Валентина Платонова
Работаем по ТРИЗ. Семинар-тренинг «Системный оператор и специфика работы с ним»
▼ Скачать + Заказать документы
Старший воспитатель Платонова В. Г., МБДОУ № 14 г. Мценск
План:
1. Теоретическая часть «Вспомним о работе с системным оператором».
2. Тренинг «Системный оператор как часть системного подхода к окружающему миру».
3. Домашнее задание.
Системный оператор, как и системный подход к окружающему миру основывается на решении прогнозных задач детьми дошкольного возраста.
Публикация «Работаем по ТРИЗ, Семинар-тренинг „Системный оператор и специфика работы с ним“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
• Давайте выясним с вами, почему системный оператор основывается на решении прогнозных задач?
• Почему Г. С. Альтшуллер назвал девятиэкранную таблицу «многоэкранная схема талантливого мышления»?
• Как вы понимаете, что такое «системность мышления»?
• Какие объекты могут служить системами или, что может являться системой? (природные и рукотворные явления и объекты).
• В каком порядке можно рассматривать экраны оператора в зависимости от возраста детей?
А сейчас мы с вами поработаем над системными подходами, поиграем,
а также поупражняемся в работе с системным оператором.
1. Назовите структурный подход системы «стул».
(Подсистема – ножки, металл или дерево; прошлое ножек – железняк, руда или дерево; будущее ножек – силикон, сверхпрочный пластик и т. д.)
2. Выкладываю в систему шариковую ручку, в надсистему – класс или школу (картинки); в подсистему – колпачок, стержень, корпус…
• Как это будет выглядеть на системном операторе?
• Какой подход прослеживается в данном случае?
3. Приведите примеры функционального подхода автомобилей. Выложите на системном операторе.
4. Опишите генетический подход той же самой шариковой ручки, а генетический подход микроволновой печи, шелковой блузки (используются карточки).
• Как можно расположить этот вариант на системном операторе?
5. Поиграем в игру «Найди главное».
Я вам даю список систем. Для них подобраны несколько подсистем, которые могли бы входить в состав систем. А вы постарайтесь определить, какие две подсистемы обязательно являются частями данной системы, а без каких она может существовать?
САД – растения, садовник, собака, забор, земля.
ГОРОД – автомобили, здания, толпа, улица, велосипед.
РЕКА – берег, рыба, рыболов, тина, вода, теплоход.
БИБЛИОТЕКА – город, здание, книги, лекция, музыка, читатели.
ДЕТСКИЙ САД – дети, воспитатели, музыкальный зал, игрушки, столы.
6. А сейчас игра «Аукцион».
Цель: закрепить знания о признаках, частях и свойствах предметов; учить описывать предмет в определенной последовательности, выбирая и подчеркивая его лучшие качества, возможность его использования.
На аукционе представлены для продажи: конфетка, катушка ниток, пуговица, мобильный телефон, магнитофон.
Чтобы купить выбранный Вами предмет, необходимо описать его и рассказать, для чего он Вам так необходим и чем он так понравился.
В качестве платы за полученный предмет может быть стихотворение, рисунок, танец, песня.
Мы выслушали реальное обоснование необходимости этого предмета, а теперь придумайте фантастический вариант. (После прослушивания двух заявлений совместно решаем, кому из покупателей должен достаться выбранный предмет).
7. Поработаем над системой «тигр». Пройдите по всем экранам системного оператора.
А теперь возьмем рукотворный предмет – стол и расположим его в центре системного оператора. Как вы будете работать с данной системой дальше? Вспоминайте варианты заполнения экранов. (Предлагаю сначала представить эту систему для детей младших групп, а затем для старших дошкольников).
Ну, что ж, усвоили вы данный метод? Стоит продолжать тренинг дальше?
Тогда домашнее задание: изготовить на свою группу системный оператор и материал к нему в соответствии с возрастом ваших воспитанников. Срок – в течение месяца.