать их и отслеживать ежедневную динамику.
Успехом будет считаться ситуация, когда ошибок будет становиться меньше. Игра очень полезна для невнимательных детей. Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.
Нейропсихологические упражнения для детей с ОВЗ
Перед ребенком выкладывается несколько предметов: игрушка, скакалка, обруч и другие. За несколько минут ему нужно запомнить, что лежало, а после он закрывает глаза, и один предмет убирается. Он должен открыть глаза и сказать, чего не хватает. Усложнить упражнение можно, добавив предметов или сократив время запоминания.
1. Детям раздают буквы. Они должны посоветоваться, сложить слово и встать в такой последовательности, чтобы удалось сложить слово.
2. Понадобится веревочка. Ее нужно положить на пол, чтобы она обозначала береговую линию.
• Участник становится с одной стороны веревочки, с другой течет река. Психолог предлагает ребенку выполнять его команды «речка», «берег». Ребенок должен прыгать соответствующим образом.
• В первой части игры психолог в случайном порядке дает команды и смотрит, может ли ребенок их правильно выполнять. Потом начинает давать их в правильном порядке до тех пор, пока малыш не привыкнет.
• Внезапно порядок меняется, задача ребенка — переключиться. Если он регулярно ошибается, его нужно попросить не торопиться. Это хорошо помогает справляться с импульсивностью.
Спасибо за внимание!