Получи документы

Педагогическая технология Растём без страха, развиваем таланты (6 фото)

Глазова Светлана Николаевна
Педагогическая технология Растём без страха, развиваем таланты
▼ Скачать + Заказать документы

В связи с постоянным увеличением количества детей с диагнозом РАС в учреждении создана и реализуется технология «РАСтём без страха, развиваем таланты». Для создания условий развития и социализации детей данной категории специалисты применяют в своей работе метод социального проектирования. Эффективное использование проектного фандрайзинга - это прекрасная возможность привлечения необходимых ресурсов для реализации инновационных практик в системе социальной защиты населения. Результатом становится улучшение качества жизни семей с детьми с РАС, их социальная адаптация и интеграция в общество посредством оказания системной комплексной помощи.

Публикация «Педагогическая технология Растём без страха, развиваем таланты» размещена в разделах

Аутизм - неизлечимое нарушение развития, которое остаётся на всю жизнь, и всю жизнь многим людям с таким диагнозом требуется сопровождение или поддержка близких. Это расстройство с характерным дефицитом и нарушением социального взаимодействия и общения. Частые истерики и неконтролируемое поведение у детей происходят из-за невозможности адекватно выразить свое состояние, настроение, желания. Как следствие, детям с РАС трудно вписаться в образовательную и социокультурную среду. Но, несмотря на все трудности их воспитания, родители и специалисты реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Ачинска называют их РАСпрекрасными.

В связи с постоянным увеличением количества детей с диагнозом РАС, посещающих разные отделения центра, более десяти лет в учреждении ведется последовательная работа над созданием условий для развития и социализации детей данной категории. В первые годы работы учреждения большую часть приезжающих на реабилитацию составляли дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Постепенно ситуация начала меняться, сейчас основная доля наших получателей услуг – это дети-аутисты.

Опыта работы сначала было недостаточно. Возникающие во время пребывания в учреждении проблемы и вопросы решили обсуждать на заседаниях методического объединения центра «Профессионал». Врачи, специалисты по социальной работе, воспитатели, социальные педагоги, логопеды выступали с докладами об особенностях развития, воспитания и обучения таких малышей, а затем полученные теоретические знания специалисты использовали в ежедневной деятельности в группах отделения дневного пребывания, на игровых сеансах в лекотеке, развивающих занятиях с психологом, творческих мероприятиях в стационарном отделении и т. д. На следующем заседании делились своими наблюдениями и успехами. С врачом психиатром разбирали поведение конкретных детей и причины неудач, приглашали врача на занятия, чтобы правильно понять поведение ребенка в определенных ситуациях, наладить с ним общение, построить работу на перспективу. Практически сразу поняли, как важен и даже необходим командный подход.

Появились первые наработки. Специалисты старались грамотно построить работу по адаптации ребенка-аутиста в группе, учесть особенности детей с РАС при построении режима дня, питания, действовать совместно с родителями с учетом их наблюдений и опыта.

Бывали такие сложные случаи, когда на одном занятии требовалось участие врача психиатра, педагога-психолога, социального педагога. Такой подход дал свои результаты, и со многими детьми удалось эффективно построить работу.

Положительный опыт стали внедрять в практику всех отделений и пришли к выводу, что именно своевременная системная комплексная помощь и абилитация таких детей позволяет успешно подготовить их к интеграции в образовательную среду и даже развить их одаренность в различных областях.

С 2013 года результаты работы начали оформлять в технологию, которую назвали «РАСтём без страха, развиваем таланты».

Её цель - улучшение качества жизни семей с детьми с РАС, их социальная адаптация и интеграция в общество посредством оказания системной комплексной помощи.

Были определены и задачи: организация социально-медико-психолого-педагогической консультативной, методической и информационной поддержки семьям, воспитывающим детей с РАС; проведение мероприятий, направленных на адаптацию и социализацию детей-аутистов; создание безопасной развивающей среды; включение детей и родителей в творческую деятельность; ведение аналитической деятельности через методическую службу «Профессионал».

В мультидисциплинарную команду специалистов центра вошли социальные педагоги, специалисты по социальной работе, педагоги-психологи, логопед, врач невролог, врач педиатр, врач психиатр, дежурные по режиму, помощники воспитателя.

В своей работе специалисты использовали разные формы и методы, но одним из самых эффективных оказался метод социального проектирования.

Создание и реализация социальных проектов позволили улучшить материальную базу учреждения, оборудовать новые необходимые локации на территории центра и кабинеты для занятий, так как для детей с РАС это имеет важное значение.

Так, например, одной из главных задач на первом этапе нахождения этих детей в центре является обеспечение безопасности и комфорта, снятие тревожного состояния от влияния незнакомого пространства и посторонних людей.

Для решения этой задачи разработан, выигран и реализован социальный проект «Территория для РАСпрекрасных детей». В рамках проекта для семей, воспитывающих детей с РАС, создано безопасное пространство для прогулок и развивающих мероприятий. Это зеленая зона на верхнем ярусе территории центра площадью 700 кв. м., где высажены ели и можжевельники, декоративные цветущие кустарники и многолетние цветы, установлены скамейки для отдыха. Территория эта не только удобна, но и оказывает успокаивающее и оздоравливающее воздействие. Ни для кого не секрет, как легко дышится среди елей. Чистый и свежий воздух растворяет все тревоги и волнения, повышает сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Он обладает мощными целительными свойствами, способствует укреплению здоровья и гармоничному развитию. Здесь семьи, объединенные общей проблемой, гуляют, отдыхают и общаются, вместе ухаживают за деревьями и цветами.

Не только на прогулочной площадке, но и в центре создана специальная локация. В рамках проекта «РАСтём без страха, развиваем таланты» в стационарном отделении оборудована специальная комната с зонами для игр и отдыха, общения и совместного досуга, занятий творчеством. Этот проект стал как бы продолжением предыдущего проекта и следующей ступенькой работы над технологией. Созданное нами пространство приобрело особую терапевтическую значимость. Для ранимых, тревожных, беззащитных перед окружающим миром детей-аутистов комната стала "крепостью", комфортным местом, в котором они чувствуют себя в безопасности и, если возникает необходимость, могут «укрыться» от внешних влияний, в спокойной обстановке без страха играть, развиваться. Помещение окрашено в спокойные тона, в нем имеется мягкое модульное оборудование, ковровое покрытие, мягкие кресла-груши, специальные игрушки-обнимашки, большой пластиковый домик, в котором дети любят прятаться, когда устают от окружающих. В комнате проходят семейные вечера, праздники и дни рождения, здесь встречаются и общаются, просто учатся жить.

На следующем этапе, после адаптации в центре, ребята начинают посещать различные абилитационные мероприятия, главной целью которых является получение новых сенсорных впечатлений, развитие творческих способностей, выработка моделей поведения в стрессовой ситуации, продуктивное взаимодействие и общение, получение новых социальных навыков, необходимых для спокойной жизни и преодоления изолированности. Для достижения этих целей в нашем учреждении созданы уникальные условия. Дети с РАС посещают массаж, Монтессори-кабинет, лекотеку, сенсорную комнату и появившиеся в результате грантовых проектов «БОС - кабинет здоровья» и тренировочную квартиру «Особенный дом». Тренинги БОС помогают решить проблемы с адаптацией в социуме, при нарушениях поведения, тревожности, плохом сне, страхах, раздражительности и капризности. В тренировочной квартире отрабатывают навыки самообслуживания. Мероприятия в ней проводятся с учетом уровня развития каждого ребенка-инвалида. Уборка комнат, приготовление простых блюд, уход за одеждой – вот необходимые навыки, которые пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Заниматься начинаем уже с дошкольного возраста и продолжаем до восемнадцати лет. Это могут быть и индивидуальные занятия, и групповые, и вместе с родителями. Есть отдельный курс для родителей.

Даже на прогулках у наших ребятишек продолжаются развивающие мероприятия и решаются важные задачи. На спортивно-игровой площадке, созданной в рамках выигранного социального гранта «Счастливое детство», организуются игры, соревнования, летом проходит утренняя зарядка и дыхательная гимнастика.

Терапия искусством представлена в технологии театром и творческими объединениями.

Магия семейного театра «Мамина сказка», начало которому тоже положено благодаря социальному проекту, создает теплую атмосферу, где даже самый боязливый и робкий ребенок проявит желание быть актером, ведь за ширмой его не видно. Он начинает раскрепощаться, привыкать к новой обстановке. Поскольку дети проходят за ширму вместе с родителями, все новое принимается легче. Здесь они впервые берут в руки кукол и с помощью родителей пробуют ими управлять. Вживаясь в мир героев, дети развивают свой творческий потенциал. Представления теневого театра, проходящие в стационарном отделении по вечерам, помогают бороться с ночными страхами и тревожным сном.

Занятия художественным творчеством в мастерской «Кудесница» формируют позитивную личность, позволяют избежать монотонности и однообразия в повседневной жизни, оказывают сильное социализирующее воздействие, дают возможность повышать свой личностный статус. Дети-инвалиды и родители обучаются различным техникам : оригами, декупаж, квиллинг, изготовление топиариев, бисероплетение, плетение из бумажной лозы, вязание на спицах и крючком, работа с солёным тестом и т. п.

Общение в семейном клубе «Домашний очаг» помогает семьям лучше узнать, понять и принять друг друга. Проводятся вечера танцев, традиционные праздники, совместные игры, фотосессии. Завязавшиеся теплые отношения сохраняются надолго.

Чтобы не замыкаться внутри только своего учреждения, мы сотрудничаем с волонтерами. Они приходят в центр, как старые проверенные друзья, проводят для детей-инвалидов и родителей игровые программы и мастер-классы по декоративно-прикладному искусству, а также гуляют с детьми на спортивно-игровой площадке во время курса реабилитации.

А строить работу с ребёнком в домашних условиях семьи учат в службе «Компетентный родитель».

В результате мы видим, как РАСпрекрасные дети ходят без страха на занятия и медицинские процедуры, реализуют свой творческий потенциал, обретают возможность общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми, начинают посещать с родителями общественные места (магазины, автобусы, парки и т. д., играть на детских игровых площадках. После приобретения опыта нахождения в детском коллективе нашего центра дети аутисты легче адаптируются в детском саду и школе.

Положительные результаты вдохновляют специалистов центра на дальнейшее творчество, появляется желание придумать и создать еще что-то важное и нужное для особенных ребятишек.

Одним из таких результатов можно считать пример семьи, приезжающей к нам на абилитацию из Красноярска. Мама очень много души, времени и внимания вкладывает в РАСпрекрасного сына. Построив правильные детско-родительские отношения и следуя рекомендациям наших специалистов, они теперь вместе посещают музей, выставки, гуляют в парках. У мальчика проявились художественные способности, он стал участвовать в конкурсах и выставках, а затем помог маме сделать ремонт.

Таким образом, семьи, воспитывающие ребенка с РАС, могут восстановить гармоничные отношения, в них происходит укрепление семейных ценностей.

Созданная в стационарном отделении технология успешно внедрена и используется в настоящее время во всех отделениях центра: отделении психолого-педагогической помощи, куда детей привозят на комплекс мероприятий, отделении дневного пребывания, в котором дети находятся весь день, стационарном отделении, где семьи со всего Красноярского края проживают 21 день круглосуточно. Она является универсальной и может быть применена специалистами социальной сферы в любом регионе России.

Таким образом, эффективное использование проектного фандрайзинга - это прекрасная возможность привлечения необходимых ресурсов для реализации инновационных практик в системе социальной защиты населения.

С целью трансляции полученного опыта работы технология «РАСтём без страха, развиваем таланты» представлена для изучения специалистам учреждений социального обслуживания Красноярского края. В нашем учреждении прошла стажировочная площадка «Оказание системной комплексной помощи детям с расстройством аутического спектра (РАС) и интеграция их в образовательную и социокультурную среду».

Отзыв дедушки Анастасии К. : «Моей пятилетней внучке поставили диагноз аутизм. На реабилитацию мы с ней поехали впервые. Сразу же возникли сложности, Настя плохо адаптировалась, вела себя беспокойно, кричала. Но постепенно с помощью специалистов она вышла из тревожного состояния, стала играть в специальной комнате с мягкими модулями и игрушками, а потом и посещать занятия педагогов. Вижу, что ребенку необходима помощь и что уже есть результаты, поэтому обязательно приедем сюда снова».

Педагогическая технология Растём без страха, развиваем таланты
В связи с постоянным увеличением количества детей с диагнозом РАС в учреждении создана и реализуется технология РАСтём без страха развиваем таланты Для создания условий развития и социализации детей данной категории специалисты применяют в своей работе метод социального проектирования Эффективное использование проектного фандрайзинга это прекрасная возможность привлечения необходимых ресурсов для реализации инновационных практик в системе социальной защиты населения Результатом становится улучшение качества жизни семей с детьми с РАС их социальная адаптация и интеграция в общество посредством оказания системной комплексной помощи Это расстройство с характерным дефицитом и нарушением социального взаимодействия и общения
Публикации по теме:

Фотоотчет «Сидим дома с пользой! Не скучаем, свои таланты развиваем!»Фотоотчет «Сидим дома с пользой! Не скучаем, свои таланты развиваем!» Творчество и дети — это два неразделимых понятия. Все детки по своей природе творческие, они тянутся к чему-то прекрасному. Это можно увидеть.

Консультация для родителей «Развиваем у ребенка таланты»Консультация для родителей «Развиваем у ребенка таланты» В каждом ребенке с рождения заложены определенные задатки,которые в дальнейшем окажут влияние на развитии его способностей. Желание всех,без.

Квест как образовательная педагогическая технологияКвест как образовательная педагогическая технология Квест- как образовательная педагогическая технология. Квест (англ. quest, - приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Педагогическая технология «Квест-игра»Педагогическая технология «Квест-игра» Педагогическая технология «Квест - игра», как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая технология Растём без страха, развиваем таланты
Опубликовано: 20 сентября 2024 в 05:20
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая технология Растём без страха, развиваем таланты» (включая файлы) размещена пользователем Глазова Светлана Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД