Казанцева Елена
Конспект занятия «Радуга в стакане»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные задачи:
• Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира (как и почему появляется радуга).
• Активизировать речь детей.
• Провести экспериментальную работу с разным материалом.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать умение работать аккуратно, понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя.
Воспитывать в детях эмоциональную отзывчивость на явления природы и результаты своего творчества.
Оздоровительные задачи:
• Продолжать развивать двигательную активность детей с помощью динамической паузы.
Темочки:
Интеграция с другими образовательными областями: художественно-эстетическое развитие; речевое развитие; физическое развитие; социально-коммуникативное развитие.
Материалы: емкость с водой; краситель (7 цветов);
по количеству детей: атласные ленты длинной 15 см; фартуки и нарукавники; пластиковые стаканы по количеству детей; сахар;; одноразовые ложки; белый картон; соль; акварельные краски; клей ПВА; кисточка для рисования; кисточка для клея.
Оборудование: мультимедийная установка; ноутбук; мольберт.
Ход:
Звучит музыкальная заставка «Шум дождя», на экране слайд «Льется дождь».
Воспитатель: Ребята, посмотрите (обращает внимание детей на экран)
Дети входят в группу, становятся перед экраном.
Грустный, скучный дождь с утра.
Он такой же, как вчера –
Нудный, серый, долгий очень.
Будет он идти до ночи.
Он обидел всех на свете,
И не любят дождик дети.
Дождик, проходи скорей,
Ну, не мучай ты людей!
- Ребята, какая погода вам нравится больше – дождливая или солнечная? (Ответы детей) Тогда позовем солнышко: «Солнышко, появись. Солнышко, покажись». На экране слайд «Солнце».
- А что появляется на небе, когда светит солнце и идет дождь?
Что за чудо-коромысло
После дождика повисло?
Очень яркое, цветное,
А красивое какое!
Разноцветная дуга
Солнечная … (радуга)
(Ответы детей)
- Правильно, радуга. На экране слайды «Радуга».
- Радуга – одно из красивейших природных явлений. Ее можно наблюдать на небе в теплое время года, когда идет мелкий, частый, теплый дождик, и в то же время сквозь тучи или облака светит солнышко; солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и образуется радуга. Радуга возникает при освещении солнечным светом капелек воды, которые находятся в воздухе после дождя.
Эй, радуга! Ты знаешь или нет,
Кто папа твой?
Конечно! Солнца свет.
А маму знаешь?
Кто она такая? –
Вода небесная!
Точнее, дождевая. (Е. Тарлапан)
- Сколько же цветов у радуги? (Ответы детей)
- Как вы думаете, всегда ли цвета радуги следуют в определенном порядке или в произвольном? (Ответы детей)
- Да, ребята. Цвета следуют друг за другом в строго определенном порядке. А запомнить этот порядок вам поможет шуточный текст: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первый звук каждого слова этой фразы является первым и в названии цвета радуги.
- Послушайте. Слово «каждый» начинается на звук «к», значит первый цвет радуги какой? – красный.
- «Охотник» начинается на звук «а», и следующий цвет? – правильно, оранжевый.
- «Желает», «ж»? – желтый. «Знать», «з»? – правильно, зеленый.
-«Где», «г»? – голубой. «Сидит», «с» – синий.
- Последнее слово «фазан». «ф» – значит последний цвет в радуге – фиолетовый.
Воспитатель:
- Перед каждым на столе семь ленточек разных цветов, каждый цвет соответствует одному из семи цветов радуги. Я предлагаю вам сесть за стол и выложить из ленточек радугу, каждый свою, соблюдая последовательность цветов.
Воспитатель закрепляет название и порядок цветов радуги.
Самостоятельная работа детей.
- Молодцы, все вы справились с заданием. У каждого получилась замечательная радуга.
- А сейчас мы немного отдохнем. Становитесь в круг.
Динамическая пауза «Радуга-дуга»
Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка,
Дай мне вёдрышко.
Чтобы детям погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!
Воспитатель:
- Радуга настолько красивое природное явление, что кажется, будто прекрасная Фея волшебной кистью раскрасила небо в радужные цвета.
- Ребята, а вы хотите стать волшебниками, и научиться самостоятельно создавать радугу?
(Ответы детей)
- Я, Фея, могу вас этому научить. Наденьте волшебные фартуки и нарукавники, садитесь на свои места и слушайте меня внимательно.
Эксперимент «Личная радуга»
Воспитатель:
(напоминает о технике безопасности работы с водой и фонарем)
1. Чтобы увидеть радугу, наполните емкость водой (для каждого ребенка приготовлен стакан с водой).
2. На дно емкости положите зеркало.
3. Направьте на зеркало свет фонаря.
4. Отраженный свет нужно поймать на лист белого картона. На нем должна появиться радуга.
- Видите, ребята. Оказывается луч света не бесцветный – он состоит из нескольких цветов. Когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части – в виде радуги.
- Ну что, вам понравился эксперимент?
- А теперь я приглашаю вас в мою волшебную лабораторию, где я с вами поделюсь секретом создания радуги. Но эта радуга будет необычная, она будет находиться в стакане. Хотите посмотреть?
Воспитатель приглашает детей в импровизированную лабораторию, где приготовлены: емкость с водой, емкость с сахаром, пластиковые стаканчики (7 штук, пластиковые ложки (7 штук, пищевой краситель 7 цветов, стеклянный стакан)
Проводится эксперимент «Радуга в стакане» (Дети наблюдают и участвуют в происходящим сидя на стульчиках)
- Ребята радугу в стакане вы можете сделать дома с родителями. Для этого нам понадобится сахар, вода и красители.
- В первый стакан насыпаю 7 столовых ложек сахара, во 2-й – 6 столовых ложек сахара, в 3-й – 5, в 4-й – 4 и т. д. Затем добавляю в каждый стакан по 3 столовые ложки воды и перемешиваю, а теперь добавлю по несколько капель красителя в каждый стакан : красный в первый, оранжевый во второй и т. д.
- Аккуратно перемешаем жидкость в каждом стакане, а теперь самое интересное. Я беру ложку и аккуратно наливаю жидкость в следующем порядке: сначала красную, затем оранжевую, желтую, зеленую, голубую, синюю, фиолетовую. Наша радуга готова. За счет того, что мы положили разное количество сахара в воду, ее плотность изменилась, а это значит, жидкость между собой медленнее смешивается. Вы можете проделать этот эксперимент дома с родителями
Рефлексия
- Ребята, вам понравились наши волшебные эксперименты? Что мы с вами сегодня делали, какое явление природы наблюдали? Из каких цветов состоит радуга?