Галина Любезных
Работа с одаренными детьми в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется среди сверстников своими выдающимися достижениями. Исследования ученых доказали, что наиболее рано признаки одаренности проявляются у детей в музыке и изобразительном искусстве.
До 2-3 лет дети только слушают музыку и эмоционально на нее реагируют. В 3-4 года стремятся к самостоятельным действиям, пытаясь имитировать пение и игру на музыкальных инструментах, а 5-6 лет начинают музицировать и петь самостоятельно, придумывать что-то свое.
Публикация «Работа с одаренными детьми в ДОУ» размещена в разделах
При раскрытии у детей художественной одаренности можно отметить высокую избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявлении в раннем детстве острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать.
Наряду с музыкально-художественными, очень рано проявляют себя способности к математике и шахматам. Некоторые одаренные дети уже в 3-4 года увлеченно играют с числами, сначала с радостью отыскивая их на вывесках домов, на страницах книг и журналов, на ценниках в магазинах, потом пробуя составлять разные, новые комбинации, а другая часть одаренных детей считают «в уме», решают сложные шахматные композиции. Научившись в 4-5 лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, довольно быстро добиваясь поразительных результатов: начинают обыгрывать взрослых, устраивают сеансы одновременной игры с ровесниками или старшими детьми.
В основном образовательный процесс в дошкольных учреждениях, строится без учета индивидуальных способностей ребенка. Поэтому необходимо создавать условия, которые способствуют развитию одаренности детей и их разнообразных потенциальных возможностей.
Раннее развитие многие родители зачастую нередко сводят к тому, чтобы дать как можно больше информации ребенку или научить читать, писать в раннем возрасте, однако более важным является умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Не нужно навязывать малышу чтение книг, просто окружите ими ребенка с раннего детства.
Среда, в которой находится ребенок, играет важную роль в формировании творческой личности. В семье складывается отношение к неординарности, талантливости ребенка, что обусловливает впоследствии формирование его самооценки собственных возможностей, его активную или пассивную позицию в отношении развития своих способностей. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Некоторые считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление индивидуальности ребенка, потребность в творческом самовыражении. Такие родители, узнав о высоком потенциале ребенка, испытывают смущение и растерянность.
Другие родители, напротив, склонны скорее преувеличивать творческие и интеллектуальные возможности ребенка, тем самым удовлетворяя свое родительское тщеславие, постоянно подчеркивая, что их ребенок талантлив. Родители при любом возможном случае стремятся продемонстрировать окружающим выдающиеся способности своего малыша, а доказательством одаренности выступают : большое количество выученных ребенком стихов, песен; стремление ребенка к подражанию рассуждениям взрослых, рассчитанное на внешний эффект, и т. п. Родители озабочены созданием идеальных условий для развития «одаренности» ребенка, поэтому записывают его в студии, кружки и пр., руководствуясь скорее соображениями престижа, чем собственными интересами и склонностями ребенка. Зачастую чрезмерная обучающая деятельность, тем более, если она предполагает выполнение большого количества заданий репродуктивного типа, негативно сказывается на одаренности ребенка.
Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей.
И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.
Специалисты отмечают, что ребенок развивается с необычайной скоростью, поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой ступени. Одаренные дети чаще всего развиваются с опережением. Их неординарные способности нередко провоцируют родителей на форсирование развития потенциала детей.
Свободные игры – такой интересный для ребенка и значимый для его развития элемент детства, вытесняются из жизни ребенка, и заменяются родителями «более полезными для развития» занятиями музыкой, танцами, спортом. Обучение школьным навыкам начинается с 3-4 лет. Детство сокращается, при форсировании развития не всегда успевают созревать разнообразные способности ребенка.
Для раскрытия одаренности дошкольника необходимы игры, рисование, конструирование, лепка и др. Наличие высокого творческого потенциала не исключает возможности слабого развития тонкой моторики рук, недостаточного развития моторной координации, а это значит, что не следует ожидать успехов ребенка во всех занятиях. Чуткое отношение взрослых к трудностям ребенка, а они могут возникнуть при раскрашивании внутри контура, при письме, выполнении аппликаций, физических упражнений и т. п., поможет быстрее их преодолеть.
Неравномерность развития как обычных детей, так и одаренных часто проявляется в более быстрых темпах развития интеллектуальной сферы по сравнению с эмоциональной, социальной. Существует риск эмоциональной тупости и социальной отсталости интеллектуально одаренного ребенка. Поэтому с такими детьми необходимо использовать специальные компенсирующие эмоционально-значимые и социально-развивающие упражнения.
Одаренный ребенок очень чувствителен к мнениям, оценкам окружающих. Он предъявляет высокие требования к себе и другим. Иногда нужно защитить одаренного ребенка от него самого, т. к. его излишняя требовательность может действовать и разрушительно.
Список литературы
1. Белова Е. С. Одарённость малыша : раскрыть, понять, поддержать.
М., 1998.
2. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А. М. Матюшкина. М. ; Воронеж, 2004.
3. Синягина Н. Ю., Чирковская Е. Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности. М., 2001.