Папки-передвижки

Работа над проектом «Сегодня фантазёры — завтра изобретатели»

Ольга Захарченко
Работа над проектом «Сегодня фантазёры — завтра изобретатели»

Работа над проектом

Проект – слово иноязычное, от латинского PROJECTUS – буквальный перевод уже объясняет многое и означает «брошенный вперёд».

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Ребёнок по своей природе исследователь, фантазёр.

Публикация «Работа над проектом „Сегодня фантазёры — завтра изобретатели“» размещена в разделах

Учёные отметили, что мыслительные процессы, которые происходят в голове у ребёнка, при исследовании, изобретении чего-то нового, идентичны тем процессам, которые происходят в голове учёного, изобретателя, когда он делает какие-то эпохальные открытия

Те из вас, кто работает в логопедической группе, конечно же сталкиваются с особенностями познавательной сферы детей, а также с такими речевыми нарушениями как:

- недостаточная сформированность мотивационной сферы;

- недостаточная концентрация и устойчивость внимания;

- слабость в развитии моторики;

- пространственные трудности.

В дальнейшем они могут принять большую выраженность и привести:

- к отсутствию интереса к обучению;

- снижению объема памяти;

- ошибкам запоминания;

- трудностям в овладении письмом;

- несформированности счетных операций;

- слабому овладению грамматикой.

Для целостного развития детей:

-мотивации к обучению в школе;

- умения мыслить нестандартно в обычных ситуациях;

- творчески находить решение возникших проблем;

коллективом группы было принято решение о создании краткосрочного проекта.

Который назвали: «Сегодня фантазёры – завтра изобретатели».

Типология проекта : проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.

Сроки реализации: краткосрочный – 3 месяца.

Автор проекта : Захарченко Ольга Игоревна

Участники проекта : дети 6-7 лет логопедической подготовительной группы №5 МБДОУ №4, родители воспитанников, воспитатели, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Цель проекта :

• изучить и создать оптимальные условия, влияющие на развитие интеллектуальных и творческих способностей;

• формирование коммуникативных умений у детей 6-7 лет в условиях подготовительной логопедической группы детского сада.

Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

• Обогатить знание детей о мире открытий и изобретений;

• Создать условия для формирования основного целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста;

• Развивать речевую, творческую активность, способность к фантазированию, образность речи, обогащать словарь детей;

• Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, используя технологию ТРИЗ;

• Развивать эмпатийные качества личности детей;

• Воспитывать ценностное отношение к изобретениям человека.

Формы работы с детьми :

- Проблемно-поисковые ситуации;

- Интегрированная деятельность;

- Индивидуальная деятельность;

- Чтение;

- Творческие задания;

- Кружковая работа;

- Совместное изготовление поделок. ;

- Эвристическая беседа и другие.

Дошкольный возраст - является важным периодом интеллектуального развития ребенка. Одним из важнейших интеллектуальных процессов является воображение.

От развития воображения во многом зависит, как ребенок будет учиться в школе, насколько он будет успешен в своей профессиональной деятельности в будущем.

Изучением развития интеллектуальных процессов у дошкольников занимались такие исследователи, как:

Л. С. Выгодский, В. В. Давыдов, Е. И. Игнатьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, В. А. Крутецкий и другие.

Они считали, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и:

- является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний;

- способствует саморазвитию личности;

т. е. в значительной степени определяет эффективность образовательной деятельности в ДОУ.

Если мы хотим растить ребёнка - дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем познавательных способностей, то нам следует, как можно раньше реализовывать многогранные возможности

ТРИЗ - технологии.

Поэтому на первоначальном этапе работы над проектом мною целенаправленно проводилась работа по изучению имеющихся методических разработок, технологии ТРИЗ (метод проб и ошибок, метод фокальных объектов, метод мозгового штурма и др., собирала и накапливала материал, создавала предметно-окружающую среду.

Для реализации проекта использовала следующие принципы:

Принцип ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ, принцип НОВИЗНЫ,

принцип ДИНАМИЧНОСТИ, принцип КОМПЛЕКСНОСТИ,

принцип СОТРУДНИЧЕСТВА.

Учитывая интерес детей ко всему новому, к изобретательству, фантазированию, я решила использовать это направление для решения выше перечисленных задач.

Дальнейшую работу строила на повышение интереса детей к изобретениям человека.

- Рассказывала о первобытных людях и их изобретениях;

- знакомила с известными изобретателями;

- в развивающее-обучающих ситуациях рассказывала когда появилась одежда, когда изобрели велосипед, у кого учился человек и т. д. ;

- знакомила детей с энциклопедией открытий и изобретений;

- С помощью книги Михаила Николаевича Шустермана «Думаем, изобретаем, открываем мир» дети попадали вместе с персонажами в различные ситуации. Самостоятельно принимая решения, дети узнают о закономерностях развития окружающего мира, приобретают навыки диалектического подхода к проблемам.

На начальном этапе дети затруднялись отвечать на вопросы, ведь ребёнок всегда очень переживает, когда ответит неверно. Раскрылись они за счёт того, что в ходе проекта принимались любые их ответы. В следствии даже замкнутые дети с удовольствием предлагали свои решения проблем.

У детей всегда много вопросов – так называемые «почемучки». В ответах на вопросы нам всегда помогала: «Энциклопедия для ленивых» под ред. М. С. Медникова. Книга в популярной и увлекательной форме рассказывает детям о множестве предметов и явлений: как загораются звезды и отчего идет дождь, почему исчезли мамонты и где искать ископаемые…

Она состоит из пяти частей ответов на вопросы: Что есть что; Что есть откуда; Что есть как; Кто есть они; Как есть мы.

Если ребёнок задаёт вопрос не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребёнок сам нашёл ответ.

Дети с удовольствием включились в работу над проектом :

- выбирали интересующие их изобретение (слушали рассказ об истории изобретения и об изобретателе);

- собирали информацию, вместе с родителями;

- развивали конструктивные навыки, через изобретение построек из конструктора «Лего»;

- проявляли фантазию, воображение и творчество в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);

- изготовляли свои изобретения вместе с родителями.

На втором этапе проекта

- Привлекала к сотрудничеству педагогов-специалистов, родителей, воспитанников;

- Учила детей находить противоречия, которые окружают их повсюду. (Что общего между домом и машиной; яблоней и ложкой.) ;

- Учила выстраивать логические цепочки. Использовала приё мы: «Увеличение-Уменьшение»,«Дробление-Объединение», «Наоборот».

- Старалась заинтересовать каждого ребёнка, для этого создавала творческую обстановку;

- Учила детей фантазировать, изобретать (придумай новый стул, детскую коляску, объект для передвижения);

- Решали сказочные задачи, придумывали новые сказки, с помощью методов и приёмов ТРИЗ;

- Предлагала своё решения задач, что позволило стимулировать воображение детей и вызывало интерес и желание к творческой деятельности;

- Через игру «Да-нет-ка» учила детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

- Привлекала родителей к совместной работе над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества. Дети и родители представили свои работы на выставку : «Мы – изобретатели и фантазёры»

Результат педагогической деятельности

На заключительном этапе проекта отметилось значительное повышение интереса детей к непосредственной деятельности:

- у детей появилась самостоятельность в выборе тем для игр, продуктивной деятельности;

- повысилась способность к фантазированию;

- их работы отличаются новизной и оригинальностью, в них появился индивидуальный почерк;

- повысился уровень ручной умелости, творческих способностей, образность речи, обогатился словарь;

- стал очевиден личностный рост, творческая взаимодеятельность;

- дети применяют полученные знания;

- научились: сравнивать, анализировать, обобщать;

- используют нестандартные ситуации, оригинальные решения проблем;

- находят выход из сложных ситуаций.

. И, я считаю, эти знания прочнее лягут в памяти ребёнка, нежели те, которые были заучены.

- Я систематизировала, обогатила и применила на практике, свои знания о формах, методах и приёмах формирования интеллектуальных и творческих способностей дошкольников;

- Разработала план по образовательной деятельности;

- В группе создала развивающую среду;

- Родители стали активными участниками творческого процесса, у них сформировалась положительная установка на взаимодействие с ДОУ.

Вывод

Таким образом, подводя итоги работы над проектом, направленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей 6-7 лет логопедической группы, мы пришли к выводу,

- что наша проектная деятельность позволяет заложить основы для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о противоречиях окружающего мира

Одновременно с развитием этого понимания, мы отмечаем, что повысился уровень произвольности поведения: дети стали более внимательны, активнее относятся к задачам умственного плана, научились принимать мнения других людей.

Знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Дети - исследователи, изобретатели, фантазеры и нужно предоставлять им возможность широко проявлять эти стороны их существа.

Публикации по теме:

Проект «Огород на подоконнике» вашему вниманию предоставляются результаты исследования на тему»Использования методов проектов в создании экологоразвивающей среды в дошкольном.

Проектная деятельность с дошкольниками с ОВЗ В сообщении повествуется о возможности реализации метода проектов при работе со старшими дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОУ. 1. Что такое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа над проектом «Сегодня фантазёры — завтра изобретатели»
Опубликовано: 18 ноября 2014 в 20:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД