Юлия Колесникова
Работа по здоровьесбережению в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающими технологиями в дошкольном образовании являются технологии, которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку является обеспечение высокого уровня здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Относительно к взрослым – это содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Публикация «Работа по здоровьесбережению в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Физкультурно-оздоровительными технологиями в дошкольном образовании являются технологии, которые направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие двигательной активности, физических качеств и становление физической культуры дошкольников, закаливающие процедуры, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется инструкторами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Различные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации воспитательно -образовательного процесса. Строить его нужно на общих принципах педагогики: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.
Основной формой валеологического воспитания детей старшего дошкольного возраста являюются разные виды интегрированных занятий. Воспитатель должен подходить к обучению комплексно, используя различные эффективные методы: музыкальные, изобразительные, хореографические, физкультурные, художественные, литературные и др.
Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя.
Можно сформулировать основные направления работы по здоровьесбережению в дошкольном учреждении :
1. Лечебно-профилактическое.
2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка.
3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса.
4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания.
Результатом обучения и воспитания детей дошкольного возраста являются новые знания, которые можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.
Планирование задач можно проводить по следующей схеме:
формирование знаний о здоровом образе жизни и здоровье;
воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
развитие мотивационных установок по профилактике болезней, в том числе выявление особенностей нервно-психического здоровья и развития детей;
В дошкольном учреждении выделяют три группы здоровьесберегающих технологий :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика, корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика, физкультминутки.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни : занятия по физической культуре, проблемно-игровые.
3. Коррекционные технологии: арт-терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у дошкольника стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.