Олеся Пономаренко
Рассматривание национальной хакасской одежды.
Цель: Познакомить детей с национальной хакасской одеждой, дать представление о повседневной и праздничной одежде. Обратить внимание на разнообразие орнаментов хакасской вышивки. Воспитывать интерес и уважение к культуре хакасского народа.
Материал: Хакасское платье, платок, мужская рубашка, пого.
Публикация «Рассматривание национальной хакасской одежды,» размещена в разделах
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, обувь, головные уборы
- Республика Хакасия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Ход НОД:
Воспитатель встречает детей в хакасской национальной одежде (платье, платок. пого). Приглашает детей занять места на стульчиках.
Спрашивает:
-Вам нравиться мой наряд?
-Как вы думаете, люди какой национальности одевали такое платье?
-Правильно, это хакасская национальная одежда.
Далее воспитатель вместе с детьми на другом платье рассматривают покрой платья.
-Походит ли покрой платья на обыкновенное?
-Чем отличается? (Платье широкое, а сзади подол у платья удлинен). Объяснить детям для чего так шили платья. Подол платья сзади удлинен, а впереди укорочен для того, чтобы женщинам-хакаcкам было удобно ходить по траве, а если, нужно было сесть, подол платья подстилали и было тепло.
-Чем еще необычно хакасское платье? Что у него есть? Рассмотреть с детьми наплечники, рукава, воротник, подол платья.
-Каким орнаментом украшены детали платья?
-Знакомы ли вам элементы росписи? Какие вы знаете?
-Что напоминают узоры на одежде?
Правильно, они напоминают природу.
Хакасские мастерицы использовали в своих вышивках элементы тех растений, которые растут в их местности.
В степных районах Хакассии больше использовали геометрический орнамент, а в подтаежных местах-растительный.
-Дети посмотрите какое красивое нагрудное украшение, а называется оно пого.
У каждой женщины было свое пого. Они все были разными. Одинаковых нагрудных пого не было и нет. Рассмотреть его, как расположен узор. Далее обратить внимание на то, что хакаски завязывали платок по особенному. Платки яркие, красивые.
Сравнить с детьми платье на воспитателе и образец другого платья.
-Чем они отличаются?
-Куда надевали такие красивые платья?
После рассматривания и сравнения женского платья, рассмотреть мужскую рубаху. Обратить внимание, что покрой рубахи похож на покрой платья. Отличаются орнаментом, на мужских рубахах использовали орнаменты с мужской символикой, заостренные концы листьев, трилистников.
Похожа ли мужская рубаха на женское платье?
-Чем?
-Чем они отличаются?
-Одинаковы ли узоры на этих вещах?
-Как вы думаете почему?
В конце НОД воспитатель подводит итог, обобщает сказанное детьми.