Ольга Макарова
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мой доклад посвящён актуальной и се-рьёзной теме «ранней профориентации детей дошкольного возраста».
Возможность работы по ранней профориентации детей дошкольного воз-раста обусловлена следующим фактором: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к профессиям взрослых.
Публикация «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Слайд 2
Одна из основных задач дошкольного образования — формирование поло-жительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Согласно Постановления Минтруда РФ №1 от 27.09.1996 г. «Об утвер-ждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» профессиональная ориента-ция входит в компетенцию дошкольного уровня образования.
Слайд 3
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели фор-мирования положительного отношения к труду
Слайд 4
Ранняя профориентация призвана :
— дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
— сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
— предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности, с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог ана-лизировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являют-ся:
— профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
— профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
Слайд 5
Рассмотрим вопрос ранней профориентации в дошкольном образовании.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и спо-собностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выбо-ре профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможно-стям.
Как правило, профориентация начинается в старших классах школы. И, к сожалению, не каждый ребенок успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал.
А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является перво-начальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в дет-ском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Слайд 6
Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в ра-ботах выдающихся педагогов прошлого: К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, Н. Е. Веракса и Т. С. Комаровой, Т. И. Бабаевой и А. Г. Гигоберидзе.
Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно но-сит информационный характер.
Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали ба-бушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требова-ниями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет.
Слайд 7
Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- игровой.
На практике все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Слайд 8
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строится с учетом современных образовательных технологий:
Технология проектной деятельности позволяет усвоить сложный матери-ал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образователь-ный процесс интересным и мотивационным.
Слайд9
Технология исследовательской деятельности.
Детям старшего дошкольного возраста наиболее интересны опыты (экспе-риментирование) и коллекционирование (классификационная работа).
Слайд 10
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.
Именно игра является фундаментом всего дошкольного образования. Ре-бенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В играх дошкольники от-ражают содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, актера, спортсмена, летчика и др.).
Слайд 11
4. Технология интегрированного обучения.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования, возрастными возможностями и особенностями вос-питанников.
Слайд 12
5. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моде-лирование различных профессиональных ситуаций, которые невозможно вос-создать в условиях детского сада.
- мультимедийные презентации;
- виртуальные экскурсии.
Слайд 13
Важным аспектом в ранней профориентации детей в детском саду является оснащение РППС:
- система студий (творческих мастерских) : «Строители» (архитектор, плотник и т. д.); «Ателье» (швея, модельер и т. д.); «Изостудия» (художник, скульптор, «Музыкальная школа» (инструменталисты, певцы);
- подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
- создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
- подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности
Слайд 15
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профес-сиями;
- подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»;
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с те-мой «Профессии»;
- материалы для сюжетно-ролевых игры
Слайд 16
Из этого следует
основной целью «ранней профориентации» является постепенное форми-рование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.
Как отмечал всемирно известный воспитатель, педагог и писатель Антон Семёнович Макаренко «Правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни»