Ирина Николаевна Строкова
Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей,
изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Публикация «Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, нами была выбрана тема: «Ранняя профессиональная ориентация детей старшего дошкольного возраста».
Слайд1
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
В работе по реализации данного направления нам пришлось столкнуться с некоторыми сложностями. Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В "Программе воспитания и обучения дошкольников" М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой которую мы используем в своей работе, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает микроскопически малое место. А мы понимали, что профориентация требует планомерности, систематизации и углубленной работы. Перед нами стояла такая проблема: большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о профессиях взрослых, низкий словарный запас по этой теме.
Поэтому, нами была поставленнва такая цель:
-расширить знания детей о профессиях.
Поставленной цели соответствует выполнение следующих задач:
- познакомить воспитанников с разнообразием мира профессий;
- формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
-развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка.
Для выполнения данных задач на начальном этапе работы, мы провели диагностику детей старшей группы в начале учебного года. (Показ диагностики)
Исследование проводили индивидуально. В протоколе фиксировали объяснения ребенка, а также его эмоциональные реакции.
0 баллов – ребенок дает неправильный ответ.
1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый ответ.
2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ
В карте выставляются отметки по итогам опроса.
Опрос детей старшего дошкольного возраста показал, что только 30 % из них имеет отчетливое представление о многообразии профессий, правильно обосновывают значимость труда. 40 % детей имеют представление о значимости разных профессий, устанавливают связи между разными видами труда. Остальные дети 30 % знают названия только некоторых отдельных профессий, не могли объяснить, где работают родители, в чем ценность их труда, а познавательное отношение к труду у этих дошкольников неустойчивое. Исходя из этих данных и результатов анкетирования, нами был разработан план работы по ознакомлению с профессиями в старшей группе.
Профессиональное определение происходит в старшем возрасте. В этом возрасте мы можем увидеть : к чему у ребенка есть задатки, какие есть природные способности и попытаться их развивать. Для этого наблюдали за детьми и проводили беседы, чтобы подробно узнать, что им нравится. Ознакомление ребенка с профессией происходит в развивающей среде.
По ФГОС личность ребенка выдвигается на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. В своей работе широко используем «Педагогическую технологию организации сюжетно-ролевых игр». Эта технология опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология призвана сочетать элементы игры и учения. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не дат новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребнка опыт, посредством которого эти знания присваиваются. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.
В старшей и подготовительной группах совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, врач, водитель, лтчик). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр стимулировли детей :
- вводили в игру новые атрибуты: технику, инструменты;
- вводили в игру новые роли -специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос)
- расширяли набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»).
Именно в сюжетно-ролевых играх усваивались сведения о профессиональной деятельности взрослых, закреплялись знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты. Для этого организовывали в соответствии возрастным особенностям профориентационную предметно-развивающую среду. Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевало : - подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке :
- создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
- подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
- подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
В сюжетно-ролевой игре успешно развивали личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождала стремление к самореализации, самовыражению. В играх на тему "транспорт" совершенствовали знания правил дорожного движения, дети учились выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью, в играх пытались изобразить профессии своих родителей. Нами была сделана подборка сюжетно-ролевых игр о профессиях и в дальнейшем планируем разработать методические рекомендации по сюжетно-ролевым и дидактическим играм.
(показ)
Подбирали настольно-печатные игры («Найди два одинаковых инструмента», «Что нужно доктору», «Что есть в магазине»), игры с предметами («Собери набор повара», «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберем ящик с инструментами», словесные игры («Четвертый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот»). Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда; поговорки и пословицы о труде, мастерстве, скороговорки, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физминутки помогают в непринужденной форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания. Для систематизации детских представлений о мире профессий, формирования ценностного отношения к результатам труда человека использовали образовательно-игровые ситуации, например, «Научим Почемучку мыть чашку» (сервировать стол, вытирать пыль, «Веселые поварята».
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых-наблюдения и экскурсии. В процессе наблюдений давали детям небольшое количество сведений, постепенно расширяли и углубляли их. Очень важно, чтобы усложненное содержание представлений во время наблюдений выражалось не только в нарастании объма познавательного материала, но и в суть наблюдаемых явлений. Во время экскурсий обращали внимание детей на самого трудящегося человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Тогда наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно повлияло на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Во время экскурсии дополняли полученную информацию, рассказывали о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, использовали занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возвращению в группу с детьми обязательно обсуждать увиденное, проводили рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?». Организовывали экскурсии в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню, в магазин, в библиотеку, в школу и т. д. (показ)Проводимая работа позволяла ненавязчиво подвести детей к выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
В подготовительной группе работа по профориентации была продолжена.
Чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу, нами был разработан педагогический проект «В мире профессий».
Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи по формированию элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых :
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса,
понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия
представителей разных профессий.
Формы и методы работы с дошкольниками :
-Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
-рассказы воспитателей и родителей;
-непосредственно образовательная деятельность;
-игры,
-самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Алгоритм ознакомления с профессией.
• Название профессии
• Место работы
• Материал для труда
• Форменная одежда
• Орудия труда
• Трудовые действия
• Личностные качества
• Результат труда
• Польза труда для общества.
Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней (детской) профориентации :
• - у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
• - активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,
• - разовьется чувство уважения к людям разных профессий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители
Продолжительность курса: проект рассчитан на 1 год.
Реализация проекта
Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:
• I этап (организационный) : проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
• II этап (практический) : реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».
• III этап (итоговый) : проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.
Результат реализации проекта
• Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали больше уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.
Взаимодействие с родителями - особое направление нашей работы, так как маленький ребенок первоначально все берет из семьи. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения.
Знакомя детей с профессиями, устраивали "Встречи с интересными людьми", к проведению которых привлекались родители. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых строился на диалоге детей с взрослыми, что способствовало социализации дошкольников. (показ фото Ярослава с бабушкой)
Родителями была оказана большая помощь в подборе и оформлении материала для лэпбука по профессии «Врач».(показ)
К концу подготовительной группы дети показали хорошие результаты по профориентации. В данный момент эта работа продолжается. На базе нашего детского сада создана эксперементальная площадка «Инновационные технологии по профориентации».