Анна Едик
Работа с родителями. Педагогическая гостиная «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая гостиная.
«Приобщение детей дошкольного возраста
к традициям семьи»
Участники: родители детей старшей группы №5.
Длительность: 50 минут.
Цель: способствовать повышению педагогической компетентности родителей, пополнению их знаний по вопросу приобщения детей к семейным традициям в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Задачи:
Публикация «Работа с родителями, Педагогическая гостиная „Приобщение детей дошкольного возраста к традициям семьи“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
1. Сформировать представления родителей об основных принципах, положенных в основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
2. Раскрыть понятия «Семья», «Семейные традиции».
3. Познакомить родителей с новыми традициями и правилами их создания.
4. Содействовать сплочению родительского коллектива.
5. Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания на основе традиций семьи.
Предварительная работа :
• анкетирование родителей на тему «Семейные традиции». Цель: выяснить уровень осведомленности родителей по данной теме;
• помощь родителям детей в подготовке публичного выступления «Наши семейные традиции»;
• разработка памяток «Семейные традиции»;
• рисование с детьми герба семьи;
• создание с детьми мультфильма «Свадебный обряд»;
• разучивание стихотворения с детьми «Моя семья» Э. А. Максимовой;
• создание видеоролика «Семья».
Краткосрочный планируемый результат:
- сформированость представлений родителей об основных принципах, положенных в основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- уточнение представлений родителей о понятиях «Семья», «Семейные традиции»;
- наличие знаний у родителей о новых традициях и правилах их создания;
- сплоченность родительского коллектива;
- представление собственного опыта родителей успешного семейного воспитания на основе традиций семьи;
- мотивация родителей на использование опыта семейных традиций в их семьях.
Используемые материалы и технические средства обучения:
1. Мультимедийная презентация «Семья и семейные традиции».
2. Мультимедийная презентация «Празднование Рождества Христова».
3. Мультимедийная презентация «Истоки фамилии Грива».
4. Мультфильм «Свадебный обряд».
5. Видеоролик «Семья»
6. Музыкальное сопровождение: песня «Радость моя» в исполнении С. Рябининой, песня «Семья» в исполнении П. Гара.
7. Памятки «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям семьи».
8. Выставка поделок ручной работы.
9. Выставка моделей одежды.
10. Выставка семейных фотоальбомов.
11. Выставка плакатов родителей «Наши традиции».
12. Выставка детских работ «Герб моей семьи».
План мероприятия
№
1 Вводная часть. Приветственное слово воспитателя.
2 Теоретическая часть 2.1. «Семья и семейные традиции в жизни ребенка» (выступление воспитателя группы).
2.2. Просмотр видеоролика «Семья»
3 Практическая часть «Презентация семейных традиций родителями группы» (игра «Аукцион семейных традиций»).
3.1. Музыкальный конкурс «Угадай мелодию».
3.2. «Празднуем Рождество Христово» Грязева Н. Н.
3.3. «Изготовление подарков» Тулупцева А. В.
3.4. «Накрываем стол» Гилязова Ю. М.
3.5. «Платье для внучки» Безукладникова Т. В
3.6. Литературная игра «Знатоки сказок».
3.7. «Генеалогическое древо» Шулакова О. С.
3.8. «Истоки фамилии Грива» Грива Н. А.
3.9. Конкурс «Найди герб своей семьи»
3.10. «Моржам дорогу» Ахунова В. М.
3.11. «Нас больше, чем 7-Я!» Захарова И. А.
3.12. Просмотр мультфильма «Свадебный обряд».
4. Подведение итогов Подведение итогов. Рефлексия.
Ход мероприятия:
Звучит песня «Радость моя» в исполнении Саши Рябининой.
1. Вводная часть. Приветственное слово воспитателя.
Воспитатель: Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня мы с вами собрались поговорить на очень важную тему. Каждый ребенок рождается в семье. Маленькой, большой, не важно. Но в семье. Главное дело семьи - это вырастить ребенка, воспитать хорошего человека. Как вы думаете, сверстники, интернет, СМИ могут негативно влиять на ребенка? Есть ли у вас опасения?
Воспитатель: Доказано психологами, что дети, воспитывающиеся в семьях, поддерживающих культурные и семейные традиции, в меньшей степени подвержены негативному влиянию сверстников, СМИ, интернета, ребенок устойчив к развитию вредных привычек (курению, употреблению алкогольных напитков и наркотиков). Такие дети не страдают депрессиями и другими психическими расстройствами. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основные принципы дошкольного образования, одним из которых приобщение детей к традициям семьи (п. п. 6 п. 1.4. ФГОС ДО). И сегодня в этом мы попробуем разобраться. Тема нашей педагогической гостиной ««Приобщение детей дошкольного возраста к традициям семьи»
2.1. Теоретическая часть. «Семья и семейные традиции в жизни ребенка» (выступление воспитателя группы).
Воспитатель: В 2014 году был введен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Он разработан на основе Конституции, законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы: поддержка разнообразия детства, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; уважение личности ребенка; реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы.
Основные принципы дошкольного образования указаны на слайде:
Одним из основополагающих принципов ФГОС является приобщение детей к традициям семьи.
Слово «семья» понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Семья - это дом; это мама, папа, бабушка, дедушка; это любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали, привычки и традиции. Это внутренняя близость людей. Когда она есть, тогда и семья есть.
В каждой семье свой порядок, свой жизненный стиль и система ценностей. Принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение — это семейные традиции. Традиции помогают укрепить семью, наладить взаимоотношения между детьми и родителями, вызывают чувства безопасности и близости.
Продолжая старые традиции семьи и создавая новые, дети больше узнают о своем наследии, религии и культуре. Традиции сплачивают людей, заставляют их помнить свои корни, помогают обрести уверенность в себе и своих близких.
В гармоничной семье складываются целые ритуалы, сопровождающие привычные моменты жизни. Уклад родного дома остается в сознании ребенка, влияет на тот стиль жизни, к которому он будет стремиться и много лет спустя, создав свою семью.
Одно из величайших преимуществ соблюдения семенных традиций — то, что ваши дети смогут лучше понять историю семьи и многие вещи, которые были важны для предыдущих поколений.
Как родители вы способны помочь своим детям узнать больше о своих корнях и о том, почему предыдущее поколение имеет такое большое значение.
Существует семейная традиция хранения старых фотографий, которые передаются из поколения в поколение. Оформление семейного альбома – это хорошая традиция семьи, которая сопровождается воспоминаниями, семейными историями.
По рассказам бабушек и дедушек, опросам своих родственников можно построить родословное древо семьи.
В дополнение к этому сейчас принято составлять семейные гербы, в которых находят отражение главные отличительные особенности или характеристики семьи. Подобные занятия оставляют в памяти самые приятные воспоминания, а дети, вырастая, пытаются продолжить их в своих семьях.
По мнению психологов семейные обеды, праздники, совместные посиделки имеют огромное значение для гармоничных внутрисемейных отношений. Совместный стол — символическая демонстрация единства. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. Семейные праздники можно обогатить традицией совместного приготовления подарков и торжественное вручение их на семейном торжестве.
Прекрасная традиция семейных чтений в наше время забыта и заменена телевидением и интернетом. Некогда вся семья собиралась вместе, и кто-то читал, а кто-то слушал, это создавало атмосферу духовного единения, будило фантазию, воображение. Это был живой мир, где шло рождение образов и начиналось творчество.
Время летит очень быстро. Не успеют родители оглянуться, как их сегодняшний пятилетний ребенок пойдет в институт. Чтобы наглядно показать малышу процесс его взросления, можно ежегодно отмечать зарубками рост ребенка.
Прекрасно, если вы сохраните на память детские рисунки, поделки.
В некоторых семьях принято играть в игры, например в «Лото», домино, шахматы, шашки, «Твистер».
А другие регулярно ездят на машине по старинным городам, выезжают на шашлыки или просто фотографируют пейзажи, посещают памятные места. Важно, что это все создает теплую атмосферу уюта, стабильности и взаимной поддержки.
Хорошей традицией может стать посещение театров, концертов всей семьей.
Иногда может показаться, что в вашей семье традиций нет или их совсем мало. В любом случае, никогда не поздно начать создавать новые традиции!
Только соблюдайте несколько простых правил: не навязывайте традиции и их создание! Традиции, как правило, просты и легки в исполнении, и соответствуют стилю жизни членов семьи.
Традиции должны нравиться, регулярно проявлять себя и приносить радость всем членам семьи.
Если вы хотите хорошо воспитать своих детей, формируйте в своей семье только хорошие традиции! Если вы хотите сохранить связь со своими детьми на всю жизнь, берегите семейные традиции, цените, храните их.
2.2. Теоретическая часть. Просмотр видеоролика «Семья» .
Воспитатель: В нашей группе тоже есть свои традиции. Для этого мероприятия мы вместе с детьми приготовили вам подарок. Посмотрите видеоролик «Семья».
3. Практическая часть. «Презентация семейных традиций родителями группы» (игра «Аукцион семейных традиций»).
Ведущий: По данным анкетирования выяснилось, что в каждой семье отмечают праздники. А какой же праздник без песен. Предлагаю провести музыкальный конкурс «Угадай мелодию». Звучит мелодия, кто узнает ее - сразу называет песню (3.1. Музыкальный конкурс «Угадай мелодию»).
Ведущий: Сейчас я предлагаю Вам, уважаемые родители, поучаствовать в игре «Аукцион семейных традиций». Сначала выступающий представляет презентацию своей семейной традиции. После, если традиция вам понравилась и вы хотите ее купить, нужно аргументировать пользу этой традиции для ребенка и вашей семьи. Например: традиция ведения семейного альбома даст ребенку представление о его семье, второй аргумент - даст ребенку представление о том, как ребенок взрослеет с годами и т. п. Кто больше назовет аргументов, тот «покупает» традицию. Задача каждого участника аукциона приобрести новую семейную традицию.
Воспитатель: Лот №1 «Традиция празднования Рождества Христово» (3.2. «Празднуем Рождество Христово» Грязева Н. Н.).
Воспитатель: Лот №2 «Традиция изготовления подарков» (3.3.«Изготовление подарков» Тулупцева А. В.).
Воспитатель: Лот №3 «Традиция украшения стола» (3.4.«Накрываем стол» Гилязова Ю. М.).
Воспитатель: Лот №4 «Традиция нарядно одеваться к празднику» (3.5. «Платье для внучки» Безукладникова Т. В.).
Воспитатель: Семейные традиции создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям. В каждой семье существует традиция чтения книг. Поэтому я предлагаю поиграть в литературную игру «Знаток сказок», вопрос вы достаете из корзинки и отвечаете.
3.6. Литературная игра «Знаток сказок».
1. Сколько лет жил старик со старухой у самого синего моря? (33 года.)
2. Что было нарисовано на холсте у папы Карло? (Очаг.)
3. Трое пытались поймать того, кто оставил без обеда немолодых мужа и жену. Но этот тип трижды уходил от них. Четвертый же, прикинувшись глухим, поймал. и съел. Кого? (Колобка.)
4. Нам кажется, что имя этой сказочной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло от названия одного грязного вещества. О ком идет речь? (Золушка.)
5. Как звали сына царя Салтана? (Гвидон)
6. Персонаж сказки, который пел песенку «Во саду ли, в огороде» (белка)
7. Жилище которое разрушил медведь (теремок)
8. Сказочный персонаж, превративший нагревательный прибор в транспортное средство (Емеля)
Воспитатель: семейные традиции позволяют ощутить гордость за себя и свою семью. По результатам анкетирования мы узнали, что в семьях наших воспитанников существует традиция хранения семейного альбома с фотографиями. На нашей выставке представлено несколько экземпляров.
Воспитатель: Лот № 5 «Традиция составления генеалогического древа» (3.7. «Генеалогическое древо» Шулакова О. С.).
Воспитатель: Лот №6 «Традиция изучения истоков фамилии» (3.8.«Истоки фамилии Грива» Грива Н. А.).
3.9. Конкурс «Найди герб своей семьи»
Воспитатель: Существует традиция создания герба семьи. Ваши дети нарисовали герб своей семьи. Предлагаю определить, какой герб нарисовал ваш ребенок.
Воспитатель: Лот №7 «Традиция ведения здорового образа жизни». (3.10. «Моржам дорогу» Ахунова В. М.).
Воспитатель: Лот №8 «Традиция семейных сборов» (3.11. «Нас больше, чем 7-Я!» Захарова И. А.).
Воспитатель: Уважаемые родители, у нас успешно продано 8 лотов. Я поздравляю тех, кто приобрел новые традиции для своей семьи. Надеюсь, что вам было интересно участвовать в игре – аукционе. Вы доказали, что участие детей в традициях семьи имеют большое значение для правильного развития ребенка.
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования в детском саду мы приобщаем детей к народным культурным традициям. Одна из традиций, которая привлекла детей – «свадебный обряд», где девицы и парни водят хороводы, присматриваются друг к другу, выбирают суженного. С детьми мы играли в игру «Селезень утку догонял», в самостоятельной деятельности дети играли в сюжетно-ролевые игры, мы поставили и выучили танец «Лебедушка». Позже дети предложили сделать мультфильм. Детям было предложено раскрасить героев раскраски, мы их вырезали и сделали мультфильм. Предлагаем вашему вниманию мультфильм созданный руками детьми «Свадебный обряд».(3.12. Просмотр мультфильма «Свадебный обряд»).
4.1. Подведение итогов. Рефлексия.
Воспитатель: Наше мероприятие подходит к концу. Надеюсь, что оно было полезным и плодотворным для вас. Сегодняшней теме посвящен выпуск виртуального журнала для родителей, который размещен на сайте детского сада в разделе «Родителям», в папке «Родителям о ФГОС».
На столах для вас приготовлены памятки о семейных традициях. На листочках с сердечками в 10-бальной системе поставьте оценку сегодняшнему мероприятию.
Фоном звучит песня «Семья» в исполнении Петра Гара.
Воспитатель: Желаю чтобы у вас в семьях были замечательные традиции, чтобы в ваших семьях всегда были любовь и взаимопонимание. В таких семьях вырастают только хорошие дети. А наше тесное сотрудничество с вами поможет реализовать основные принципы ФГОС дошкольного образования.