Адрова Наталья
Работа по формированию у детей дошкольников навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД
▼ Скачать +Заказ
Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на догах города в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Сегодня мы можем говорить о том, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей тем более, что сводки о дорожно–транспортных происшествиях с участием детей вызывают большую тревогу и озабоченность общества. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.
Публикация «Работа по формированию у детей дошкольников навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД» размещена в разделах
Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших за-дач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий.
Работа по обучению правилам дорожного движения осуществляется и начинается уже с младшего возраста, с последовательным усложнением задач. Целью этой работы является создание в группе условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Работа с воспитанниками ДОУ направлена на достижение целей формирования навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД. Она предполагает следующие задачи:
• Практическое обучение детей безопасному поведению на дорогах (экскурсия к дороге, Наблюдение за светофором, целевые прогулки)
• Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение избегать их (игровая ситуация – обсуждение)
• Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе.
• Формирование у детей представлений о том, что несоблюдение ПДД опасно для здоровья.
• Ребенок – пешеход;
• Ребенок – пассажир городского транспорта;
• Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).
Работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий я строю в соответствии со следующими принципами организации образовательного процесса:
Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей, реализующихся в образовательном процессе.
Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на дорогах построено по нарастающей степени сложности работы, начиная с элементарных задач воспитания детей первой младшей группы и кончая более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята подготовительной группы: ведь большинство из них будут самостоятельно ходить в школу.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Обучение ребенка дорожной грамоте проводится в различных фор-мах. Причём большая часть из них должна быть наглядной, театрализованной, музыкальной, игровой. Ведь игровая деятельность - ведущая в жизни дошкольника. У детей очень хорошо развито воображение и только яркие моменты оставляют в сознании детей нужные знания, так необходимые ему. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, предоставленные не только в беседе, но и в сказке, викторине, игре.
Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения:
• Познавательная НОД;
• Чтение художественной литературы, беседы;
• Целевые прогулки и экскурсии;
• Сюжетно–ролевые, дидактические игры;
• Праздники и развлечения;
• Встречи с сотрудниками ГИБДД,
• Изготовление атрибутов к играм;
• Организация творческих выставок
Работа с детьми осуществляется в этом направлении на познавательных занятиях, беседах, рассказах из личного опыта, эти полученные знания закрепляются и в детской художественно-продуктивной деятельности, на музыкальных и физкультурных занятиях.
В течение учебного года запланирована тематическая неделя «Правила дорожные знать каждому положено», которая посвящена работе по изучению ПДД, с целью «погружения» ребёнка в данную проблему.
При ознакомлении детей с правилами дорожного движения большое значение имеет предметно-развивающая среда. В каждой группе создан уголок безопасности дорожного движения.
Для ознакомления детей с правилами дорожного движения используются:
-атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
-транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
-светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);
-плакаты;
-сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
-атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различных видов транспорта и др.);
-дорожные знаки.
- настольно-печатные, дидактические игры;
- лэпбуки по данной теме.
На участке детского сада можно сделан пешеходный перекресток с «островками безопасности», где детям предоставляется возможность поупражняться в соблюдении правил дорожного движения.
Представления, полученные на целевых прогулках, закрепляются в процессе организованной образовательной деятельности: дети рисуют, выполняют аппликацию, строят из напольного конструктора улицы и обыгрывают разные ситуации.
Организовываются выставки детских рисунков по правилам дорожного движения.
Несомненно, детскому саду нужно постоянно поддерживать контакт с семьей. Единые требования, предъявляемые к детям со стороны воспитателей и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.
В работе с родителями в ДОУ широко используются:
- информационные стенды, папки-передвижки;
- родительские собрания, беседы с участием психолога, инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц такие как: «Для чего нужны правила дорожного движения», «Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов», «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения» и др.
-мастер- классы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров).
Обязательно необходимо информировать родителей о том, какая работа по профилактике дорожно - транспортных происшествий проводится в группе. Для закрепления программного материала можно давать детям задания на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Например, запомнить путь из детского сада домой, нарисовать улицу, на которой живёшь. Родители могут прокомментировать рисунок малыша, уточнить, что он нарисовал, где на рисунке пешеходный переход и т. д.
Соответствующая художественная литература, плакаты, кинофильмы рекомендуемые педагогами, помогут родителям закрепить и расширить у детей представления о правилах дорожного движения.
Данная работа поможет педагогам дошкольных учреждений организовать эффективную работу по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения. Ее результатом является сформированность у детей представлений об основах личной безопасности.