Поля Миллер
Работа с детьми с ТМНР в системе дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «тяжелое множественное нарушение развития» (ТМНР) определяют как совокупность различных психических и физических отклонений, возникающих вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Долгое время дети с данной категорией нарушений оценивались как «необучаемые», многие из них оказывались вне поля внимания сферы образования, а помощь осуществлялась только в рамках системы здравоохранения или социальной защиты.
Публикация «Работа с детьми с Тмнр в системе дополнительного образования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
В настоящее время дети данной группы могут получать психолого-педагогическую помощь в образовательных организациях, в различных коррекционных и реабилитационных центрах, в негосударственных образовательных учреждениях, в учреждениях социальной защиты.
Цель образования детей с ТМНР.
-введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести проблем;
Дополнительное образование – необходимое звено в социализации детей со сложным дефектом.
Вся система дополнительного образования носит коррекционный характер и для детей с ТМНР может состоять из таких блоков, как двигательный, музыкально – ритмический и художественный.
Задачами двигательного блока являются формирование базового общедвигательного ритма, коррекция общей двигательной сферы и
мануального праксиса.
С детьми мы можем осваивать элементы спортивных и подвижных игр
в заданном темпе и ритме с целью коррекции двигательной сферы и
формированию базового общедвигательного ритма.
Можно использовать мозжечковую гимнастику. Кaждoе из упражнений мозжечковой гимнастики, нaправленo на возбуждение определенного участка мозга и механизмов интеграции
мысли и движения, благодаря чему формируется потребность в
личностной сaмореализaции. Также эти упражнения направлены на
развитие различных систем координации движений и психофизических
функций.
Музыкально-ритмический блок решает задачи по формированию ритмов различного вида (музыкального, ритмов природного характера, ритмов внешнего и внутреннего мира). Занятия по вокалу развивают и закрепляют навыки правильного дыхания, развивают диапазон голоса, его интонационно-выразительную сторону, учат владеть модуляционными переходами, а так же помогают в развитии речевого навыка.
В процессе занятий по вокалу, при творческом общении с музыкой повышается позитивный эмоциональный фон, у большинства детей возникает эмоция радости, на фоне которой раскрывается творческий потенциал, развивается способность к самовыражению, самореализации.
Задачей художественного блока является развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию.
К художественному блоку относятся такие виды деятельности как: лепка, рисование, аппликация.
Программа лепки нацелена на обучение детей изготовлению творческих работ из различных пластичных материалов (пластилин, глина, тесто). Кроме того, в ходе обучения лепке используются следующие материалы: снег, песок, фольга, репейник, тесто из бумаги или опилок и другие.
В процессе работы дети знакомятся с различными пластичными материалами, их свойствами. В качестве основных задач при обучении лепке выступают:
• формирование умений пользоваться такими инструментами и приспособлениями как: клеенка, стеки деревянные или пластмассовые, нож, скалка, фактурная ткань, формы, штампы, формочки для выдавливания, подкладочная досочка (фанерка, пластиковая подставка, кусочек ткани для вытирания рук, емкость с водой;
• обучение доступным приемам работы с различными пластичными материалами;
• обучение основным правилам работы с пластичными материалами и инструментами (готовить рабочее место, лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки, убирать рабочее место и т. д.).
Примерное содержание обучения.
1. Знакомство с материалами и подготовка к работе: • согревание пластилина в руке; • разминание материала; • отбивание глины; • раскатывание материала скалкой.
2. Деление на части: • отрывание кусочка материала от целого куска; • откручивание кусочка материала от целого куска; • отщипывание маленького кусочка материала от целого куска; • отрезание кусочка материала стеком;
3. Размазывание материала: • размазывание пластилина по шаблону; • размазывание пластилина внутри рельефного контура; • размазывание пластилина внутри контура; • размазывание по форме глины; • выкладывание готовых форм внутри контура; • заливание формы;
4. Придание формы: • раскатывание материала продольными движениями ладоней (колбаски) на доске и в руках; • катание толстых и тонких, длинных и коротких колбасок; • раскатывание материала вращательными движениями (шарики) на доске и в руках; • катание больших и маленьких шариков;
Аппликация один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.
В процессе обучения аппликации решаются следующие задачи:
• воспитание у детей интереса к выполнению аппликационных работ;
• знакомство с различными материалами и инструментами;
• формирование умений выполнять предметную, декоративную, сюжетную аппликации;
• развитие творческого отношения к работе с аппликационными материалами;
• формирование умений готовить и убирать рабочее место.
Примерное содержание обучения.
1. Представления о материалах и инструментах.
• Знакомство с материалами (цветная бумага различной фактуры, цветной картон, разноцветная фольга и пленка, нитки, вата, различная по текстуре ткань, кожа, мех, обрезки лент и веревок; природные материалы – шишки, семена, трава, мох, соломка, желуди, листья, орехи, ракушки, песок, камушки, сосновые иголки и др., различные крупы, пробки, скорлупа и т. п.) и их свойствами.
• Знакомство с инструментами (шило, ножницы, их назначением и способом работы с ними.
• Знакомство со скрепляющими материалами (клей, клейстер, скотч и др.).
2. Навыки работы с материалами и инструментами:
1. Работа с бумагой: • сгибание листа (пополам, вчетверо, по диагонали) и приглаживание рукой; • разрывание бумаги; • сминание бумаги.
2. Работа с нитью: • разрезание нити; • наматывание на палец, руку, клубок.
3. Работа с клеем (клейстером): • открывание клея; • закрывание клея; • намазывание поверхность клеем (кистью, клеевым карандашом).
Обучение рисованию нацелено на освоение детьми доступных приемов изобразительной деятельности. Базовыми для обучения рисованию являются сформированные предметно-практические действия. Содержание обучения направлено на решение следующих задач: знакомство с материалами и инструментами с помощью которых дети учатся получать простейшие изображения; освоение приемов предметного рисования; обучение выполнению простейших рисунков. Важной задачей является обучение детей готовить и убирать рабочее место.
Программа предусматривает два этапа обучения: подготовительный и изобразительный. Сначала с помощью учителя, затем по подражанию и образцу дети учатся проводить различные линии, закрашивать в контуре, изображать знакомые предметы и объекты, передавая их внешние признаки (форма, величина, цвет, создавать декоративные рисунки, создавать сюжетные рисунки на основе результатов собственных наблюдений, впечатлений, действий, опыта.
Вместе с формированием навыков изобразительной деятельности у детей воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки.
Примерное содержание обучения.
1. Подготовительный этап.
• развитие интереса к процессу рисования как деятельности, дающей результат;
• знакомство с инструментами и материалами для рисования, в том числе неспецифическими (кусочки пара-лона, ваты, стеклянные шарики, коктейльные трубочки и др.) и способами их использования: – правильно держать карандаш, кисть и др. инструменты; – пользоваться кистью (обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску и воду о края баночки, промывать кисть в воде); – оставлять графический след на бумаге, стекле, доске и др., с помощью пальца, других частей тела, карандаша, фломастера, кисти, мела и др.
• обследование предмета перед рисованием, используя тактильные, зрительные и кинестетические анализаторы.
2. Изобразительный этап.
1. Обучение приемам предметного рисования.
1. Приемы работы с карандашом и кистью. • приемы рисования карандашом; • приемы работы кистью (примакивание, прием тычка, касание кончиком кисти).
2. Обучение рисованию основных элементов. • проведение произвольных мазков (длинные – короткие, толстые – тонкие) • рисование точек; • рисование линий: – прямая (вертикальная, горизонтальная, наклонная); – незамкнутая кривая (волнистая); – замкнутая кривая; – рисование ряда линий (одинаковых, сочетания различных линий); • штриховка.
Основное и дополнительное образование не существуют друг без друга, так как по отдельности они имеют односторонний и неполноценный характер.
В условиях дополнительного образования учащиеся развивают свои творческие потенциалы, навыки адаптации к современному обществу и имеют возможность получить полноценную коррекционную поддержку.