Валентина Платонова
Работаем по ТРИЗ. Консультация «Метод снежного кома в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Платонова В. Г., старший воспитатель МБДОУ детского сада № 14 г. Мценск
«Сделайте одно, только одно
фантастическое допущение,
а затем стройте действие в
строгом соответствии с
логикой».
А. Азимов
В волшебных сказках, произведениях часто встречается фантастическая ситуация, базирующаяся на какой-то первичной фантастической идее.
Метод снежного кома основан на применении системного оператора для синтеза фантастических ситуаций.
Публикация «Работаем по ТРИЗ, Консультация „Метод снежного кома в работе с детьми“» размещена в разделах
- Зима
- Консультации для родителей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Что дает метод снежного кома? Часто, придумав с детьми, какой – либо предмет, живой объект или ситуацию, мы успокаиваемся на этом и прекращаем говорить и обсуждать с детьми то, что получили. А дети часто хотят об этом новом поговорить, подумать, что будет с ними дальше и т. д.
Вот здесь и пригодится метод снежного кома. Необходимо поместить в середину системного оператора тот объект (ситуацию, который вы придумали с детьми, и рассматривать его изменения по всем экранам оператора. Вы как бы гуляете с детьми по экранам системного оператора, размышляя, придумывая, догадываясь, что происходит, или происходило с полученным объектом в том, или ином экране. Это как на самом деле: снежный ком катится, все более обрастая снегом, становясь все больше и больше.
В результате получается более насыщенный образ, со своим прошлым и планируемым будущим. Мы можем поговорить и придумать ему надсистему, и рассмотреть из каких частей он состоял раньше. Порядок переходов с экрана на экран может быть любой. Но более последовательный рассказ, сказка получается, если мы от системы переходим в подсистему и далее в надсистему. Потом сравниваем систему и надсистему прошлого, ее подсистему. Теперь можно помечтать и о будущем. Здесь главное – рассуждения, умозаключения, высказанные детьми : отчего и почему так или не так, то или не то.
Давайте рассмотрим на знакомых примерах.
Все знают сказку К. И. Чуковского про Федору, от которой ушла посуда. Гуляющая по полям посуда – это сказочная ситуация. Можно не читать детям сразу всю сказку, прочитать середину, когда посуда уже идет по полям, разбивается. Вот и получается: у нас есть система – посуда, подсистема – ее осколки, надсистема – поля. Что могло произойти раньше, почему посуда гуляет по полям? Вот теперь вы с детьми уходите в прошлое и рассуждаете, кто или что довело посуду до похода по полям.
Не обязательно задействовать все экраны, переходите в те, которые вам нужны для уточнения подробностей.
Когда все дети выскажут множество своих вариантов, можно почитать им авторский текст и сравнить его с рассуждениями детей.
Дальше можно почитать о будущем, а можно самим подумать, что же будет с посудой, с Федорой в будущем. А потом опять сравнить с авторским текстом. Непременно в конце необходимо прочитать весь текст полностью. При такой работе с произведением, дети его хорошо запоминают. В обсуждении у них активизируется речь, формируются навыки суждения, умозаключения; развиваются воображение и речь. Если предложить детям и дальше зарисовывать придуманные варианты сказки, то может получиться собственная книга по мотивам произведения К. И. Чуковского.
Аналогично можно рассмотреть Федору. Для привлечения большего интереса и изменений можно в надсистеме в будущем, когда Федора уже пошла за посудой, ввести что-то свое, например, впереди – море или лес, или пожар. Как будут развиваться события дальше. Так появляется еще один вариант знакомого произведения.
Таким приемом хорошо рассматривать незнакомые детям произведения. В этом случае детям интересно – угадают они авторский вариант или нет. Если же вы рассматриваете знакомые произведения, то можно с детьми договориться о том, что мы придумываем новую сказку. Дети с удовольствием идут на это.
Изменяя надсистему, или что-то в подсистеме, вы получите массу новых вариантов по одному только знакомому произведению. Это не обязательно может быть рассказ. Это может быть мультфильм, хорошо знакомый всем детям. Так интересно предполагать, что произойдет с героями мультсериала дальше. Вспомнить, что было с героями раньше. Очень интересен, на мой взгляд, мултьтсериал «Приключения Смешариков». С героями могут происходить различные приключения и происшествия, которых нет в мультфильме, но их можно придумать, используя этих персонажей: Ежика, Копатыча, Нюшу и других.
Но есть и классический метод. Он предполагает изменение реального или фантастического объекта или ситуации, работая по системному оператору. Этот вариант хорошо использовать, если необходимо получить какой-либо фантастический объект (ситуацию) из реального. Это может показать детям взаимосвязь всего в окружающем нам мире, влияние природы на людей, животных, связь места жительства (надсистемы) с признаками и свойствами ее жителя.
Как нужно работать по методу снежного кома?
А. М. Страунинг предлагается такая технология работы :
• Выбрать объект изменения
• Предложить фантастическую идею изменения выбранной системы, изменяя что-либо в экранах системного оператора
• Выявить, как в связи с изменением исходной системы изменятся окружающие ее системы и надсистемы, в которые она входит.
Выявление изменений в системе и надсистемах следует производить
постепенно, совмещая измененную систему (фантастическую Ф1) с последовательными слоями реальности (Р1)
Ф1 + Р1 = Ф2
Ф2 + Р2 = Ф3
Ф3 + Р3 = Ф4 и т. д.
При этом сочетание первичной идеи (Ф1) с каждым новым слоем реальности дает все новые и новые фантастические ситуации.
Лавина фантастических ситуаций при этом нарастает, как снежный ком.
Примером этого варианта можно найти множество. Основные фантастические произведения, волшебные сказки построены по этому методу.
Например, «Человек – амфибия» А. Беляева.
Мальчику Ихтиандру в детстве (прошлое) были вшиты жабры (изменение в подсистеме). И жизнь человека в будущем изменилась, стала совсем не похожа на жизнь обыкновенных людей.
Аналогичный пример по роману Г. Уэллса «Человек – невидимка». Изменение в настоящем в подсистеме (стал невидимым) породили массу неожиданных ситуаций в обществе (надсистеме, изменения в характере (подсистеме) самого героя. Хотя в обоих произведениях окружающая обстановка (надсистема) реальная, характерная для этого времени и этого места.
В сказке Р. Киплинга «Маугли» изменения произошли в экране – прошлое надсистемы. Реальный маленький ребенок был перенесен в совершенно чуждую для него среду обитания.
А изменение, в каком – либо экране, какое – либо одно фантастическое допущение, позволяет создать массу фантастических ситуаций.
Рассмотрите любую волшебную сказку, и вы увидите с детьми, где произошли изменения, которые сделали реальную жизнь сказочной, необычной.
В сказке Г. -Х. Андерсена «Снежная Королева» – маленький осколок, попавший в грудь Кая, повлек за собой все приключения Герды.
Неугомонный характер Колобка (маленькое изменение в подсистеме – умение двигаться) привело его к необычайным приключениям. В ведь весь остальной лес был реальный, совсем не сказочный.
Метод снежного кома можно использовать во многих играх.
В методе «Простые приемы фантазирования» будет предложен список произведений, в которых допущены какие-либо небольшие или глобальные изменения. Их можно рассмотреть вместе с детьми, проанализировать эти сказки с точки зрения взаимоотношений человека с окружающим миром, с природой, животными, их взаимовлияния друг на друга…
А помочь проанализировать эти произведения может следующий метод – Метод золотой рыбки.
ЛИТЕРАТУРА:
1. «Методы активизации мышления дошкольников» А. М. Страунинг, ООО «Росток», г. Обнинск, 1998 г.