Инна Григорьевна
Работа по сенсомоторному воспитанию детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по сенсомоторному воспитанию детей младшего возраста
Осознание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «Работа по сенсомоторному воспитанию детей младшего возраста» размещена в разделах
Поэтому сенсорному уголку в группе отводится особое место, в своей работе я выделила основные принципы организации этого уголка:
• доступность, безопасность, научность, креативность.
Сенсорный уголок в младших группах
1. Для развития мелкой моторик[/u]и
• Пирамидки, окрашенные в основные цвета
• Стержни для нанизывания с цветными кольцами, мозаика
• Объемные вкладыши, матрешки
• Рамки – вкладыши, кубы с прорезями разной формы
• Набор для завинчивания (коробка с крышками разного цвета и формы)
• Рамки-полотна с застежками (шнуровка, пуговицы, «липучки»)
• Наборы для нанизывания на леску или шнурок (бусы, шарики, игрушки)
• Панно со съемными элементами (коврограф).
2. Для восприятия формы и величины
• Набор геометрических тел для сериации по величине (Блоки Дьенеша)
• Набор плоскостных геометрических форм для сериации по величине
• Чудесный мешочек с набором геометрических форм, овощей, фруктов.
3. Для восприятия цвета
• Набор цветных палочек (Палочки Кюизенера, мозаика, пирамидки.
• Блоки Дьенеша, Математические планшеты (Геоконт)
• Набор кубиков с цветными гранями (кубики Никитина)
• Бусы, ленточки, прищепки, колечки, браслеты, резинки для волос и др.
• Трубочки для проталкивания платочков палочкой.
• Куклы в одежде основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий) и разноцветных предметов для игры с куклой.
4. Для восприятия звуков
• Музыкальная шкатулка, наборы шумовых коробочек (по Монтессори и Карлу Орфу).
• Звучащие инструменты (барабаны, колокольчики, пищалки, трещотки).
5. Для тактильных ощущений
• Панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух и т. п)
• Природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки)
• «Тактильный коврик» (панно со съемными деталями из разных материалов с карманами на пуговицах, замочках, крючках и т. п.)
• Подносы с манкой или песком для рисования пальцами и крупы, фасоль для перебирания.
6. Для элементарных опытов
• Набор для экспериментирования с песком и водой (тазики, чашки, прозрачные пластиковые и цветные стаканчики, воронки для переливания, бутылочки прозрачные, салфетки тканевые и бумажные, одноразовые тарелки, ложки, совочки, лопатки, сачки и т. д.)
• Бумага, кусочки ткани, предметы различной формы, фактуры, веса, плотности (деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые)
Данные диагностики детей младшей группы на конец учебного года показали выросший уровень детей в овладении действиями с предметами (пирамидками, матрёшками, вкладышами, дети раскладываю детали сборных игрушек по убыванию и возрастанию, определяют, где большой, где маленький предмет, где низкий, где высокий. Восприятие цвета и формы идёт в играх-упражнениях, например, «Положи все красные мячики в красные,такие же по цвету корзины», «Надень на куклу бант такого же цвета, как платье», «Положи печенье в тарелку того же цвета и той же формы» и т. п.
Я посещаю много открытых игр-занятий своих более опытных коллег: Самоделовой И. М., Захаровой А. А., Перепёлкиной Р. М.
В методкабинете всегда можно получить помощь по всем вопросам от старшего воспитателя Рыженко С. И., она даёт много ссылок на учебные сайты, так я вышла на МАААМ и очень рада позитивному, творческому характеру общения с единомышленниками.
Использованная литература:
1. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, рекомендации. «Детство-Пресс», СПб. : 2005.