Карпова Ольга
Ранняя стимуляция речевого развития у детей с тяжелым недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Ранняя стимуляция речевого развития у детей с тяжелым недоразвитием речи.
Воспитатели:
Карпова Ольга Леонидовна
Архипова Росита Саулявна
г. Москва
ГКУ ЦССВ «Доверие»
Речь – как средство общения служит важнейшим инструментом коммуникации детей с нарушением интеллекта. Поэтому развитие речи у таких детей является одной из актуальных проблем.
Публикация «Ранняя стимуляция речевого развития у детей с тяжелым недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта выражаются в нарушение речевой деятельности, ограниченном представление об окружающем мире, слабой потребности в общении. Темп развития у таких детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за примитивности, «бедности», ограниченности словаря.
Повседневная связь в работе учителя, дефектолога, воспитателя-залог эффективности коррекционной работы. Для улучшения результатов обучения по развитию речи, эффективности речевого развития, качеству овладения знаниями – важно использовать не только методы и полезные советы, предлагаемые в методических пособиях, а также новые методы обучения.
Правильно организовав жизнь ребенка с ограниченными возможностями, при специальном обучении и воспитании, многие дефекты развития могут быть скорректированы и предупреждены.
Необходимо совершенствование традиционных, а также поиска новых, более эффективных научно – обоснованных приемов и методов, для развития речи у детей с ограниченными возможностями и недоразвитием речи. Практикуя, а также анализируя литературные данные можно предположить, что при общем для всех детей «с проблемами в развитие» дефекте - нарушение интеллектуальной деятельности – речевые расстройства характеризуются стойкостью и требует длительного коррекционного воздействия.
Ребенок с ограниченными возможностями или ребенок с нервно – психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом. Для всех окружающих должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватное вхождение в общественную среду на каждом этапе возрастного развития.
При совместной интегрированной работе логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя, музыкального работника – достигаются видимые результаты.
Так как речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Отставание в развитие речи у ребенка ведет за собой дополнительные проблемы, связанные с общением.
Уделяя достаточно внимания речевому общению ребенка, стимулируя его к использованию слов и предложений, тем самым формируя потребность в общении. Для этого ребенку необходимо, прежде всего, ощутить реальное преимущество речевого общения с окружающим. Возникают ситуации при манипуляции с игрушками, когда ребенок связывает произнесение звуков или слов со значимыми для него действиями или предметами. Следует иметь в виду, что многие словесные инструкции могут быть не понятны ребенку с отклонениями в развитии. Важно правильно давать инструкции ребенку: говорить в меру громко, четко и твердо, сопровождая в начале свою речь жестом. Все инструкции, должны быть максимально конкретны и основываться на имеющихся у ребенка знаниях и представлениях.
Выполнение инструкций нужно всегда поощрять.
Многие дети с отклонениями в развитие восприимчивы к ритму, музыке, пантомиме. Поэтому для развития речи очень полезны специальные игры по звукоподражанию.
Однако такие занятия представляют собой лишь подготовительный этап к обучению ребенка речи. При обучении ребенка речи важно, чтобы ребенок
усвоил значение слов. Для детей с тяжелым отставанием в умственном развитие, это обучение должно быть максимально конкретным и наглядным.
Значение слов, такой ребенок может усвоить в том случае, если в процессе называния предмета он видит и трогает его, производит с ним какие – либо действия. Постепенно ребенок должен научиться понимать значение предмета, обозначаемого определенным словом.
Только после конкретно – наглядного этапа обучения, у ребенка развиваются простые обобщения. Например, ребенок учится понимать, что слово «чашка» обозначает не только конкретный предмет – его чашку, но и любую другую чашку. Он знает, что этот предмет может быть маленьким, большим, легким, тяжелым, синим, красным, но это тоже чашка, и предназначена она для того, чтобы пить. Затем формируются обобщающие понятия: «посуда», «игрушки», «одежда» и т. п. Для стимуляции речевого развития используется звукоподражание. Полезно использовать «лепетные» звуки и так называемую «вокальную» игру, которые целесообразно сопровождать музыкальным ритмом. Для стимуляции речевого развития необходимы занятия по формированию речевого слуха, звуковысотного и фонематического внимания, восприятия темпа и ритма речи. Развивая звуковысотный слух, ребенка учат дифференцировать вариации голоса взрослого по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи. Это достигается выразительным чтением сказок по ролям.
Для развития слухового внимания проводят специальные игры: «Угадай, что звучит?», «Чей это голос?», «Откуда слышится звук?». Побуждая сосредоточить свой взгляд на издающих те или иные звуки игрушках. Одновременно с взрослыми он произносит или пытается произносить звуки, слова, изменяет голос по высоте и тембру, регулирует громкость голоса и темп речи.
Ребенка ежедневно знакомят с новыми предметами, их словесными обозначениями, и полученные представления закрепляют в процессе игровой деятельности. Занятие по развитию речи проводится поэтапно. С ребенком постоянно разговаривают о том, что он видит в данные момент. Если он говорит неправильно, его не перебивают и не поправляют. Педагог лишь поправляет эти слова несколько раз правильно и таким образом побуждает ребенка к подражанию. Полезны также специальные игры – занятия, во время которых взрослый просит ребенка называть предметы, действия и изображения на картинках. Ребенка следует научить специальным приемам сенсорного обследования предметов с обязательным подключением движений, т. е. ребенок должен ощупывать предмет и узнавать его на ощупь. Постепенно вводятся слова, обозначающие качества предмета. Для их освоения ребенка учат сравнивать предметы, противоположенные по свойству, например, твердый с мягким, тяжелый с легким, и т. п. Следует помнить, что качества и свойства предметов только тогда приобретут для ребенка определенную значимость, когда они будут включены в непосредственную практическую деятельность и игру.
Для закрепления и активизации словаря важное значение имеют игры – упражнения по описанию предметов, различные дидактические игры, разгадывание загадок, а также повседневное общение с ребенком.
Дети с особенностями развития и нарушением интеллекта нуждаются в целенаправленном обучении. У этих детей отмечаются патологическая инертность, неполные или искаженные представления об окружающей действительности, отсутствие интереса к окружающем, нарушение целостности, сниженная активность и слабое мышление, некритичность, нелогичность, замедленность и непрочность процесса запоминания, неточность воспроизведения материала, быстрота забывания, трудности распределения внимания, замедленная его переключаемость, малая устойчивость, недоразвитие эмоций, патологические эмоциональные состояния, слабость собственных побуждений, большая внушаемость.
В работе по развитию речи следует учитывать это своеобразие, которое проявляется в ограниченности представлений об окружающем мире, примитивности интересов, элементарности потребностей и мотивов, снижении в целом активности всей деятельности.
Работу по развитию речи следует начинать как можно раньше. Коррекционное воздействие необходимо вести в двух направлениях: 1) создание предпосылок речевого развития, 2) развитие основных функций речи (функции общения, познавательной функции и функции регуляции деятельности).
Речь развивается и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, эмоционально-интеллектуальной, волевой сферах. Эти связи проявляются как в нормальном, так и в аномальном развитии. Поэтому в ходе исправления речевых нарушений, устранения речевого недоразвития возможно корригировать и психические процессы. А воздействие на психические процессы и их развитие оказывает стимулирующее влияние на речь. Это обусловливает комплексный подход в коррекционном обучении с использованием разнообразных средств, различных видов деятельности.
Список литературы:
1. Агранович З. Е. «В помощь логопедам и родителям». Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.
2. Бабушкина Р. Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими ОПР.
3. Белякова Л. И. «Недоразвитие и утрата речи». М. 2016 г.
4. Богусловская В. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры» 2012 г.
5. Носкова Л. П. «Дошкольное воспитание аномальных детей : Книга для учителя и воспитателя». М., 2010г.