Марина Кочетова
Рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке»
▼ Скачать
Программное содержание.
Познакомить детей с художником В. М. Васнецовым : показать его портрет, рассказать о творчестве. Учить понимать сказочность содержания, роль природы в передаче состояния героев. Учить замечать красивое сочетание красок. Развивать интерес к изобразительному искусству, фантазию. Воспитывать эстетические чувства и уважение к труду художника. Продолжать развивать связную речь, интерес к сказочному жанру. Воспитывать любовь к сказкам, русскому фольклору. Развивать умения давать эстетические оценки, суждения, соотносить по настроению образы живописи и музыки. Приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды. элементы одежды. Развивать общие познавательные способности:
Публикация «Рассматривание репродукции картины В, М, Васнецова „Иван-царевич на сером волке“» размещена в разделах
- Васнецов В.М., художник, знакомство с картинами
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
- умение описывать предметы одежды, высказывать предположения;
- сравнивать свой образ с людьми, жившими ранее;
- классифицировать предметы костюма в зависимости от положения людей в обществе (простые крестьяне, духовенство, знать, воины).
Активизировать словарь: дремучий, сафьяновые, кафтан, кокошник, лапти, душегрейка.
Интеграция областей: Коммуникация, Познание, Развитие речи, Социализация.
Материалы.
Репродукция картины В. М. Васнецова «Иван царевич на сером волке».
Репродукция портрета М. В. Нестерова «В. М. Васнецов». Музыкальное произведение «Волшебное озеро» - «Сказочная картинка» А. Лядова. Компьютер. Слайдовая презентация.
Ход занятия.
Сегодня на занятии мы с Вами познакомимся с замечательным художником Виктором Михайловичем Васнецовым. Перед вами портрет Виктора Михайловича Васнецова, который написал художник Михаил Васильевич Нестеров. (Слайд № 1, картина). Родился Виктор Михайлович 15 мая 1848 г. в селе под названием Лопьял, близ Вятки. Его отец, Михаил Васильевич, был местным священником. Мама будущего художника растила шестерых сыновей (сам Виктор был вторым). Жизнь семьи Васнецовых нельзя было назвать особо богатой. Рисовать детей учила бабушка. Несмотря на бедность, взрослые всегда находили средства на покупку интересных научных журналов, красок, кистей и других принадлежностей для творчества и учёбы. Виктор Васнецов уже в детстве проявил необычайную склонность к рисованию: на первых его зарисовках встречаются живописные деревенские пейзажи, а также сцены сельской жизни. Виктор Васнецов с удовольствием слушал сказки и песни, которые те рассказывали во время посиделок при приглушенном свете и треске лучины. Виктор Михайлович начал рисовать очень рано. Но в те времена было принято, чтобы сын шёл по стопам отца, поэтому он сначала пошёл учиться в духовное училище, а потом – в семинарию в Вятке. Будучи семинаристом, Васнецов постоянно изучал летописи, жития святых, различные документы. А особое внимание привлекала древнерусская литература – она ещё больше укрепила любовь к русской старине. Обучение в семинарии не помешало Виктору Михайловичу усердно заняться изучением живописи. Сильное впечатление на Васнецова произвело знакомство с Э. Андриоли – польским художником, находившимся в ссылке. Андриоли рассказывает своему юному другу про академию художеств, что в Санкт-Петербурге. Васнецов тут же загорелся желанием поступить туда. Отец художника не возражал. Ему удалось успешно сдать экзамены. Уже в течение первого года учёбы Васнецов получает серебряную медаль. Часто летом он гостил в Подмосковье, в деревне Абрамцево, у своего друга Саввы Мамонтова. Здесь была очень красивая природа. Вокруг лес, где росли могучие дубы, стройные сосны. И Виктору Михайловичу захотелось писать картины на сюжеты сказок. Одну из них мы сегодня рассмотрим.
- Устали глаза? Медлить нельзя! Нужно глазкам отдохнуть и на мир вокруг взглянуть!
Гимнастика для глаз.
Вот стоит большая елка, Выполняют движения глазами.
Вот такой высоты. Посмотреть снизу вверх.
У нее большие ветки. Посмотреть слева направо.
Вот такой ширины. Посмотреть вверх.
Есть на елке даже шишки, Посмотреть вниз.
А внизу – берлога мишки. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз,
Зиму спит там косолапый (повторить 2 раза)
И сосет в берлоге лапу.
А теперь я предлагаю Вам рассмотреть картину, написанную В. М. Васнецовым. (Слайд № 2, картина) Дети рассматривают картину под музыку «Волшебное озеро» - «Сказочная картинка» А. Лядова. Кто догадался, как называется эта картина? Как Вы узнали, что эта картина на тему народной сказки? Что выражает лицо Ивана-царевича? Василисы? Расскажите об одежде героев. Платье у Василисы блестящее, голубое, хорошо сочетается с золотистым кафтаном Ивана-царевича. Красивы и сафьяновые сапожки. Рассмотрите природу, что можете сказать о ней? Непроходимый дремучий лес с мощными стволами деревьев – трудно пробраться через них героям сказки. Какое настроение возникает, когда смотри на это произведение? Отчего возникает состояние тревоги? Как это показал художник? А каким изображен волк на картине? Расскажите, что ждет героев?
- Молодцы.
Как мы уже сказали, сюжетом картины является сказочная тема позаимствованная из народных русских сказок, Иван царевич и Прекрасная Елена спасаются от настигающей их погони на сером волке. Васнецов старался передать таинственный дух сказки, окрасить в красках мир народной фантазии.
Все действие в картине происходит среди сказочно таинственных деревьев великанов на фоне утренней зари. Серый волк большими прыжками несет на своей спине Ивана царевича и Елену Прекрасную по темному дремучему лесу, наших сказочных персонажей окружает атмосфера печали и тревоги, если их нагонят, то разлука неминуема. Но Елена Прекрасная находится в крепких объятиях своего спасителя Ивана Царевича, который всегда побеждает своих врагов. Волка Васнецов изобразил в картине сказочно огромным и могучим, он резво перепрыгивает топкое болото с кувшинками. Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.
Все герои заключены как бы в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.
Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. Образом цветущей яблони художник говорит о начале новой жизни и любви.
Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса? (кистью и красками). Какое настроение вызывает эта картина у вас, что вам хочется делать, глядя на неё? ( Ответы детей: Хочется попасть в сказочный лес, вдохнуть запах хвои, ступить босой ногой на мягкий влажный мох, хочется чтобы серого волка не догнал Кощей Бессмертный).
Молодцы, ребята. А сейчас я с Вами хочу поиграть в интересную игру, которая называется "Русский народный костюм".
Ход игры:
Педагог читает отрывок из сказки и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма.
Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев русских народных сказок и героев зарубежных сказок.
Итог занятия.
С творчеством какого художника мы сегодня с Вами познакомились? Виктора Михайловича Васнецова. Какую его картину мы рассмотрели? Правильно, картина называется «Иван царевич на сером волке».
А что еще мы делали? Правильно, ребята мы играли в игру, в которой закреплять знания об особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды. Молодцы, вы сегодня очень старались.
Приложение №1
М. В. Нестеров «Портрет художника В. М. Васнецова».
Приложение №2
В. Васнецов «Иван Царевич на сером волке».