ольга пылинская
Работа над падежными окончаниями у дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Мой проект «Тропинки к правильной речи» - это работа над правильным употреблением падежей в речи детей дошкольного возраста (3 – 6 лет). Дети с общим недоразвитием речи с трудом усваивают грамматические категории языка, в частности падежные окончания. Это выражается в искажении падежных окончаний, в сведении падежных форм к начальной форме именительного падежа и во взаимозаменяемости форм косвенных падежей.
Публикация «Работа над падежными окончаниями у дошкольников,» размещена в разделах
Детям трудно переключаться с заученной именной формы слова. Начальный облик слова, оказываясь чрезвычайно устойчивым, мешает развиваться формам косвенного падежа. (Зайка ест морковка. Я даю корм лошадка.) Дети часто затрудняются при различении форм именительного и винительного падежа из-за близости этих форм. Аграмматизм падежных форм встречается и из-за ошибочного родового оформления. (Вижу рыбу. Вижу быку.) Легче усваивается детьми существительные женского рода, труднее среднего.
Рекомендуется следующая последовательность работы над падежами : именительный, винительный, родительный, дательный, творительный, предложный. Сначала берем беспредложные формы.
Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает, когда ребенок начинает употреблять распространенные предложения, причиной чего является отсутствие умения контролировать как их содержание, так и форму.
Анализ литературы по данной теме показал, что материала на отработку падежей мало. В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи важно учитывать системный и последовательный подход. На отработку каждого падежа я постаралась дать много картинного материала. Также на отработку каждой грамматической категории были подобраны картинки одной лексической темы. Например «Животные» - на винительный падеж, «Посуда» - на родительный падеж. Таким образом есть возможность закрепить словарный запас ребенка.
Работа над каждым падежом строится по следующему плану:
- работа над словом (добавь слово в нужной форме – скажи правильно);
- работа над словосочетанием, включающее данное слово;
- работа над предложением.
При этом все внимание ребенка привлекается только к нужной грамматической форме. (например винительный падеж). Слово, его изменение, словосочетание или предложение являются содержанием умственной работы детей. Дети получают образец, который должны запомнить и использовать в самостоятельной речи.
Картинный материал подобран таким образом, что у всех слов на одной картинке одинаковые окончания. Это очень важно для формирования речевого стереотипа.
Всем известно, что для маленького ребенка очень важна наглядность. Начинаю работу с игрушками, которые можно потрогать, повертеть. Это важно, т. к. мы выполняем действия с игрушками и оречевляем выполненные действия. Берем игрушки, обозначающие существительные женского рода, например: лиса, сова, киса, тетя, корова, и т. д. Второй набор игрушек – мужского рода: бык, жираф, слон, еж, тигр и т. д.
Во всех падежах сначала отрабатываем окончания существительных женского рода, затем мужского. Вначале отрабатываем изменение окончаний с игрушками, затем по картинкам.
Именительный падеж : Скажи, кто это? Ребенок называет: Это лиса. Это сова.
-Винительный падеж. 1) Скажи, кого ты видишь? Лису, сову, рыбу.
Скажи полным предложением. Я вижу лису.
2) Положи лису. Что ты положил? Лису. Рыбу.
Поставь лису. Что ты поставил? Лису. Сову.
Подключаем картинки. Кого видит мальчик? Кого кормит мама? Сначала ребенок отвечает одним словом, затем полным предложением.
Если ребенок усвоил изменение окончания в винительном падеже женского рода, переходим к мужскому роду. Работаем по такой же схеме.
Вижу (положу, поставлю) быка, ежа, тигра.
Мальчик видит жирафа, слона, быка и т. д.
-Родительный падеж. Скажи, кого нет. Ребенок закрывает глаза, одну игрушку прячу. Нет козы. Нет совы. Сначала женский род, потом мужской. Нет быка.
Если это получается хорошо, даем предлог. У кого длинный хвост? У кого большие глаза? У совы, у лисы. У быка, у жирафа.
- Дательный падеж. Кому дашь угощение? Ребенок дает игрушечный фрукт или угощение и говорит, кому он дает. Дам козе, лисе. Дам быку, слону.
Если это задание хорошо выполняется ребенком, можно ввести еще одно слово в предложение (прежде отработанный винительный падеж). Дам конфету лисе. Дам сливу слону.
-Творительный падеж. Предлагаю ребенку игрушки: щетку, пилу, вилку, ложку. Скажи, чем ты ешь? Чистишь зубы? Пилишь? Пилой, щеткой, вилкой.
Ответы вначале односложные. Затем из трех слов. Я пишу ручкой. Я поливаю лейкой. Потом переходим к мужскому роду. (топором, молотком и т. д.) Подключаем картинки. Помоги мальчику ответить. Чем рубят дрова? Топором. Чем строгают? Рубанком.
Скажи полным предложением. Дрова рубят топором.
-Предложный падеж. Берем любую игрушку, ставим на стол, стул, полку и т. д. Скажи, где игрушка? На столе, на стуле.
То же самое по картинкам. Где (на чем) сидит бабочка? О чем мечтает девочка? О платье, о кофте. Скажи полным предложением. Девочка мечтает о кофте.