светлана смирнова
Растим умников и умниц: что нужно знать, уметь и делать родителям малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Растим умников и умниц:
что нужно знать, уметь и делать родителям малышей
(рекомендации для родителей детей раннего возраста по созданию условий для познавательного развития детей в семье)
Познавательная активность ребенка раннего возраста – как она проявляется?
- Как ее заметить родителю?
Ребенок сам занимается умственной деятельностью
Предпочитает сам найти ответ на вопрос
Просит почитать книги, дослушивает до конца
Публикация «Растим умников и умниц: что нужно знать, уметь и делать родителям малышей» размещена в разделах
Положительно относится к занятиям, связанным с умственным напряжением
Часто задает вопросы
Дожидается ответа на заданный вопрос
Склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности
- Что может вызвать интерес ребенка?
Явления и предметы окружающего мира.
Экспериментирование с материалами и веществами (вода, песок и т. п.)
Разные игрушки по цвету, форме, материалу, звучанию.
Игровые и проблемные ситуации.
Действия и речь взрослого.
Общение с взрослыми. Что бы всё, о чём говорят с ребёнком, подкреплялось его ощущениями, восприятием, действиями.
Ребенок действует и познает самостоятельно: предметно-пространственная среда, стимулирующая стремление ребенка к познанию – какая она?
- Какие игрушки и материалы должны быть у ребенка дома?
- Какие предметы обихода должны быть доступны ребенку для действия с ними и познания?
Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов:
совочки, лопаточки;
метелочки, грабельки;
сачки для "вылавливания" игрушек из ванны;
удочки с магнитом для "ловли рыбок";
игрушечный телефон, часы, сумочка и пр. ;
кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.
Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам.
Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; банки разного размера.
Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т. д.
Различные движущиеся игрушки.
Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки формы-вкладыши и т. д.
Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука.
Игрушки контрастных размеров, игрушки различной формы (круглые, кубические)
Разрезные картинки, парные картинки.
Пазлы из 3-4 элементов, кубики с картинками.
Несколько видов мозаики;
Игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.)
Шнуровки, застегивающиеся коврики на развитие мелкой моторики рук.
Настольно-печатные игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)
Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д.
Совместно с детьми сделанные игрушки из неструктурированного материала (свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие, бизиборды.
Необходимо помнить о безопасности материалов, из которых изготовлены игрушки. Покупая ребенку игрушку, нужно обязательно требовать в магазине сертификат безопасности.
- Как изменять предметное окружение, чтобы ребенок не утрачивал интерес к познанию?
Старайтесь все игрушки не держать в поле зрения детей. Спрячьте и давайте их по мере надобности. Тогда ребенок немного позабудет о своей старой игрушке и будет играть с ней с большим интересом.
Ребенок сам или с помощью взрослого может создавать необходимую игровую обстановку, используя различные предметы из окружающего предметного пространства: коробки, мебель, детали крупных конструкторов, ширмы, занавеси и др.
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: например, природных материалов, привезенных из путешествий с родителями, или «волшебной коробки» с различными бытовыми предметами, которые используются в играх в качестве предметов-заместителей (это может быть деревянный брусочек вместо телефона, бумажные карточки вместо денег или вместо банковской пластиковой карты, камешки и ракушки вместо еды, любые бытовые коробочки из-под зубной пасты, баночки и т. д.).
Обеспечение доступности игрового материала способствует развитию самостоятельности, умения делать выбор и реализовывать свои игровые замыслы.
- Как организовать игровую зону (место для игр, движения, познания) дома?
Если площадь комнаты позволяет, то ее можно разделить на игровые зоны:
для подвижных игр;
оборудованные места для игры в магазин или дочки-матери;
уголок настольных и развивающих игр;
книжные шкафы;
полки с мягкими игрушками;
место для уединения (домик, палатка, ширма);
место для занятий за столом и т. п.
Если площадь квартиры не позволяет, то игровую зону можно отгородить от общей комнаты ширмой, занавеской, платяным шкафом. В игровой зоне на стене могут висеть азбуки и развивающие плакаты, карты, магнитная доска с буквами, цифрами, фигурками, коврик для аппликаций из фетра, дощечка для рисования мелом или маркером или даже просто большой лист бумаги, где кроха сможет порисовать или сделать коллаж из наклеек. Кухня может служить хорошей территорией для развития сенсорных эталонов и развития мелкой моторики. Для детского экспериментирования подходит ванная комната.
- Как регулировать время самостоятельной детской деятельности?
Соблюдение режима дня приближенного к детскому саду.
Освободить достаточно времени для самостоятельной детской деятельности.
Создать достаточный простор для движения и обстановку для всех остальных видов деятельности.
Обеспечить подбор материала.
Правильно расположить игровой материал в детской комнате.
Уделять больше времени для индивидуального общения с ребенком.
- Нужно ли родителю включаться в детскую деятельность? В каких ситуациях нужно, а в каких – нет?
Родителю нужно включаться:
- когда ребенок может справиться с проблемной ситуацией сам, но встречается с некоторым затруднением и сомневается в своих силах. Роль родителя - создать комфортную обстановку, дать возможность проявить свою активность, или же продемонстрировать способы разрешения аналогичных ситуаций;
- когда ребенок переоценивает себя, не может выбрать верное решение. Задача родителя – предоставить ребенку возможность стать субъектом выбора, реализовать действия самостоятельно и оценить их результат;
- когда ребёнок готов решать свою проблему, и активно к этому стремится. Задача родителя – дать ребенку включиться в «договорные» отношения с взрослым, в совместно спланированную и осуществленную деятельность по решению проблемы.
Родителю не нужно включаться:
- когда ребенок справляется с проблемной ситуацией в самостоятельной деятельности.
Родитель вместе с ребенком: как взрослый может стимулировать и поддерживать детскую познавательную активность?
- Привлечение внимания ребенка к интересному предмету, процессу или явлению: как?
Использовать положительный эмоционально-окрашенный тон общения.
Проводить совместные наблюдения и опыты.
Заканчивать совместную деятельность всегда на «Доброй» ноте.
Эмоционально - окрашенная речь для описания предмета, процесса или явления.
Задавать вопросы при совместной деятельности.
Проговаривание всех действий при совместной деятельности.
Создание игровой или проблемной ситуации.
- Отклик родителя на проявленный ребенком интерес к предмету, процессу или явлению: как?
Внимательно слушать своего ребенка, отвечать на вопросы, задавать вопросы.
Эмоционально поддерживать исследовательскую деятельность ребенка, поощрять инициативу и самостоятельность.
Описать предмет, процесс или явление, используя положительный эмоционально-окрашенный тон общения.
Говорите с ребенком, сначала называя окружающие предметы, позже действия, затем признаки и свойства предметов, объясняйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
Дать возможность обследовать предмет, наблюдать за процессом или явлением.
- «Делай как я!» - показ взрослым способа действия с предметом:
В каких ситуациях? Как?
Когда ребенок просит помощи взрослого.
Когда ребенок затрудняется, сесть рядом с таким же предметом и показать способ действия, четко проговаривая каждое.
- Предоставление ребенку возможности действовать самостоятельно, пробовать и ошибаться: В каких ситуациях? Как?
Когда это не угрожает жизни и здоровью ребенка.
Когда ребенок не просит помощи, а пытается действовать самостоятельно.
Наблюдение со стороны за самостоятельными действиями ребенка, задавая вопросы.
Давать право выбора.