Елена Маренкова
Работа над песней с детьми 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Работа над песней с детьми 4-7 лет
Материал основан на личном педагогическом опыте работы с детьми в ДОУ и детском центре дополнительного образования
Песня - уникальный синтез искусств – музыки, вокала и поэзии. Работа над песней требует необходимого последовательного подхода для наиболее эффективного результата. В работе с детьми – дошкольниками в этом плане очень важен момент увлеченности процессом, заинтересованности в том, что в песне они смогут ярко проявить свои воображение, фантазию, восприятие, чувства. Как уже выше было отмечено, песня – это синтез искусств и в первую очередь музыка играет в нем главную роль. И не только потому, что позволяет, благодаря мелодической линии пропеть слова, но и выразить в песне характер при помощи темпа, ритма, интервалов, длительностей.
Публикация «Работа над песней с детьми 4–7 лет» размещена в разделах
1-е занятие
Прослушивание Прослушивание песни - очень важный первый этап для детей: за этот небольшой отрезок времени они должны максимально ясно оценить произведение в целом. Я в своей деятельности работаю по принципу «трех вопросов» : какая песня по характеру? о чем она, про что? как мы будем ее петь? Как правило, дети с удовольствием отвечают на первые два, приводят свои интересные эпитеты, определения характера, сравнения, примеры из жизни и пр. А третий вопрос сначала озадачивает детей, но я стараюсь приучить их к «секрету» взаимодействии с первым : какая песня по характеру – так мы ее и поем (веселая – значит весело, задорная – значит задорно, добрая- значит с добром, по-доброму, ласковая – значит ласково, печальная – значит печально и т. д.).
Мелодия После прослушивания песни лучше сконцентрировать внимание на звучании мелодии. Для этого работа проводится поэтапно : - пропевание песни на удобных для детей гласных звуках «а», «о», «у» или открытых слогах «на», «ла», «ля», «та» и т. п. ; - если песня ритмичная, имеет маршевый ритмический рисунок, полезно прохлопать его вместе с пропеванием на слоги или буквы; - - соблюдать фразовый принцип дыхания, обозначая паузы. При этом педагогу можно для своего удобства выделить «дыхательный рисунок» на нотном листе или в тексте.
Текст Текст – это не только подбор рифмованных слов, это – смысл, а главное – эмоции, которые каждый ребенок должен понять, ощутить, донести и показать, исполняя конкретную песню, поэтому обязательно надо прочитать текст песни детям вслух, обсудить содержание, попросить детей объяснить значение фраз, как они понимают те или иные слова; - для выработки правильной дикции во время исполнения применяются следующие приемы: выразительное чтение текста, разъяснение смысла некоторых незнакомых слов, правильное и отчетливое их произношение; -выявить сложности в проговаривании каких-либо букв, звукосочетаний, выделить трудные для артикуляции участки текста.
Подпевание Когда я прошу детей подпеть, я пытаюсь донести до них мысль: «Попробуйте вместе со мной!». И дети при этом пытаются по мере своих возможностей мелодически, эмоционально освоить песню впервые, практически знакомясь с ней. На этом первая часть работы над песней закончена.
2-е занятие
Узнавание Педагог играет на фортепиано мелодию одного куплета, припева (если он есть) песни и аккомпанимента с целью узнавания ее детьми.
Подпевание
Проговаривание каждого куплета и последующее его исполнение Добиваться того, чтобы дети все-таки старались при этом совмещать правильную мелодию, дыхательный режим, четкую дикцию.
Трудные фрагменты (вокальные, дикционные) В каждой песне есть характерные интонационные особенности, которые дети должны в первую очередь ясно слышать (куда движется мелодия, постепенно или скачком идет вверх или вниз). Положению низких, средних и высоких звуков на слух и на клавиатуре отводится отдельная часть занятий. Зная это, детям полезно применить наглядный принцип обучения : вместе с ними сопровождать пение показом линии мелодии. Дети любят такие упражнения. Что касается слов в песне, то они будут слышны четко и понятно, когда поются активным ртом и языком ( рот широко открывается на гласных звуках: звуки «а», «я» пропеваются с большим опусканием нижней челюсти вниз («Открываем ротик вниз», гласные «и», «э», «е» - на легкой улыбке). Работая над сложными ритмическими фрагментами песни также используется прием прохлопывания ритмического рисунка и отработка ритма путем пропевания его на удобные слоги: «та», «тра», «ла» как отдельно, так и с прохлопыванием.
Исполнение песни от начала до конца
3 – е занятие
Выразительность На этом этапе обычно педагог вначале обговаривает с детьми все то, что в песне нужно сделать, показать. Например: - «Ребята, внимательно следите за пением мелодии, в ней есть моменты, когда она движется (идет) вверх (вниз, на одном месте (на одной нотке, скачками и т. д. В каких местах песни они есть?» - «Когда мы берем дыхание? (в начале фразы) Какое оно?» (быстрое, легкое) - «А где в песне особенный ритм? Будьте внимательны!» - «Каким ртом поем?» (активным). - «А как меняется характер в куплетах?» Особое место в работе над выразительностью уделяется такому средству, как динамические оттенки. Затем песня пропевается детьми целиком. Чтобы поддержать интерес к песне, необходимо использовать различные педагогические приемы. Например, связывать пение с другими видами музыкальной деятельности: движениями, игрой на музыкальных инструментах. Желательно использование игровых ситуаций.
4-е занятие
Итоговое
Подойдя к этому этапу, я прошу детей исполнить песню от начала до конца, стоя, с характерными для песни легкими ритмическими движениями, отражающими не только сам ритм, но и сочетая их с некоторыми, яркими эмоциональными фрагментами текста (восклицания, вопросы и пр.). Это работа и над ритмикой и над артистизмом.
Маренкова Е. В., музыкальный руководитель
ДОУ №190, г. Ярославль