Папки-передвижки

Работа с бумагой как один из методов развития мелкой моторики в процессе коррекции высших психических функций

Юлия Новиковская
Работа с бумагой как один из методов развития мелкой моторики в процессе коррекции высших психических функций
▼ Скачать + Заказать документы

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, например, с бумагой. Занятия творчеством должны стать для ребенка новым и интересным средством познания окружающего мира. Не надо навязывать ребенку тот или иной творческий процесс, следует пытаться увлечь его различными видами деятельности, не ограничивая детскую свободу и раскованность. Лучшими друзьями должны стать: доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазия -только в этом случаи занятия будут полезны для развития ребенка. Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой повышают сенсорную чувствительность, формируют более тонкое восприятие формы, фактуры, цвета, объема; развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; вносят при необходимости коррективы в первоначальный замысел. Самое важное и ценное заключается в том, что дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты. Ребенок, владеющий различными способами преобразования материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы. Ловкие детские и взрослые руки, а также фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств — радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.

Публикация «Работа с бумагой как один из методов развития мелкой моторики в процессе коррекции высших психических функций» размещена в разделах

Обрывная аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления. Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки. Симметричная аппликация. Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения. Накладная аппликация. Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру. Ленточная аппликация. Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение. Силуэтная аппликация. Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру. Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения. Квилинг, также бумагокручение — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Оригами — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц. Аппликация из салфеток. Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики маленьких ручек; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; широкие возможности для проявления творчества. Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику. Аппликация из ткани- разновидность вышивки. Смысл состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу. Аппликация из крупы. Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда. Аппликация из засушенных растений. В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся даже детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Первой задачей является – познакомить детей со свойствами и видами бумаги, научить детей с удовольствием работать с ней.   Поддержать интерес к занятиям ручным трудом мне помогают:

- игры на знакомство с бумагой и её свойствами : «Угадай-ка на ощупь», «Тонет- не тонет», «Веселые полоски», «Что шуршит?»;

- игры-упражнения на знакомство с основными приёмами работы с бумагой (складывается, рвётся, мнётся, сгибается, склеивается, режется ножницами).

- опыты, закрепляющие знания детей о бумаге;

При отборе содержания занятий обязательно принимать во внимание слабый  уровень технических навыков  воспитанников в  изодеятельности, конструировании и ручном труде. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами, даже смять, сложить, разорвать обычный лист бумаги им порой очень сложно.

Условия необходимые при организации занятий по обучению детей ручному труду:

- поделка должна быть интересна детям и понятно её  практическое применение;

-обязательная положительная оценка поделки;

- игрушка, сделанная ребёнком, должна стать его собственностью, чтобы он мог распоряжаться  по своему усмотрению;

-представление родителям результатов продуктивной деятельности  детей через разные формы

Чтобы детям всегда было интересно и занимательно, широко использую игру в обучении. Создаю игровые ситуации, направленные на решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев, обыгрываю с детьми готовые поделки.

Другие методы и приё мы также зарекомендовали себя как эффективные:  

- организация наблюдения детей  за изготовлением поделок, которые создаются педагогом на их глазах;

- приё м сотворчества:  совместные действия ребёнка с ребёнком, группы детей, ребёнка и взрослого;

- подбор физкультминутки по содержанию соответствующей лексической теме, чтобы не допускать переключение внимания детей с одной темы на другую;

- многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым;

Поскольку уровень развития мелкой моторики у детей  разный, то в осуществлении дифференцированного подхода нужно  подбирать  методы обучения, адекватные уровню. Начинать с простых:  по показу (поэтапное выполнение действий и их проговаривание, по образцу. Если необходимо, применять более сложные - по словесной  инструкции. Это позволяет индивидуализировать процесс обучения, сделать работу менее утомительной и продуктивной.

Кроме развивающих и обучающих задач, эти занятия доставляют  детям  радость, создают положительный  эмоциональный настрой. Дети становятся более  открытыми, добрыми и отзывчивыми, учатся общаться, дружить, работать в коллективе. Это происходит благодаря таким приемам:

-  включение в качестве фона для практической деятельности спокойной музыки, создающей эмоциональный настрой и снижающей утомляемость;

 - метод  хаготерапии (лёгкое поглаживание, прикосновение,  который передает положительные эмоции  и успокаивает  детей;

- использование сюрпризного момента в виде неожиданного появления (исчезновения) игрушки или сказочного героя;

       Занимаясь с бумагой, дети развивают память, внимание, воображение, конструктивное мышление, расширяют игровой опыт, обогащают словарь и самое главное руки ребёнка становятся более ловкими, согласованными.  Однако происходит это не само по себе, а при многократном и систематическом повторении, чтобы  обеспечить формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью прочных умений и навыков.

Ручной труд оказывает большое значение  для развития ребёнка в целом : формирования трудовых умений и навыков, развития мелкой моторики, всех психических процессов : внимания, мышления, воображения, восприятия. Создание поделок из бумаги даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки  будут пока не очень совершенны, но они принесут много  радости и  творческое удовлетворение. А  самое главное, что у  детей появилась уверенность в своих силах, они  верят в успех,  им нравиться заниматься и играть с бумагой.      Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Позволяйте ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Подталкивайте ребёнка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие, идею. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу! Не бойтесь беспорядка, выпачканных рук и рубашек!

Публикации по теме:

Дидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторикиДидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторики Вязаные игрушки и пособия - это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Поверхность вязаного пособия имеет ребристую структуру, которая.

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики Добрый день!Хочу поделиться самодельными играми на развитие мелкой моторики. Для изготовления необходимо:рисунок животного,коробка от.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом» Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом. Уровень развития мелкой моторики пальцев рук - один из важнейших.

«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников О том, что мне нравиться использовать в работе что-то необычное, я писала в предыдущих публикациях. Сегодня хочу остановиться на применении.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с бумагой как один из методов развития мелкой моторики в процессе коррекции высших психических функций
Опубликовано: 18 сентября 2020 в 15:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с бумагой как один из методов развития мелкой моторики в процессе коррекции высших психических функций» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Новиковская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД