Раиса Ткаченко
Моя профессиональная деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Я, Ткаченко Раиса Тальгатовна, имею высшее образование. Окончила Лесосибирский педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального образования». В 1997 году поступила на работу в Ачинскую коррекционную общеобразовательную школу-интернат I вида в должности учителя начальных классов. В 2005-2006 году прошла профессиональную переподготовку в АПК и ПРО по программе «Сурдопедагогика и сурдопсихология», по специальности «Сурдопедагог», г. Москва. С 2006 года преподаю предмет музыкально-ритмические занятия.
Публикация «Моя профессиональная деятельность» размещена в разделах
На протяжении девятнадцати лет работаю по программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ I вида. Из года в год повышаю профессиональное мастерство. Теоретические знания по предмету и методические приёмы постоянно совершенствую путём общения через интернет с преподавателями других школ, через самообразование, курсовую подготовку, участие в конкурсном движении.
В своей педагогической деятельности считаю главным приобщить глухого школьника к миру музыки, научить слушать и различать музыкальные произведения, звучание музыкальных инструментов, различать голоса по тембру.
А нужна ли музыка глухим? Нужна! Несомненно, нужна!
Музыкальное искусство является незаменимым средством эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир человека.
Музыкальные произведения передают динамику эмоционально-психологических состояний: смену чувств, настроений, переживаний. Музыка может изображать конкретные явления окружающей жизни с помощью звукоподражания: пение птиц, стук колёс поезда, шум прибоя, гул самолёта.
Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-коррекционного процесса в специальных школах для детей с нарушением слуха, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию.
Эстетическое развитие глухих детей – одна из главных задач музыкально-ритмических занятий. Ей подчинён отбор музыкального материала для слушания, танцевального и песенного репертуара, выбор гимнастических упражнений.
Все виды деятельности, связанные с музыкой, формируют у детей чувство красоты. Например, при обучении музыкально-ритмическим движениям ученики не только упражняются в правильном и ритмичном их исполнении, но и стремятся к выразительной и эмоциональной передаче музыкального образа.
Эстетическое воспитание на музыкально-ритмических занятиях способствует нравственному развитию учащихся. Содержание обучения, методические приёмы, используемые на занятиях, предполагают развитие добрых начал в ребёнке. Использование преимущественно коллективных форм работы способствует совершенствованию умений учащихся общаться в группе сверстников, соотносить с ними свои интересы.
При проведении занятий большое значение я уделяю расширению кругозора школьников. Они узнают о роли музыки в жизни человека, о её связи с другими видами искусства; о деятельности композиторов и исполнителей; о народном творчестве; знакомятся с концертными залами и музыкальными театрами, фрагментами из произведений их репертуара. Это требует существенного расширения словарного запаса, пополнения его новой лексикой.
Большую роль в эмоциональном развитии учащихся играют дидактические игры, позволяющие в интересной и увлекательной деятельности формировать у детей достаточно сложные умения, связанные с развитием нарушенной слуховой функции. Например, с помощью разработанной мною игры «Путешествие Пети по музыкальной стране» закрепляется знание детьми музыкальных инструментов и нотной грамоты.
На музыкально-ритмических занятиях большое внимание уделяю развитию воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение учеников к творчеству, импровизации, инициативе. Творческое начало у детей с нарушениями слуха может проявляться по-разному: в стремлении узнать что-то новое о музыке, в самостоятельном выборе движений под музыку, составлении композиций из уже знакомых движений, импровизации ритмического аккомпанемента на элементарных музыкальных инструментах, в подборе иллюстраций к прослушанной музыке.
На занятиях школьники учатся воспринимать музыку (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и КИ, правильно, выразительно и ритмично исполнять под музыку танцы и гимнастические упражнения.
Ребята декламируют песни не только под музыкальное сопровождение учителя, но и под КАРАОКЕ. А слабослышащие учащиеся и учащиеся после кохлеарной имплантации не декламируют, а поют.
На музыкально-ритмических занятиях широко использую компьютер и ИНТЕРНЕТ, с помощью которого в режиме он-лайн знакомлю ребят с композиторами, исполнителями, музыкальными театрами и концертными залами страны и мира, в которых звучит музыка известных композиторов, например, опера «Сказка о царе Салтане», балет «Щелкунчик», балет «Золушка» и т. д.
Я учу играть на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, слабослышащих учащихся - на синтезаторе.
В процессе музыкально-ритмических занятий я обогащаю представления детей о звучащем мире, развиваю восприятие разнообразной акустической информации – речи, неречевых звучаний, музыки. Школьники на моих уроках учатся вслушиваться в музыку и речь, анализировать и сопоставлять услышанное. На занятиях я использую синтезатор, с помощью которого можно услышать звучание разных инструментов – кларнет, саксофон, гитару, орган, виолончель, аккордеон, баян и т. д.
На музыкально-ритмических занятиях ребятам нравится драматизировать песни и музыкальные сказки. За драматизацию песни «Жили у бабуси» учащиеся 2 «а» класса получили диплом II степени Краевого фестиваля КОЧУЮЩАЯ КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА 2008.
С 2010 года в нашей школе для слабослышащих учащихся и учащихся с кохлеарной имплантацией введён факультатив СОЛО. Мной самостоятельно разработана рабочая программа, на данный момент на три года обучения, подобран песенный материал для исполнения и музыкальный материал для слушания (аудио и видео). Уже два года в нашей школе проходит конкурс «Мы учимся петь», где ребята исполняют песни хором, соло, под аккомпанемент синтезатора или фонограмму (Приложение 1).
В настоящее время имеется определённый педагогический опыт использования музыки не только в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения слуха, в специальных дошкольных и школьных учреждениях, но и при их индивидуальном обучении по программам детской музыкальной школы. Педагогический опыт такой работы обобщён И. С. Белик в книге «Музыка против глухоты» (2000). В предисловии к этой книге Э. И. Леонгард отмечает: «Обучение слабослышащих, а в редких случаях глухих игре на музыкальных инструментах (фортепиано, аккордеоне, скрипке, флейте, виолончели) – явление не новое, не ново и обучение пению слабослышащих… Это не просто полумеханическая игра по нотам или пение под аккомпанемент или голосовую поддержку педагога. Это становление (или восстановление) новой для неслышащих детей функциональной системы музыкального слуха. Вся организация деятельности детей направлена на развитие у них мелодической памяти и внутреннего музыкального слуха. Такие задачи прежде в сурдопедагогике не только не решались, но и не ставились.
Для качественного проведения музыкально-ритмических занятий и факультатива «СОЛО» мною ставятся следующие задачи:
развивать музыкальность у детей, эмоциональную отзывчивость на музыку;
формировать музыкальное восприятие и музыкальные способности;
формировать музыкально-эстетический словарь;
развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку;
развивать певческие умения и навыки;
развивать эмоциональную отзывчивость, активизировать творческие способности, побуждать к самостоятельным действиям (высказывать свои впечатления о музыке, исполнять без помощи взрослого знакомые песни, танцы).
Указанные задачи взаимосвязаны и решаются в единстве в процессе активной музыкальной деятельности детей.
Кроме этого я составила и апробировала рабочую программу по музыкальному воспитанию для воспитанников дошкольной группы с недостатком слуха. А в этом учебном году в нашей школе открылось две дошкольные группы для детей с общим недоразвитием речи. На основе программ общеразвивающих ДУ мною составлена рабочая программа по музыкальному воспитанию и логоритмике для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 6 лет, занятия проводятся два раза в неделю по 20 минут.
В декабре 2010 года на базе нашей школы проводился методический марафон «Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках на основе внедрения современных педагогических технологий» для педагогов, воспитателей, логопедов школ и детских садов города. Совместно с дефектологом дошкольной группы Арбузовой Н. В. было показано интегрированное занятие в дошкольной группе Ритмика – РРС на тему: «РРС с применением фонетической ритмики, музыкальных инструментов и элементов движений русских народных танцев».
Дефицитом являются методические разработки по предмету (в основном использую в своей работе «Методику музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха» Е. З. Яхниной, диагностический материал и параметры контроля, а также курсовая подготовка по данному предмету. Поэтому многое приходится разрабатывать самой, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Мной разработаны рабочие программы по музыкально-ритмическим занятиям для неслышащих учащихся с 0 по 5 классы, составлен сборник музыкальных произведений для декламаций песен, различные карты для проверки знаний учащихся по пройденному материалу, составлена медиатека с музыкальными произведениями, песнями, широко использую интернет для просмотра в режиме он-лайн музыкальных сказок, балетов, опер.
Дальнейшие планы на будущее: продолжать работу по самообразованию и саморазвитию, продолжить работу над темой: «РСВ у учащихся с различной слуховой депривацией на музыкально-ритмических занятиях в процессе комплексного использования произведений музыки, живописи, литературы», искать дополнительные формы и методы работы, которые помогут еще более успешному обучению и воспитанию неслышащих детей. Приблизить исполнение песен слабослышащими учащимися и учащимися с КИ к исполнению слышащих сверстников, следующий конкурс «Мы учимся петь» сделать совместным с учащимися музыкальной школы, подобно телевизионному конкурсу «Две звезды».
Приложение 1
Конкурс «Мы учимся петь 2011» Конкурс «Мы учимся петь 2012»
I место – Соловьёва Ульяна
II место – Иванов Степан
III место – Серебряков Николай
Победители 2012 года Победитель международного хорового
I место – Соловьёва Ульяна фестиваля «Южная Пальмира 2010»,
Чернышева Кристина «Мальтийская 2011», гость конкурса
Архипова Кристина Ткаченко Татьяна
II место – Чабуркин Евгений
III место – Рогило Юлия