Потапова Юлия Сергеевна
Работа над выразительностью чтения как одно из направлений формирования школьника-читателя
▼ Скачать + Заказать документы
Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решить не только узко-предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Н. Н. Светловская отмечает: «… чтение это деятельность речевая, а речь – это вид человеческого общения, причем самый основной вид, которым владеет в полной мере, только человек разумный, то значит чтение – это тоже вид человеческого общения. Также чтение- это беседа книги с читателем, а не наоборот.»[4, с. 5]. Н. Н. Светловская также утверждает: «Беседа с книгой невозможна, если читатель не в состоянии бегло, правильно, сознательно и выразительно озвучивать текст литературных произведений, т. е. слушать, слышать и понимать речь своего собеседника» [4, с. 43].
Публикация «Работа над выразительностью чтения как одно из направлений формирования школьника-читателя» размещена в разделах
Таким образом, чтобы сформировать навык чтения нужно научить бегло, правильно, сознательно и выразительно читать. Это важная задача обучения чтению. Она решается ежедневно на особом учебном материале (слоги, слова, предложения, текст). И цель у нее своя: «услышать чужую речь, раскодировав значки, которыми она передается, и озвучить ее за собеседника – автора речи»[1].
Из названых навыков чтения нас интересует выразительное чтение. Рассмотрим само понятие «выразительное чтение». Выразительность – способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему[3, с. 10].
М. А. Рыбникова утверждала: «Выразительное чтение – это та первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе, которая для нас важнее всякой наглядности зрительного порядка. Мы не отрицаем наглядности зрительной, но самой природой звучащего слова определен основной метод проникновения слова в сознание – метод его выразительного произнесения» [1, с. 46]. Обратимся к другим определениям. Выразительно прочитать текст – значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя передать идеи и чувства, вложенные в произведения [3, с. 11]. Выразительное чтение – это методическое средство, это процесс и результат обучения учащихся обдумыванию и переживанию нравственно-эстетической сущности произведения, выражению своего отношения к нему путем слияния техники, логики и эмоционально-образной выразительности в речи при чтении [3, с. 11]. Как видно из этого определения, в процессе обучения выразительному чтению учителю надо позаботиться о том, чтобы вызвать у детей нужные чувства, затем «выманить» их, т. е. заставить пережить эти чувства и как следствие – выразить эти чувства в своем чтении.
На уроках можно использовать систему упражнений, которые помогут младшим школьникам понять, что такое выразительное чтение, освоить правильное дыхание, дикцию, научит управлять силой голоса, находить и использовать логические паузы и ударения, передавать с помощью интонации смысл прочитанного, внимательно относится к авторскому слову.
Произношение скороговорок и чистоговорок
Задание. Произношение скороговорок и чистоговорок. Упражнения проводятся с целью выработки четкости артикуляции звуков при любом темпе речи.
Купи кипу пик.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ткет ткач ткани. [3, с. 16]
Организация работы над логическим ударением и паузой при чтении стихотворения А. Барто.
Задание 1. Прочитайте стихотворение, соблюдая паузы (небольшую - /; более длинную - //). Они расставлены.
Погремушка
Как большой, сидит Андрюшка /
На ковре перед крыльцом. //
У него в руках игрушка – /
Погремушка с бубенцом. //
Мальчик смотрит: / что за чудо? /
Мальчик очень удивлён. //
Не поймет он: /ну откуда /
Раздаётся этот звон? //
Задание 2. Как ты думаешь, какие слова нужно подчеркнуть голосом (сделать логические ударения? Прочитай, выделяя голосом важные слова.
Задание 3. Каким тоном нужно читать последнее четверостишие (удивлённо, радостно, изумлённо? [2, с. 20]
Список литературы
1. Завадская Т. Ф. Методика выразительного чтения. М. :Просвещение, 1997.URL : https:www.detskiysad.ru/ped/virazhenie.html.
2. Павлова Л. А. Тренажёр по выразительному чтению для учащихся 1 – 4 классов. М. : Издательство «Ювента», 2009. 80 с.
3. Павлова Л. А. Как формировать навык чтения у младших школьников. М. : АРКТИ, 2007. 80 с.
4. Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению : практическая методика. М. : Академия, 2001. 288 с.