Виктория Демидова
Работа с родителями «Речевое развитие детей 3–4 лет. Признаки неблагополучия речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Трехлетний возраст ребенка, это один из критических периодов в развитии речевой функции. Это возраст, когда интенсивно развивается связная речь и происходит переход от ситуативной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т. д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдаются упрямство, негативизм и т. д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых. Возникающее на этом этапе заикание может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций.
Публикация «Работа с родителями „Речевое развитие детей 3–4 лет, Признаки неблагополучия речевого развития“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Говоря о развитии речи у детей 3-4 лет, нужно сказать, что оно является фундаментальным. От него будет зависеть социальная адаптация ребенка, а также в дальнейшем школьном обучении. Существуют определенные нормы, по которым определяется, имеется ли задержка речи у ребенка или нет. Если отмечается отставание, тогда стоит использовать специальную программу по развитию речи. Не стоит допускать того, чтобы ребенок отставал от своих сверстников, важно вовремя догонять упущенное.
Специалисты выделяют нормативные показатели, узнав которые вы сможете определить, соответствует ли речь ребенка его возрастным особенностям. Такие показатели являются строго индивидуальными, не существует строгих ограничений. Но примерно родители должны ориентироваться на следующие положения:
Словарный запас ребенка 3 лет должен составлять 800-1000 слов. К 4 годам в норме он увеличивается до 2000 слов.
В активном словаре ребенка появляются почти все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги, частицы, союзы.
У ребенка получается проговаривать собственные фамилию, имя и отчество.
Он может точно повторять то, что услышал.
С удовольствием пересказывает сказку, мультик, который смотрел.
Обладает способностью разговаривать тихо или громко, если есть такая необходимость.
Может назвать имена родственников или друзей.
Рассказывает, какими признаками обладают окружающие предметы, например, мама красивая, яблоко грязное и так далее.
Также у детей получается группировать предметы, то есть к одежде они относятся и пальто, и шорты, и трусы. При этом он не отнесет к одежде сковороду или карандаши.
Ребенок воспринимает и говорит простыми предложениями, состоящими из 3-6 слов, но при этом отмечаются попытки переходить к более сложным, задает вопросы, сорит, говорит о происшедшем.
Понимает значения предлогов, знает названия основных цветов.
Остается еще неправильное произношение отдельных звуков, а также аграмматизмы, что является физиологической закономерностью, а не патологией. Ребенок прислушивается ко всем звукам, словам, которые окружают его. Если не удается воспроизводить слова так, как требуется, то кроха легко образует более удобные словоформы. Такие проблемы, как переставление слогов, смена звуков не являются отклонением. Проблема состоит в том, что физиологическое развитие речевого аппарата не совершенно, он еще только формируется.
К трем годам формируется звукопроизношение свистящих звуков, а к четырем шипящих.
Ознакомившись с нормами развития речи в этом возрасте можно определить, развивается ли малыш нормально. Родителей должны насторожить следующие характерные признаки задержки речи.
У ребенка полностью отсутствует речь в 3 года или он говорит крайне мало.
Родители не могут понять, что говорит ребенок.
Он говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, замедленно, растягивая их, хотя дома все говорят нормально
Не может построить даже простое предложение.
Говорит зеркально в основном фразами из мультиков и книжек
В ответ на просьбу «Повтори» или «Скажи еще раз», молчит или уходит, как будто вас не слышал
Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения
У ребенка часто приоткрыт рот, обильное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов).
Все эти признаки могут указывать на тяжелые речевые отклонения, и в этом случае родителям необходимо обратится к специалистам. Консультация педиатра, детского невролога и логопеда поможет выяснить причину речевых отклонений и вовремя начать лечение и коррекцию. Родители могут и должны обращаться за помощью к специалистам, а не искать ответа на свои вопросы на различных форумах, в социальных сетях. Реальную помощь ребенку можно оказать только при участии педагогов и врачей. Так как период активного становления речи приходится на возраст с 1 года до 3 лет, предпочтительно начать работу по формированию речи до трехлетнего возраста. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем больше пользы малышу она принесет. Ведь если у ребенка вовремя не сформируется речь, то это может привести к нарушениям в эмоциональной, волевой сферах, инфантилизму, речевому негативизму, вторичным нарушениям познавательной деятельности, нарушению адаптации в детском коллективе, трудностями в обучении.
Ниже приведены несколько простых рекомендаций, которые могут значительно помочь вашему ребенку в овладении речи.
По возможности ограничьте просмотр телевизора. Чем меньше возраст ребенка, тем менее желателен просмотр телепрограмм (даже «развивающих»)
Обучайте малыша в процессе игры, уже к годику можно использовать различные методы мотивации речи.
Описывайте ребенку все, что он делает, видит и слышит, а также свои собственные действия, используя доступные для него слова
Делайте паузы и повторяйте слова и фразы, чтобы ребенок смог вникнуть в то, что вы сказали
Избегайте искаженных слов. Говорите правильно.
Повторяйте знакомые ребенку слова и добавляйте несколько новых простых слов к словарю вашего ребенка каждый день. Постарайтесь использовать новые слова применительно к реальной ситуации.
Также увеличению словарного запаса способствует чтение сказок, стихов, пение песен. Помните о том, что при чтении нужно уделять внимание интонации и выразительности. Так малыш будет запоминать, как нужно говорить правильно.
К четырем годам можно учить потешки, это позволит научиться проговаривать шипящие, свистящие звуки. Мягко поправляйте малыша, если он произносит слова и звуки неправильно, но не ругайте. Если вы будете внимательны к детской речи, то кроха будет задумываться о том, что нужно стремиться говорить правильно.
Учите ребенка формулировать описания предметов и явлений : что это? или кто это? какого цвета? что это у куклы? как можно назвать куклу?
Используйте слова, обозначающие последовательность действий, например: «сначала, подожди, после, затем, до, в конце»
Помогайте ребенку классифицировать окружающие предметы и вещи, описывая и показывая, для чего они предназначены, из каких частей они состоят, что с ними можно делать.
Стимулируйте общение ребенка с другими детьми. Чаще посещайте детские площадки, мероприятия, дни рождения.
Любые успехи должны отмечаться с вашей стороны, нужно хвалить ребенка и поощрять его.
Продолжительность игры определяется индивидуально, поскольку для многих детей с нарушениями речи характерны повышенная утомляемость, невнимательность