Наталья Владимировна Седых
Расширение речевой практики у детей дошкольного возраста средствами художественно-эстетического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
Расширение речевой практики у детей дошкольного возраста средствами художественно-эстетического воспитания.
Седых Н. В.
2023
Актуальность.
Знакомясь с окружающим миром, дети чаще всего пытаются отразить его в своей деятельности — в играх, рассказах, лепке, рисовании, поделках и т. п. Богатые возможности в этом отношении представляет занятия творчеством, так как детское творчество — это мир ярких, удивительных образов. Ребят дошкольного возраста увлекает сам процесс работы и, конечно же, ее результат. Ведь с игрушкой, которую он смастерил можно играть, а можно ее просто подарить. Поделки ребят часто поражают окружающих своей оригинальностью, необычностью, неординарностью, красочной фантазией. В изготовлении каждой поделки ребенок как бы самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Занятия творчеством приносят детям не только положительные эмоции, но и много пользы. Они помогают обогащать представления о мире и словарный запас ребенка, развивать интеллект, мышление, художественный вкус, мелкую моторику и, конечно же, речь.
Творчество — один из самых любимых видов детской деятельности и позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее будут развиваться детские способности. Применяя и комбинируя разные способы и приемы в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, как сделать так, чтобы образ получился более выразительным, а развитие таких качеств немало важны для совершенствования речи детей.
Во время работы развивается мелкая моторика дошкольников, пальцами и ладошками ребенок получает чувственное наслаждение при тактильных контактах с разными предметами: красками, водой, крупой, ватой, листьями, бусинами и т. д. Также развивается и речь ребенка: занятия можно приурочить к звукоподражаниям животных, которых они делают (пожужжи как жук, пошипи как гусь, как фыркает ежик, какой звук издает собака — волк — тигр? И т. д., звукам листвы, воды, ветра, бумаги (как шуршит листва, как звучит водичка, как свистит ветер, как скрипит бумага и т. д.). Можно использовать самые разные дидактические игры: «Какой-какая-какие?», «Скажи ласково», «Один-много», «Чего не стало?» и т. д.
Развитие связной речи – одна из основных и главных задач детского сада. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский»
Поэтому в своей работе мы используем разные техники для развития речи детей:
- Пальчиковые игры, потешки, поговорки, пословицы, загадки.
- Словесные дидактические игры;
- Различная аппликация (из мятой бумаги, комочков, ниток);
- конструирование;
- рисование пластилином.
Пальчиковые игры
Если ребенок выполняет упражнение, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой. Развивается память, так как ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У малыша развиваются воображение и фантазия. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем обеспечит овладение навыком письма. Такие пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, только текст надо несколько раз повторить. Озорные стихи, считалки не только позволяют интересно проводить физкультминутки, но и будят детскую фантазию. Основная цель пальчиковых игр и упражнений — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцев у детей совершенствует память, способность согласовывать движение и речь. Сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает положительный эффект умственного и физического развития.
Словесные дидактические игры
Главной особенностью такой игры является то, что в ней обязательно ставится обучающая задача, которая решается при помощи определенных правил и действий. В дидактических играх на развитие речи основными направлениями будут:
- Обогащение словаря
- Формирование грамматической культуры
- Формирование звуковой культуры
- Оформление связной речи
Ежедневные, грамотно организованные, дидактические игры:
- Значительно увеличивают словарный запас;
- Способствуют развитию связной речи;
- Учат составлять рассказ;
- Позволяют формировать правильное произношение звуков;
- Учат подбирать нужные слова в зависимости от ситуации.
Такой вид игр позволяет ребенку расширить знания об окружающем мире.
Аппликация
Занимаясь аппликацией, ребенок учится выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной и речевой форме. Занятия аппликацией способствуют решению разных задач речевого развития ребенка, накопление и обогащение его словарного запаса, развитие связанной речи, правильного произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении. Занятия аппликацией одновременно являются и занятиями по развитию речи. Хорошо, когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего нас мира. Но еще лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит ее.
Конструирование
Конструирование, может быть использовано в самых различных направлениях: в развитии зрительного и слухового внимания, мелкой моторики, в совершенствовании пространственных представлений, в развитии грамматического строя речи, а значит и увеличении словарного запаса детей. Для развития пространственных представлений используются и другие виды конструирования: оригами, аппликация, и др. При конструировании ребёнок лучше усваивает представления о величине предметов: длинный – короткий, узкий – широкий, низкий – высокий. Часто дети понимают эти значения, но в собственной речи пользуются лишь словами «большой – маленький», поэтому в конструктивной деятельности используется описательный элемент, например, сравнение двух построек. Конструирование можно использовать и для создания сюжетно-ролевых игр с постройками, где можно широко использовать самые различные грамматические конструкции, например, приставочные глаголы: машина к дому подъехала, за дом заехала, дом объехала и так далее по сюжету. Мелкая моторика тесно связана с развитием речи, поэтому конструирование из мелких деталей широко используется при коррекции речи: мелкий конструктор LEGO, мозаика, воспроизведение плоских фигур и орнаментов из счетных палочек.
Рисование пластилином
Работа с пластилином благотворно влияет на нервную систему. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Дети становятся более организованными, целеустремленными, вырабатывается усидчивость, самодисциплина. В интересной игровой форме обогащается и словарь детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Это стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Работа с пластилином в большей мере, чем рисование или аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязание обеих рук, движения становятся более согласованными, активное действие которых ведёт к более точной передаче формы. Лепка объемных фигур — это одна из эффективных форм развития мелкой моторики рук у дошкольников, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления.