Оксана Карцова
Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи.
Знакомство детей с репродукцией картины русского художника А. К. Саврасова "Грачи прилетели".
Формирование умения понимать основную мысль произведения, углубление впечатлений, связанных с приходом весны. Обучение видению изобразительных средств, которыми пользуется художник для передачи своих впечатлений и чувств (композиция,перспектива,сочетание красок и их переходы,колорит). Развитие связной речи детей. Воспитание эстетического вкуса, любви к природе.
Публикация «Рассматривание репродукции картины А, К, Саврасова „Грачи прилетели“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Перелетные птицы
- Подготовительная группа
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
Обогащение словаря детей: грачовник, грачиный гомон, зернистый, ноздреватый. Упражнение в выполнении поделок из бумаги способом ОРИГАМИ, соблюдая точность движения рук. Закрепление умения выбирать место для своей поделки на общем фоне.
Интеграция областей:"Коммуникация", "Музыка", "Чтение художественной литературы", "художественное творчество".
Ход НОД.
I.Звучит музыка.
В:"Ребята, закройте глаза и представьте, что вы совершаете прогулку. И вот мы оказались в одном из уголков нашей страны. Всмотритесь в этот пейзаж. Это репродукция картины русского художника А. К. Саврасова (рассматривание картины).
В: "Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно".
-Ребята, вам понравилась эта картина? Чем она вам понравилась?
1.(На картине художник нарисовал весну, весной вся природа пробуждается).
2.(Художник нарисовал деревню с колокольней и много грачей на деревьях).
-Как вы догадались что это весна?
(Художник нарисовал снег,который начал таять (зернистый, ноздреватый) и грачей, а грачи-первые вестники весны. Мы поговорку знаем:"Увидал грача-весну встречай").
-Как вы узнали,что снег тает?
(Художник нарисовал его серым цветом, а на нём хорошо видны грачиные следы).
-Что вы знаете и можете ещё рассказать о грачах?
1.(Грачи живут на старых деревьях, вьют гнёзда из веток, палочек на толстых ветках. Место, где они живут называется грачовником).
2.(Грачи прилетают ранней весной. И тогда там, где они живут, раздаётся грачиный гомон).
-Расскажите о деревьях,изображённых на картине.
(Это берёзы. Они изображены на переднем плане Высокие, старые и кривые. Внизу-чёрные, а вверху-белые. Стоят они на берегу пруда. Они занимают всю картину снизу доверху).
-О чём ещё хотел рассказать нам художник?
(За берёзами старые избы, среди них колокольня церкви, а дальше до самого леса раскинулись поля, на которых уже почти растаял снег).
-Какую краску использовал художник Саврасов, чтобы написать небо?
(Небо серо-голубое, а по нему плывут белые, бледно-жёлтые облака).
-Что ещё можно сказать о красках?
(Холодные краски неба, снега и воды сочетаются с тёплыми красками солнечного света).
-Какое настроение вызывает у вас эта картина? Почему?
(Ласковое, душевное, т. к. наступила весна).
-Как бы вы назвали эту картину?
(«Весенний день», «Весна», «Грачи»).
-А сейчас закройте глаза и представьте, что мы вошли в картину и оказались рядом с грачовником. Чем пахнет вокруг?
(Весной, набухшими почками).
-А что вы слышите?
(Звон капели, журчание воды, грачиный гомон).
-Какие стихи вы знаете и хотели бы прочитать глядя на эту картину?
1. («Весна, весна! И всё ей радо.
Как в забытье каком стоишь.
И слышен свежий запах сада
И тёплый запах талых крыш»).
2. («Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов»).
-Теперь послушайте мой рассказ о картине : «Художник Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели». Она производит особое, задушевное впечатление. Веет от неё чем-то близким и родным. Перед нами скромный, сельский пейзаж, кусочек деревни. На переднем плане, на покрытом тающим, ноздреватым снегом берегу пруда, выстроились в ряд старые, кривые берёзы. На их голых ветвях множество грачиных гнёзд, вокруг которых суетятся сами хозяева этого птичьего «посёлка». На заднем плане виден освещённый весеннем солнцем серый бревенчатый забор, а за ним возвышается колоколенка сельской церкви. А дальше, до самого леса, раскинулись побуревшие поля со следами не растаявшего снега. Этот скромный пейзаж наполнен прозрачным, звенящим от грачиного гомона, весенним воздухом. Он чувствуется и в облаках, и в неярком свете солнца. В воздухе пахнет весной».
Физкультурная минутка «Весенний хоровод».
II. –Картина Саврасова «Грачи прилетели»- это не просто летний пейзаж. Такой весна бывает и под Москвой, и под Тулой, и у нас в Брянске. В каждом уголке земли русской - это образ русской весны. Такой она бывает повсюду, по всей необъятной России, нашей с вами Родине. Скажите дети, а что же такое Родина? (Наш дом,улица,город,садик и т. д.)
-Художник увидел свою Родину именно в этом уголке русской природы и отнёсся к нему с любовью. Каждый из вас назвал небольшой, но, наверное, очень дорогой кусочек своей Родины.
«Только скажешь слово «Родина»,
Сразу в памяти встаё т:
Наш славный двор, а там скамеечка
И берёзка у ворот».
А вот и наша любимая берёза, знакомая всем нам. Мы часто совершали к ней прогулки по тропинке леса, наблюдали за жизнью грачей и слушали их гомон. Только почему-то сейчас тихо в грачовнике. Давайте поселим сюда его хозяев.
(Дети выполняют работу способом ОРИГАМИ). Предварительно напомнить способ выполнения, привлечь детей, предложить выбрать место для своего грача.
-«Весна! Грачи прилетели, на эту берёзу присели. И слышится гомон грачиный».
«Нет места красивее, краше,
Ведь это же Родина наша!»
Литература:
1. Р. М. Чумичёва «Дошкольникам о живописи», М. : «Просвещение» 1992г.
2. А. Д. Алёхин «Изобразительное искусство», М. : «Просвещение» 1984г.