лидия литвинова
Ранняя профориентация детей в дошкольном образовательном учреждении
Профориентация на современном этапе- важное направление работы образовательного учреждения. Мир профессийв обществесложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Дошкольное учреждение является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, что способствует ранней профессиональной ориентации. В детском саду профориентацияносит информационныйхарактер,ребенок в общих чертах знакомится с многообразием профессий.
Публикация «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Основные задачи ранней профориентации дошкольников :
- сформировать познавательный интерес к профессиям, понимание их значения в жизни общества;
- расширить представление детей о профессиях;
- мотивировать к игровой, коллективной, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности;
- развивать коммуникативные навыки, научить употреблять в речи названия профессий, рассказывать об их особенностях.
Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы в нашей группе.
Наша задача, основываясь на особенностях восприятия детьми дошкольного возраста мира профессий, формировать интерес к различным профессиям, бережное отношение к результатам труда человека, воспитывать уважение к людям труда.
В первую очередь, мысогласно возрастным особенностям детейсвоей группы, продумали и оборудовалиразвивающую предметно-пространственную среду: оформили лэпбуки по профессиям, стенды с изображением людей разных профессий,. Оборудовали центр для проведения сюжетно-ролевых игр по ранней профориентации, включающий «Супермаркет», «Пожарная часть», «Больница», «Аптека», «Станция техобслуживания», «Почта», «Ателье», «Салон красоты» и т. д. ,приобрели для сюжетно-ролевых игр спецодежду медика, пожарного, инспектора ГИБДД, водителя, парикмахера, специальное игровое оборудование, подготовили дидактические пособия, детскую литературу, фотографии.
Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации оказывают родители нашей группы «Дружная семейка», которые поддерживают идею ранней профориентации и активно включаются в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.
Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации). В практической деятельности эти методы тесно переплетаются и сочетаются друг с другом.
Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 2 направлениям:
- ознакомление детей с трудом взрослых;
- совместная деятельность детей и взрослых.
Ознакомление детей с трудом взрослых. На этом этапе мы знакомим детей с профессиями, как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности педагога с детьми: рассказываем о труде взрослых с демонстрацией слайдов, видеофильмов, в рамках реализации технологии «Гость группы» проводим встречи с людьми разных профессий, в том числе используем онлайн-гостевание, так как эпидемиологическая ситуация не позволяет в данное время использовать наиболее действенный способ ознакомления детей с трудом взрослых, способствующий накоплению ярких эмоциональных впечатлений- этоэкскурсии, тематические встречи с людьми разных профессий на работе (предприятии, учреждении).
На ютуб-канале МБДОУ д/с № 71 ведется плейлист «Ранняя профориентация дошкольников» (https://www.youtube.com/playlist?list=PLkwsuTSpmiIgMRtXXIaA0xgzgcTYK0Lsf) и дублируется информация на сайте детского сада в разделе Новости,где родители в доступной форме рассказывают детям о своей профессии.
Активное применение технологии «Гость группы» позволяет познакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их увлечений. Приглашенными в группу для знакомства с профессией могут быть как родители, родные, знакомые детей, сотрудники детского сада, так и посторонние люди. Так, гостями нашей группы стали: учитель, пожарный, оператор связи, врач-окулист, врач иммунолог-аллерголог, кондитер.
Такие встречи в группе со взрослыми людьми разных профессий развивают у детей коммуникативные качества, учат практически применятьэтические правила и правила поведения, способствуют сплочению детско-родительского и педагогического коллектива.
Начинали свою работу по профориентации детей со знакомства с профессиями сотрудников детского сада. Ребята группы посетили кабинет медицинской сестры, познакомились с особенностями и спецификой ее работы, продемонстрировали оборудование, которое помогает ей в работе.
«Дружная семейка» посетилаи прачечную нашего детского сада. Ребята посмотрели, как работникам прачечной удаётся выстиратьбольшое количество белья, узнали правила и технологию стирки, ознакомились с оборудованием.
Совместная деятельность взрослого и ребенка. Реализуя данное направление работы с детьми проводим сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.
Также мы разработали и рекомендуем использовать следующийалгоритмпредставления профессии :
1. Название профессии.
2. Место работы.
3. Орудия труда.
4. Инструменты для работы.
5. Трудовые действия.
6. Качества, которыми должен обладать представитель той или иной профессия.
7. Результаты труда.
Таким образом, мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
В ходе проведенной работы у дошкольников :
- развито понимание, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, труд является основой нашей жизни;
- сформировано уважениек людям труда, и ценностное отношение к результатам их труда;
- имеются представления о людях разных профессий, используемых ими орудиях труда и техники, о результате труда;
- развиваются необходимые трудовые навыкии способности.