Инна Миронова
Работа с родителями по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Мольтинская ООШ имени Богданова Г. Н.»
«Работа с родителями по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Миронова И. А.
с. Каха, 2024 г.
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать. А, как известно, книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека. Но, к сожалению, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги и это понятно, ведь современный мир - это мир электроники, электронных игр и современных гаджетов.
Публикация «Работа с родителями по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 году. В исследовании PISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Понятие «читательская грамотность» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.
Но основы читательской грамотности закладываются как раз тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя. Дошкольный возраст самый активный период для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:
- пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
- активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, а затем усваивает буквы, начинает читать сам.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования в отдельную образовательную область выделено «речевое развитие», которое включает в себя как приоритет: "Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы".
На занятиях дети получают первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература, видах (проза и поэзия, о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности). В режимных моментах, на прогулке, во время наблюдений используется художественное слово и словесные игры. В дошкольном возрасте ребенок живет чувствами и с их помощью воспринимает, открывает и понимает окружающий мир. Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают красоту родной природы.
Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные: чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями; разучивание стихотворений;
чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями;
Во время формирования базовых навыков читательской грамотности, у дошкольников гораздо легче выработать стратегию верного понимания и использования текстов, так как дети гораздо обширнее видят текст.
В книжном уголке в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием должны быть представлены научно-популярные книги для детей, классическая литература, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.
Также необходимо предусмотреть разные виды книг. Для развлечения и забавы детей : книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы, книжки - малышки.
Периодически в группе организуются акции книг, на тему «Подари детям книгу». Каждая тема недели должна быть отражена в книгах, иллюстрациях, развивающих играх, чтобы дети могли в свободное время более подробно рассмотреть материалы, представленные на занятиях. Оформляются выставки детских рисунков по прочитанным произведениям.
Необходимо ежедневное чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, былин, самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций;
В течение всего учебного года с детьми проводятся экскурсии в школьную библиотеку и Кахинскую сельскую библиотеку, где ребята знакомятся с самим понятием: «библиотека», для чего люди создают библиотеки. Проводятся литературные викторины, досуги, где дети с радостью берут на себя роли героев сказок.
Для того чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок используются наборы плоскостного, объёмного, БИ-БА-БО, настольного, пальчикового театров (может быть наборы готовых игрушек к сказкам, для драматизации литературных произведений - элементы костюмов сказочных героев, маски. Приучая ребёнка к чтению и предлагая ему интересные, познавательные книги, мы воспитываем его. Книги пробуждают интерес к учёбе, труду, самопознанию. Чем больше читать ребенку, тем он лучше будет учиться в будущем. Важно объяснить ребенку, что с момента прихода в школу он должен осознать, что многие знания нужно добывать самому, а поможет в этом книга. Не только от педагога зависит, будет ли ребёнок любить читать. Заслуга в этом, прежде всего, родителей. Если в доме царит атмосфера уважения к книге, а родители откликаются на просьбы ребёнка почитать, помочь в чём-то разобраться, то ребёнок будет ценить чтение как один из неотъемлемых компонентов жизни. Большую роль в работе по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы играет взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями своих воспитанников.
В ходе нашего взаимодействия стараемся решаем следующие воспитательные задачи:
• повышение уровня компетенции родителей в воспитании грамотного читателя;
• возрождение традиции семейного чтения осознание родителями ценности чтения, как эффективного средства развития личности, обучения и воспитания, как залога жизненного успеха;
• расширение представлений родителей о детской литературе.
В работе с родителями в данном направлении мы выделили такие формы, как: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Цель информационно-аналитических формы организации общения с родителями является : сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника; наличие у родителей необходимых педагогических знаний в сфере приобщения детей к художественной литературе; изучение запросов и потребностей родителей в информации о том, как развить интерес ребенка к книгам, это
-проведение опросов, бесед;
-анкетирование;
Нами была разработана анкета, по выявлению организации домашнего чтения в семьях. Целью анкетирования было выявить насколько родители знают детскую литературу, и какое место она занимает в их повседневной жизни, какая потребность у детей и родителей в книгах.
По итогам анкетирования было видно, что чтению художественной литературы уделяется мало внимания. Учитывая результаты опроса был составлен план работы с семьями, на каждый месяц распланированы определённые мероприятия, направленные на привлечение родителей и детей к чтению художественной литературы.
На повышение компетентности родителей в организации домашнего чтения, способствующие изменению их взглядов на чтение художественной литературы в условиях семьи, направлены познавательные формы. Кроме того, эти формы помогают познакомить родителей с приемами и методами для формирования практических навыков чтения книг с учетом возраста, психологического развития, а также интересов детей. На данном этапе мы можем помочь родителям научиться ориентироваться в мире детской литературы. Здесь мы используем
Неделя книги
это мероприятие, которое способствует формированию интереса к книгам и чтению.
Региональное мероприятие «День чтения вслух»
организовали совместно с школьной библиотекой и Кахинской сельской библиотекой.
Индивидуальные консультации для родителей на темы : «Что детям читать дома», «В мире книг», «Читаем сказки перед сном»
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между воспитателями и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Задачи:
-создание условий для формирования читательской грамотности семьи, возвращения в семью традиций семейного чтения;
-развитие потребности родителей в совместном выполнении с детьми познавательных и других видов заданий в домашних условиях;
- показать родителям, что общение с детской книгой дает им огромные педагогические возможности;
- оказание консультативной помощи в области детской литературы, детского чтения»;
-пропаганда положительного опыта семейного чтения.
Место проведения: Кахинская сельская библиотека.
Базовыми формами проведения встреч являются беседы с элементами тренингов «Читаем книги детям», «Мир читающей семьи», игры - драматизации по сказкам «Сказочная мама», «Папа, я и книга»,показ театрализованных постановок по произведениям детских писателей, литературные викторины совместно родителей с детьми по произведениям В. Бианки, А. Пушкина, К. Чуковского. Выставки рисунков по мотивам прочитанных книг, такие формы проведения встреч позволяют заинтересовать обучающихся предстоящим чтением, создать атмосферу поиска, расширить границы творческой активности дошкольников. Благодаря нашим мероприятиям родители сделали выводы, что совместное чтение в семье – это увлекательнейшее занятие, которое необычайно сближает всех ее членов. Читать ребенку – это уникальный способ общения, который практически не имеет замены.
Конкурсы чтецов.
Конкурсы чтецов позволяют воспитывать положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям, формировать выразительную речь у детей посредством художественно-поэтического слова. Тема конкурса чтецов выбирается в соответствии с тематическим планированием. К каждому конкурсу в группе заранее с детьми, привлекая родителей, разучивали большие по объёму произведения, например отрывки из сказок К. И. Чуковского, оформляли выставку книг и детских работ. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность выразить свое отношение к произведению или герою через рисунок или поделку.
Конкурсы оценивались жюри, в состав которого входят библиотекарь Кахинской сельской библиотеки и наши родители.
Наглядно - информационные формы решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольной группы; пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, позволяют правильно оценивать деятельность педагогов, объективно видеть деятельность воспитателя. Мы используем такие формы как :
- открытые занятия по чтению художественной литературы (по развитию речи);
- семинары-практикумы в начальной школе;
- тематических выставок;
Социальное партнерство - это эффективный механизм взаимодействия родителей с воспитателями группы по формированию у дошкольников интереса и потребности в книге. После такой работы по формированию читательской грамотности ситуация меняется в лучшую сторону, формы взаимодействия с родителями эффективны. Участие родителей в решении проблемы по формированию предпосылок читательской грамотности у детей необходимо. Взаимодействие с родителями приоритетное направление работы нашего педагогического коллектива. Взаимодействие с семьей является необходимым условием по развитию интереса к детской книге у детей. Работа с родителями проводилась в форме индивидуальных бесед, консультаций, тематических родительских собраний на которых родителям рассказывали о необходимости семейного литературного образования и воспитания у детей интереса к детской книге. Знакомство родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми. Знакомили родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста как читателя, и литературными играми как средством вовлечения детей в чтение художественных произведений. Рассказали о необходимости читать детям не только сказки, но и развивающие книги, а также обсуждать с детьми прочитанное.
Представили в группе наглядную информацию для родителей : информационные листки «Что читали сегодня детям в группе», «Актуальный список новинок детской литературы», «Список книг для семейного чтения», «Поучите вместе с нами». Подобранный нами комплекс мероприятий включал разнообразные мероприятия, дидактические игры, детские проекты, сюжетно-ролевые игры, беседы о книгах, викторины, которые, на наш взгляд, помогут научить детей различать литературные жанры, закрепить знания сказок, развивать внимание, будет способствовать развитию интереса к детской книге у старших дошкольников.
В беседе с детьми использую такие вопросы:
1. Есть ли у тебя дома книги?
2. Что тебе больше нравиться – слушать книгу, смотреть телевизор или играть на компьютер?
3. Часто ли тебе читают книги дома?
4. Кто чаще всего тебе их читает?
5. Есть ли у тебя любимая книга, Какая?
6. Какие книги тебе не нравятся? Почему?
7. Кто твой любимый герой? 8. Знаешь ли ты писателей? Назови их.
9. Ты хотел бы научиться читать?
Для формирования интереса к детской книге у старших дошкольников необходимы следующие условия:
создание разнообразной, доступной предметно развивающей среды дома и в группе с учетом возрастных особенностей детей;
использование дидактических и сюжетно-ролевых игр, игр драматизаций;
ежедневное чтение в непринуждённой обстановке в свободной форме;
организация бесед о книгах, викторин, литературных вечеров;
привлечение родителей в процесс формирования интереса к чтению у детей.
Совместная работа с родителями очень важна. Она предполагает взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления в целях последовательного решения задач обучения и воспитания. И предусматривает, с одной стороны, подготовку детей к школе с уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой стороны, опору родителя на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольником, активное их использование для всестороннего развития ребенка.
Начинать учить ребенка читать никогда не рано, но главное – это во всем нужно соблюдать меру, для того, чтобы не отбить любовь своего ребенка к чтению на начальном этапе.
Поэтому коллективом нашей группы было принято решение создать программу по обучению детей чтению. Так была создана программа интеллектуально - познавательной направленности «Давайте почитаем», которая основана на методике обучения детей 5-6 лет правильному чтению Н. С. Жуковой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Жукова Н. С. Букварь. – М. : Эскимо);
В процессе ее реализации на занятиях используются: артикуляционные упражнения, проговаривание всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек; достаточно времени уделяется звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух у ребенка; для отдыха и снятия напряжения проводятся небольшие физкультминутки.
Система занятий включает в себя работу по четырем основным направлениям: - Организуя работу со звуком, важно научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи. Важно помнить: звук первичен, а буква – вторична.
При работе со слогом обращаем внимание, что следует читать слоги плавно, не отделяя звуки друг от друга. Протягивая первый звук, переходя на следующий, чтение прямых и обратных слогов, открытых и закрытых. Умение делить слова на слоги, находить ударный слог. На этапе запоминания слогов ребенок должен осмыслить, понять заучить слоговые слияния. Так называемые «слоговые песенки» распределены в определенной последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение слогов путём их «пения» ( про маму: МА, МО, МУ и т. д, про папу: ПА, ПУ, ПЫ ит. д., что вызывает огромный интересу детей, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.
Проводя игры со словом, уточняем, обогащаем и активизируем словарь детей; учим правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учим определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом, время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки). Продолжительность этапа усвоения слогов у детей различна, так как каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения носит индивидуально-дифференцированный характер.
Работая над предложением и устной речью, обучаем детей правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете. В процессе обучения происходит совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них. Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребенка индивидуален: ребята, раньше усвоившие слово как единицу речи, успешнее выходят в предложение, затем в чтение текстов: отрывки произведений, небольшие сказки, стихотворения.
Для родителей, которые хотят поддержать стремление ребёнка научиться читать, рекомендуем букварь Н. С. Жуковой. Это пособие эффективно помогает ребёнку понять, каким же образом начинать составлять буквы и слоги, читать по слогам, а затем уже целыми предложениями. Ни одна педагогическая работа не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Активное участие родителей в обучении детей чтению во многом помогает нам в успехах детей идти в школу уже читающими и пишущими прописные буквы в тетрадях по письму.