Елена Маркина
Работа с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательного учреждения. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются рядом особенностей.
Темочки:
Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности у детей, имеющих аномалии в развитии, происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Поэтому целью образования «особых»детей является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства. - Индивидуальный подход к каждому ребенку.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.
Для этого необходимо учитывать Такие как:
Общие рекомендации к проведению занятий с ребенком.
-организация режима дня;
-время и место проведения занятий;
-подбор наглядно-развивающего материала.
содержание коррекционной работы.
Социальное развитие.
• Формирование у ребенка представлений о себе и окружающих;
• Формирование самостоятельности в быту (навыки самообслуживания);
• Формирование у ребенка интереса к взрослому и совместной деятельности с ним, средств коммуникации со взрослым;
• Формирование у ребенка интереса к сверстнику и совместной деятельности с ним, средств коммуникации со сверстником;
Физическое развитие.
• Совершенствование имеющихся двигательных функций;
• Развитие и коррекция основных движений и двигательных навыков;
• Развитие мелкой моторики пальцев рук;
• Развитие зрительно-двигательной координации.
Познавательное развитие.
• Формирование интереса к окружающему миру и умения ориентироваться в нем: формирование сенсорного восприятия (умение различать свойства и качества предметов по форме, величине, цвету, зрительного, слухового, тактильно-двигательного, вкусового восприятия, ориентировочно-исследовательских реакций;
• Формирование наглядно-действенного мышления и умений использовать вспомогательные средства или орудия для разрешения проблемных ситуаций;
• Формирование количественных представлений и умений выполнять элементарные арифметические действия.
• Ознакомление с окружающим миром (развитие целостного восприятия и представлений о живой и неживой природе, развитие чувственного опыта ребенка;
• Развитие речи, ее культуры и языковых способностей.
Формирование у детей ведущей (игровой) деятельности.
• Формирование предметных действий;
• Формирование сюжетной игры;
• Формирование элементов сюжетно-ролевой игры.
Формирование интереса к продуктивным видам деятельности.
• Формирование интереса к изобразительной деятельности, элементарных операционнотехнических умений;
• Формирование интереса к конструктивной деятельности, разнообразных способов моделирования;
• Формирование ручной умелости и хозяйственно-бытовых навыков
Что бы все это работало необходимы следующие условия:
-Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
-Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
-Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются:
1. игровые ситуации;
2. дидактические игры, ;
3. игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
4. психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Учителю необходимо: следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за первые парты, как можно ближе к учителю;
поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно.
Специальные методики для обучения «особых» детей
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
- Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Использование системы оценок достижений учащихся.