МААМ-картинки

Статья «Основные подходы к определению сущности понятия профессиональная мобильность педагога дошкольного образования»

Кристина Безменова
Статья «Основные подходы к определению сущности понятия профессиональная мобильность педагога дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы

Основные подходы к определению сущности понятия профессиональная мобильность педагога дошкольного образования

В статье рассматривается сущность понятия профессиональная мобильность педагога дошкольного образования. Также анализируются различные подходы и трактовки на понятие «профессиональная мобильность». В тексте выделены определенные качества и способности, которыми должен обладать мобильный педагог.

Ключевые слова: мобильность, профессиональная мобильность, профессиональная компетентность.

Публикация «Статья „Основные подходы к определению сущности понятия профессиональная мобильность педагога дошкольного образования“» размещена в разделах

K.I. Bezmenova,

Belgorod

The main approaches to the definition of the concept of occupational mobility of the teacher of preschool education

The article deals with the essence of the concept of occupational mobility of the teacher of preschool education. Also, various approaches and interpretations of the notion of "professional mobility". The text highlighted in certain qualities and abilities, which should have a mobile teacher.

Key words : mobility, occupational mobility, professional competence.

В современном мире происходят изменения, которые ставят человека перед необходимостью быть всегда готовым к перемещениям в социальном мире, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, гибко взаимодействовать с разными системами и субъектами. Современный человек должен владеть определенными личностными качествами для того, чтобы быть востребованным и успешным. К таким качествам относятся: подвижность, готовность к любым изменениям, способность быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, то есть быть мобильным.

Т. Б. Котмакова, понимает под мобильностью интегративное качество личности, являющееся основателем для эффективной реализации ею других типов мобильности. Данное качество проявляется в сформированности мотивации к обучению, способности к творческой деятельности, эффективному общению и позволяет человеку находиться в процессе активного творческого саморазвития [3].

Анализ литературы показал, что существуют разные виды мобильности педагога : культурная, социальная, этническая, педагогическая, горизонтальная, вертикальная, профессиональная мобильность. В исследовании нас интересует понятие профессиональная мобильность.

Проблеме формирования профессиональной мобильности в области психолого-педагогического знания посвящены исследования многих ученых: А. А. Гераськов, Т. К. Горохов, Е. А. Иванченко, Ю. И. Калиновский, С. А. Константинов, В. О. Сластёнин, В. В. Сохранов и др.

Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Н. С. Пряжников в своих исследованиях о профессиональной мобильности анализируют это качество личности в контексте профессионального становления как определяющий фактор конкурентоспособности личности.

В психологическом словаре понятие «профессиональная мобильность» определяется, как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладеть новой техникой и технологией, получать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности [2].

Д. В. Вершинина, Л. В. Горюнова под профессиональной мобильностью как чертой личности педагога понимают способность перестраивать характер деятельности и самого себя в зависимости от меняющихся профессиональных функций и условий педагогического груда, и свойство преобразующей деятельности [1].

По мнению М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича, профессиональная мобильность, предполагает высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, готовность к оперативному отбору и реализации приемлемых способов выполнения различных заданий в области своей профессии [2].

Согласно исследованиям П. А. Сорокина, профессиональная мобильность в становлении карьеры может быть представлена вертикальной и горизонтальной лестницами. Движение по административной лестнице в сфере образования - это вертикальная мобильность. Движение по повышению профессионального мастерства, признанное и оцененное обществом – это горизонтальная мобильность[5].

Л. В. Горюнова в своем исследовании определила ведущие подходы в изучении профессиональной мобильности. С точки зрения личностно-деятельностного подхода, профессиональная мобильность определяется как мотивированная и целенаправленная деятельность человека, активизирующаяся в моменты его профессионально-жизненного пути. Признаками такой мобильности являются : способность педагога рефлексировать уровень своего профессионализма; готовность к изменениям в жизнедеятельности; степень активности; эффективное целеполагание; предвидение результатов [1].

Системно-синергетический подход определяет профессиональную мобильность как свободное принятие решений в ситуации выбора. К нему можно отнести: способность к саморазвитию, самообразованию; аналитические способности, прогностические умения, умения принятия решений.

Событийный подход определяет мобильность как способность осуществлять свою деятельность в условиях постоянной смены событий, то есть демонстрировать ситуативную изменчивость. Признаками такой профессиональной мобильности является умение человека влиять на события, управлять событиями, использовать их для своего саморазвития.

С точки зрения компетентностного подхода, профессиональная мобильность обусловливается как совокупность определенных компетенций, которые формируются, актуализируются и активизируются в деятельности по мере возникновения важных проблем.

Горюнова Л. В. и др. рассматривают профессиональную мобильность с точки зрения компетентностного подхода. Опираясь на данный подход, ученые пришли к выводу, что становление профессиональной мобильности специалиста возможно через развитие следующих компетенций:

• Социально-коммуникативные компетенции, обеспечивают готовность специалиста к социализации в современном обществе, к работе с новыми информационными технологиями, к исполнению своей профессиональной деятельности в разных группах людей, адаптироваться к новым ситуациям.

Образовательные компетенции, обеспечивают готовность педагога к научному, системному познанию мира, к овладению навыками самостоятельного освоения знаний и повышения своей квалификации, готовность специалиста сохранять свой профессиональный, творческий и социальный потенциал, к самообразованию и самосовершенствованию.

• Общенаучные компетенции, обеспечивают высокий уровень базовых и общих знаний по своей специальности, способность адаптироваться к изменениям содержания профессиональной деятельности.

• Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции, обеспечивают успешность ценностно-смысловой ориентации педагога в окружающем мире, готовность и стремление познать и совершенствовать самого себя, к непрерывному самообразованию, постоянной мотивации к обучению на протяжении своей жизни.

Чтобы реализовать те или иные изменения в своей профессиональной позиции, человек должен обладать определенными личностными качествами и способностями. К ним можно отнести:

подвижность, открытость новому;

умение гибко адаптироваться к новым обстоятельствам;

креативность мышления; коммуникативность;

умение адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности;

активность, быстрота, самостоятельность и ответственность в принятии решений;

нацеленность на успех и постоянное самосовершенствование;

умение анализировать ситуацию и прогнозировать ее развитие;

способность к обучаемости, самообучаемости;

устойчивость к фрустрациям внешней и внутренней среды организации; умение отслеживать и правильно оценивать состояние окружающего пространства и другие.

Таким образом, в ходе анализа литературы, мы придерживаемся мнения Горюновой Л. В., которая рассматривает профессиональную мобильность с точки зрения компетентностного подхода. И определяет профессиональную мобильность как совокупность определенных компетенций, которые формируются, актуализируются и активизируются в деятельности по мере возникновения важных проблем.

Список используемой литературы

1. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России : автореф. дисс. … к. пед. н. Ростов н/д, 2006. 39 с.

2. Дъяченко М. И. Психологический словарь-справочник / М. И. Дья- ченко, Л. А. Кандыбович. – М. : Харвест, 2004. - 576 с.

3. Котмакова Т. Б. Формирование личной мобильности как профессионального качества будущих специалистов в процессе обучения в вузе: дисс. … канд. пед. наук. Хабаровск, 2011. 198 с.

4. Сергеева Т. Б. Личностная и профессиональная мобильность : проблема сопряженности // Образование и наука №8, 2015. с. 127.

5. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. М. : Наука, 1997

Публикации по теме:

Философское эссе «Размышления о сущности человеческой личности и роли педагога в формировании личностных качеств детей» Философское эссе. Автор: Горулько О. Н. Место работы: ЯНАО, г. Ноябрьск, МБДОУ «Белоснежка» Педагог- это созидатель, а созидать - это.

Лист самоанализа педагога в дошкольном учреждении по определению педагогической компетенции Лист самоанализа педагога по определению педагогической компетенции, отражающие специфику работы в дошкольном учреждении за 2015-2016 учебный.

Общая и профессиональная культура педагога .

Основные подходы к классификации игр Основные подходы к классификации игр А. В. Запорожец и А. П. Усова разработали следующую классификацию: - Игры творческие и их разновидности:.

Основные подходы к квест-технологии и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС «Основные подходы к Квест - технологии и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО». ЦЕЛЬ: оказание.

Основные подходы к составлению рабочей программы учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования На основании ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность.

Подходы к сохранению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в рамках ФГОС дошкольного образования В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования) одна.

Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются.

Профессиональная компетентность педагога в контексте ФГОС дошкольного образования В последнее время в системе образования наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные.

Ступени роста педагога дошкольного образования Так как я увлекаюсь фольклором, то решила представить в виде небольшого опуса собирательный образ педагога-дошкольника. Ступени роста педагога.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Статья «Основные подходы к определению сущности понятия профессиональная мобильность педагога дошкольного образования»
Опубликовано: 21 ноября 2016 в 22:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Основные подходы к определению сущности понятия профессиональная мобильность педагога дошкольного образования»» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Безменова (УИ 661801) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД