Оксана Яркина
Рассматривание репродукций картин в картинной галерее «Осенние пейзажи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: обогащение активного словаря детей старшего возраста, через рассматривание репродукций картин об осени. Обогащать активный словарь детей по средствам игры через подбор прилагательных, сравнений, составление простых предложений;
способствовать развитию положительных эмоций у детей через рассматривание репродукций картин в процессе игры;
воспитывать эстетическое восприятие через постижения художественной ценности пейзажа в совместной деятельности.
Перечень оборудования и используемых материалов:
Публикация «Рассматривание репродукций картин в картинной галерее „Осенние пейзажи“» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Осенний пейзаж. Конспекты занятий
- Осень. Материалы для воспитателей
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Оборудование: знакомые репродукции картин «Осень» М. К. Башкирцевой; И. И. Левитан «Золотая осень», Ф. А. Васильев «Болото в лесу»; СД-проигрыватель, СД с записью пьесы П. Чайковского «Октябрь» из альбома «Времена года», СД с записью звуков леса.
Материал: ватман, листья пекинской капусты на каждого ребенка, поролоновые губки, ватные палочки, кисти, гуашь, баночки с водой, салфетки, клей ПВА, цветные жетоны, касса, билеты, фартуки для работы с красками.
Ход НОД:
I часть «Мотивационно-побудительная»
Воспитатель:
- Дети, недавно мы ходили в музей знаменитого художника В. И. Сурикова и посетили там Картинную галерею.
- Ребята, вы бы хотели поиграть в игру «Картинная галерея»?
- Вспомните, кто работает в галерее? (экскурсовод, контролер, кассир)
- Прежде чем начать нашу игру, надо распределить роли.
- Предлагайте, как можно, распределить роли для нашей игры.
(дети предлагают разные способы распределения ролей)
- Я могу предложить новый способ распределить роли при помощи цветных жетонов.
- Кому достанется жетон зеленого цвета эта роль для посетителей галереи, желтый жетон – кассир, синий – контролер, красный жетон – экскурсовод.
(жетоны перевернуты цветной картинкой вниз, красный жетон получает воспитатель)
Выбор ролей.
- Вспомните, правила поведения в Картинной галерее?
Дети занимают свои места. (Посетители покупают билеты, ребенок – кассир вежливо продает билеты, а ребенок – контролер проверяет билеты и приглашает всех пройти в галерею).
Дети проходят и рассматривают картины.
II часть «Основная»
Воспитатель-экскурсовод:
- Дети, вы находитесь в Картинной галерее, перед вами картины известных художников.
- Знакомы ли вам картины, которые находятся здесь? (ответы детей)
- Назовите эти картины.
Предлагаю расположиться у картин как удобно детям.
- Как вы думаете, какое время года изобразили художники на этих картинах? (ответы детей)
- Глядя на эти картины можно увидеть красоту родной природы. Каждый художник изобразил осень по-своему и поэтому все картины разные. Это зависело от того где художник писал свои картины, какое у него было настроение.
- Выскажите, какое у вас настроение вызывает осень, изображенная на этих картинах, походите по галерее, подумайте. (Дети строят предложения)
- Выберите наиболее радостную на ваш взгляд картину. («Болото в лесу» Ф. Васильев, «Золотая осень» И. Левитан)
- Какие краски говорят о том, что эта картина радостная? (Яркие, солнечные, золотые, зеленые, голубые)
- Глядя на эти картины, подберите красивые слова про осень. (Золотая, ранняя, теплая)
- Теперь назовите самую грустную на ваш взгляд картину. («Осень» М. Башкирцевой)
- Какие краски помогли художнику, показать пейзаж с грустным настроением и объясните свой выбор. (Черные, серые, коричневые, темно-зеленые)
- Почему именно эти краски могут показать увядание природы? (Дети рассуждают)
- Подберите слова определения к осени, которая изображена на картине «Осень» художника М. Башкирцевой. (Хмурая, мрачная, пасмурная, холодная)
- На какой из картин, самое хмурое небо?
- А если бы художник И. Левитан в картине «Золотая осень» нарисовал небо, холодными, мрачными красками. Назвали бы мы такую картину радостной? Почему? (Дети рассуждают)
- На какой картине есть солнце и как вы догадались?
- На какой из картин художник изобразил покой и тишину? (Дети рассуждают)
- Закройте глаза и послушайте звуки природы.
Дети закрывают глаза, в это время звучит запись звуков леса (Шум ветра, квакают лягушки, крик цапли)
- Какие звуки природы вы сейчас услышали? (Крик цапли, лягушки, ветер).
- Давайте представим, что одна из картин ожила, у какой из этих картин вы бы могли услышать такие звуки? (На картине Ф. Васильева «Болото в лесу»)
- А я думала у реки на картине «Золотая осень» И. Левитана. (Дети возражают)
- Объясните, почему я думаю не верно. (Рассуждение детей)
- Почему цапли выбрали именно это место у болота? (Питаются лягушками, готовятся к отлету)
- Определите, на какой картине можно увидеть холодный, прозрачный воздух?
- Можно ли определить ветер на какой-нибудь из картин? И как вы это определили.
- Назовите, какие периоды осени изобразили художники на своих картинах?
Предлагаю поиграть в игру «Пришла осень».
Детям предлагается представить себя в образе дерева, цветка, травинки, кустарника…
Звучит музыка с записью пьесы П. Чайковского «Октябрь» из альбома «Времена года», воспитатель тихим и загадочным голосом произносит слова, а дети имитируют свои движения соответственно с текстом. В тексте меняется явление природы, меняются движения, позы.
Но тут пришла осень и…
- дует сильный ветер
- накрапывает дождь
- льется, как из ведра, ливень
- пригревает солнышко
- падает первый снег
- пришли заморозки.
Предлагаю еще раз походить по галерее, присмотреться к картинам и найти что-то необычное на них.
Найдите то, что есть на одной картине, но нет на других, расскажите об этом. (Дети строят предложения) Воспитатель хвалит детей за интересно построенные предложения, записывает в книгу «Природы»
- Я тоже, как и многие из вас увидела необычное на картине «Осень» художника М. Башкирцевой упавшую скамейку.
- Попробуйте догадаться, что могло произойти со скамейкой в парке, глядя на ее положение. (Дети рассуждают, строят предложения)
- Мне понравилось, как вы интересно рассуждали, подбирали красивые слова про осень, строили интересные предложения, рассуждали, сравнивали.
-Вы увидели, в галереи как художники передают красоту осенней природы через свои картины.
- Красиво описывали осеннюю природу поэты в своих стихах.
- В нашей галерее можно почитать стихи об осени возле картин знаменитых художников.
- Вспомните стихи об осени, которые вы знаете, и подберите картину к своему стихотворению.
Дети читают стихи об осени.
- Я тоже выберу картину и прочту стихотворение, которое сочинила сама.
Люблю я ранним утром
В парке прогуляться.
Красотою поздней осени
Спокойно наслаждаться.
Деревья вдоль дороги
Гордые стоят,
О своей былой красе
Они мне говорят.
Листики сухие
На веточках качаются.
Будто вместе с осенью,
Они со мной прощаются.
Ребята, а вы бы хотели стать художниками, которые пишут картины об осени.
- Тогда я предлагаю посетить мастерскую художника и создать осеннюю картину.
- В мастерской всем художникам необходимо надеть фартуки для работы с красками.
- Предлагаю всем занять свои рабочие места.
- Перед вами на столах лежат листья пекинской капусты. Что вам они напоминают? (Похожи на деревья, кустарники)
- Давайте «оденем» эти еще пока зеленые деревья в осенний наряд. Рельефную сторону листа мы будем покрывать гуашью, обозначая ствол дерева коричневой краской, а сам лист красками «осени», это будет крона дерева.
- Чтобы вам помочь в выборе осенних красок для ваших деревьев, во время вашей работы, я вам почитаю небольшой рассказ-подсказку, который написал Г. Скребицкий «Осень»
- У вас получились очень красивые осенние деревья.
- Давайте, из ваших деревьев создадим свою картину осеннего леса. (Дети располагают раскрашенные деревья и приклеивают на ватман)
- Чего не хватает в нашей картине? (Неба, солнца)
- Давайте это дорисуем сообща, но каждый выполнять будет свою работу с использованием разнообразного материала для рисования.
(Дети распределяют обязанности своей работы, выбирают нетрадиционный материал для рисования: поролоновые губки, ватные палочки)
Во время работы над картиной, воспитатель принимает участие.
- Для картины, которую мы с вами создали вместе, мы придумаем название.
(дети придумывают название картины)
- Картина «Осенний лес» смогла бы занять достойное место в нашей Картинной галерее. (Коллективная работа помещается в галерее)
- Вот и закончилась наша игра.
III часть «Рефлексия»
- Что было интересного в Картинной галерее?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Понравилось ли работать в «Мастерской художника»?
- Какую осень мы с вами нарисовали на своей картине?
- Хотелось ли вам еще побывать в других Картинных галереях?
- Я хочу вас поблагодарить за активную работу в игре «Картинная галерея».
Экстраполяция полученных знаний.
Предлагаю сегодня понаблюдать на прогулке за окружающей жизнью в природе. Может вам удастся увидеть что-то необычное интересное, как на картинах в галерее.
- И я уверена, что у кого-то из вас появится желание создать дома свою осеннюю картину.