Наталья Неустроева
Раннее развитие речи детей с использованием материалов методики Монтессори
В настоящие время одной из актуальных проблем современной логопе-дии является – раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений.
В раннем возрасте ребёнок обладает колоссальными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно её интеллек-туального развития. В этот период происходит интенсивное развитие мозга, которое не повторится не в одном из последующих периодов жизни.
Публикация «Раннее развитие речи детей с использованием материалов методики Монтессори» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Основным видом деятельности раннего возраста является предметная деятельность. Именно в ней складываются основные достижения этого пе-риода – произвольное поведение, мышление, самосознание, сенсорика, па-мять и речь.
Главным и самым важным приобретением раннего возраста является – речь. Если ребёнку в этот период не уделять должного внимания, то в после-дующем потребуется гораздо больше усилий, чтобы наверстать упущенное.
Речь не является функцией органов артикуляции это, прежде всего ре-зультат согласованной деятельности как речевых, так и неречевых областей головного мозга. Она не формируется изолированно от мышления, памяти, внимания и восприятия и зависит от уровня их развития. За каждым словом обязательно должно стоять то, что оно обозначает. Потребность в предмете и действиях с ним побуждают ребенка назвать предмет словом.
В процессе предметной деятельности у ребёнка также развивается мо-торика рук. В кончиках пальцев ребенка располагаются нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга. По мнению, Марии Монтессори основа развития мышления и речи это мелкая моторика, об этом она пишет: «Интеллект находится на кончиках пальцев».
Смысл методики Монтессори, заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенных в нем природой. А задача педагога – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.
Другое условие — это правильно организованная предметно-пространственная среда. В Монтессори-классе обучающая среда разделена на несколько зон. Среда должна соответствовать возрастным и сенситивным пе-риодам развития ребёнка, быть строго упорядоченной и доступной для ре-бёнка.
Работа с Монтессори-материалом является одним из направлений раз-вития предметной деятельности детей раннего возраста. В работе можно ис-пользовать как классический Монтессори-материал, так и его элементы и ва-риации, адаптируя их к условиям группы.
Специальные упражнения, направленные на тренировку мелкой мото-рики пальцев («Шнуровки», «Рамки с застёжками», упражнения по собира-нию и складыванию предметов («Коричневая лестница», «Розовая башня», «Красно-синие штанги», «Блоки цилиндров») стимулируют развитие речи у детей.
Таким образом, весь Монтессори-материал направлен на развитие мел-кой моторики, что на прямую связано с речью и сказывается не только на её развитии, но и на предотвращении и устранении дефектов речи.