Ирина Васюкова
Работа по экологическому воспитанию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по экологическому воспитанию в подготовительной группе
Воспитатель МБДОУ детский сад №10 «Мишутка» : Васюкова И. Г.
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. К. Д. Ушинский, был за то, чтобы вести детей в природу, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Публикация «Работа по экологическому воспитанию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
«Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».
Нужно раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
В своей группе я провожу работу по экологическому воспитанию дошкольников.
У нас имеется природоведческая литература, дидактические пособия, игры экологического содержания.
В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полют, опрыскивают.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка,
земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения» Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных», «Воздух, земля, вода»
Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
На занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.
Постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.
С Целью формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее, к родной Земле, отношение к себе как части природы, организовала проектную деятельность по теме: «Планета Земля - наш дом».
Изучив рекомендации и пожелания родителей, наметила следующие цели и задачи:
1. Провести с детьми: непосредственно образовательную деятельность по теме ««Земля - наш общий дом», «Что мы знаем о птицах, «Земля – живая планета», «Земля – наш космический дом»
2. Предложить памятку для родителей и детей по экологическому воспитанию. (Запомните правила! Охрана растений. Охрана животных.)
3. Расширить знания родителей об экологическом воспитании : «Воспитание любви к природе», «Экологическое воспитание детей в семье», «Что нужно знать родителям об экологическом воспитании».
В ходе реализации проекта решались задачи:
1. Сформировать у детей понятие о Земле как о планете.
2. Уточнить знания детей о природных ресурсах нашей планеты
3. Развивать кругозор детей, навыки продуктивной деятельности
4. Совершенствовать предметно-развивающую среду экспериментально-исследовательского направления
5. Пробуждать и активно поддерживать интерес к окружающей природе.
6. Воспитание гуманного эмоционально-положительного,
бережного, заботливого отношения к миру природы, через различные виды деятельности.
7. Воспитывать совместно с родителями у детей эмоционально-положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы. воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия.
Реализация проекта с детьми начинала с введения их в проектную деятельность путем создания сначала игровой ситуации, которая выводила затем на поисковую или проблемную ситуацию. Работа строилась на основе игровой деятельности, которая, как известно, является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
В ходе работы дети самостоятельно,совместно со взрослыми добывали информацию.
Вместе с детьми читали художественную литературу: В. Бианки «Синичкин календарь», «Март», «Три весны», Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», Н. Сладков «Ворбьишкина весна», А. Плещеев «Уж тает снег…», К. Ушинский «Утренние лучи», В. Снегирев «Скворец», В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», Г. Снегирев «Про птиц». Создавала Иировые ситуации: «Планета Земля в опасности, «Зеленая служба «Айболита» -Кто главный в лесу?»
Вместе с детьми играли в дидактические игры: («Узнай растение», «Птицы, рыбы и звери» «Живое – неживое», «Отгадайте, что за растение», «Найдите, что опишу», «Кто,где живёт», «Времена года», «Угадай какая птица», Вопрос –ответ»); подвижные игры: «Перелёт птиц», «К названному дереву беги», «Охотники и звери».
Дети с интересом слушали Экологические сказки : «Экологические сказки о воде», «Экологические сказки о грибах», интересные факты о растениях, о животных, о планете Земля.
Широко использовала слушание музыки: звуки природы, голоса птиц.
Вместе с детьми просматривали видеофильмы, которые предлагали родители.
Нами проводились праздники «День птиц», викторины: «Знатоки природы», конкурсы «Природа вокруг нас». В ходе реализации проекта у детей подготовительной группы : сформировано осознанно правильное отношение к планете Земля, объектам и явлениям природы, экологическое мышление; дети научились практическим действиям по охране природы;
Развились умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Вывод:
Проектная деятельность, обогащенная использованием компьютерных технологий, позволила задействовать различные виды детской деятельности, способствовала развитию с познавательной активности ребят, их творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулировала развитие самостоятельности и ответственности, сблизила семью и детский сад, положительно сказалась на взаимоотношениях детей и родителей, укрепила связь семьи с социумом.
Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!