Лучший педагог года

Работа над выразительностью чтения как одно из направлений формирования школьника-читателя

Потапова Юлия Сергеевна
Работа над выразительностью чтения как одно из направлений формирования школьника-читателя

Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решить не только узко-предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Н. Н. Светловская отмечает: «… чтение это деятельность речевая, а речь – это вид человеческого общения, причем самый основной вид, которым владеет в полной мере, только человек разумный, то значит чтение – это тоже вид человеческого общения. Также чтение- это беседа книги с читателем, а не наоборот.»[4, с. 5]. Н. Н. Светловская также утверждает: «Беседа с книгой невозможна, если читатель не в состоянии бегло, правильно, сознательно и выразительно озвучивать текст литературных произведений, т. е. слушать, слышать и понимать речь своего собеседника» [4, с. 43].

Публикация «Работа над выразительностью чтения как одно из направлений формирования школьника-читателя» размещена в разделах

Таким образом, чтобы сформировать навык чтения нужно научить бегло, правильно, сознательно и выразительно читать. Это важная задача обучения чтению. Она решается ежедневно на особом учебном материале (слоги, слова, предложения, текст). И цель у нее своя: «услышать чужую речь, раскодировав значки, которыми она передается, и озвучить ее за собеседника – автора речи»[1].

Из названых навыков чтения нас интересует выразительное чтение. Рассмотрим само понятие «выразительное чтение». Выразительность – способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему[3, с. 10].

М. А. Рыбникова утверждала: «Выразительное чтение – это та первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе, которая для нас важнее всякой наглядности зрительного порядка. Мы не отрицаем наглядности зрительной, но самой природой звучащего слова определен основной метод проникновения слова в сознание – метод его выразительного произнесения» [1, с. 46]. Обратимся к другим определениям. Выразительно прочитать текст – значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя передать идеи и чувства, вложенные в произведения [3, с. 11]. Выразительное чтение – это методическое средство, это процесс и результат обучения учащихся обдумыванию и переживанию нравственно-эстетической сущности произведения, выражению своего отношения к нему путем слияния техники, логики и эмоционально-образной выразительности в речи при чтении [3, с. 11]. Как видно из этого определения, в процессе обучения выразительному чтению учителю надо позаботиться о том, чтобы вызвать у детей нужные чувства, затем «выманить» их, т. е. заставить пережить эти чувства и как следствие – выразить эти чувства в своем чтении.

На уроках можно использовать систему упражнений, которые помогут младшим школьникам понять, что такое выразительное чтение, освоить правильное дыхание, дикцию, научит управлять силой голоса, находить и использовать логические паузы и ударения, передавать с помощью интонации смысл прочитанного, внимательно относится к авторскому слову.

Произношение скороговорок и чистоговорок

Задание. Произношение скороговорок и чистоговорок. Упражнения проводятся с целью выработки четкости артикуляции звуков при любом темпе речи.

Купи кипу пик.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ткет ткач ткани. [3, с. 16]

Организация работы над логическим ударением и паузой при чтении стихотворения А. Барто.

Задание 1. Прочитайте стихотворение, соблюдая паузы (небольшую - /; более длинную - //). Они расставлены.

Погремушка

Как большой, сидит Андрюшка /

На ковре перед крыльцом. //

У него в руках игрушка – /

Погремушка с бубенцом. //

Мальчик смотрит: / что за чудо? /

Мальчик очень удивлён. //

Не поймет он: /ну откуда /

Раздаётся этот звон? //

Задание 2. Как ты думаешь, какие слова нужно подчеркнуть голосом (сделать логические ударения? Прочитай, выделяя голосом важные слова.

Задание 3. Каким тоном нужно читать последнее четверостишие (удивлённо, радостно, изумлённо? [2, с. 20]

Список литературы

1. Завадская Т. Ф. Методика выразительного чтения. М. :Просвещение, 1997.URL : https:www.detskiysad.ru/ped/virazhenie.html.

2. Павлова Л. А. Тренажёр по выразительному чтению для учащихся 1 – 4 классов. М. : Издательство «Ювента», 2009. 80 с.

3. Павлова Л. А. Как формировать навык чтения у младших школьников. М. : АРКТИ, 2007. 80 с.

4. Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению : практическая методика. М. : Академия, 2001. 288 с.

Публикации по теме:

«Школа будущего читателя» — сотрудничество с детской библиотекой«Школа будущего читателя» — сотрудничество с детской библиотекой "Добрая книга — как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником. ".

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном.

Игра как средство воспитания младшего школьника Игра — это ведущий вид деятельности младших школьников. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формирующихся.

Робототехника как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Робототехника, как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Инновационные процессы в системе образования требуют.

Консультация для родителей «Воспитываем будущего читателя»Консультация для родителей «Воспитываем будущего читателя» Наши дети читают все меньше и меньше. Эта печальная реальность должна заставить задуматься нас, взрослых, как-то изменить данное положение.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Презентация «Нравственное воспитание детей -одно из ведущих направлений работы в ДОУ» Нравственное воспитание детей – одно из ведущих направлений работы в Детском Оздоровительном Учреждении. Дошкольный возраст - период активного.

Экран читателя и его наполнение. Мастер-классЭкран читателя и его наполнение. Мастер-класс Здравствуйте, коллеги, друзья! Сегодня хочу представить Вашему вниманию мастер-класс изготовления Экрана читателя. Внедрение новых стандартов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа над выразительностью чтения как одно из направлений формирования школьника-читателя
Опубликовано: 12 января 2020 в 13:47
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД