Ольга Дудина
Работа над освоением народных игр с напевом с использованием здоровье сберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
ГБУ ДО ДДТ «Современник»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Музыкально-художественный отдел
Ансамбль русской песни «Перезвон»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема:
«Работа над освоением народных игр с напевом с использованием
здоровье сберегающих технологий»
Составитель:
Дудина Ольга Владимировна,
педагог дополнительного образования
ансамбля русской песни «Перезвон»
ГБОУ ДОД ДДТ «Современник»
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Игры для детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Темочки
Выборгского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2020-2021 учебный год
Методическая разработка по теме : «Работа над освоением народных игр с напевом с использованием здоровье сберегающих технологий»
Целевая аудитория: учащиеся 2-го года обучения ансамбля русской песни «Перезвон» ГБУ ДО ДДТ «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальный ансамбль «Перезвон»
Цель: познакомить учащихся с русскими народными играми с напевом, считалками, пословицами, поговорками. Научить координировать свои движения в народных играх, закрепить представление детей о возможности передвижения с разной скоростью.
Задачи:
- в беседах совершенствовать лексический запас, закреплять понятия: игра, считалка;
- в подвижных играх учить ходить и бежать навстречу друг другу, уступая друг другу, замедлять и ускорять движение, не толкать других, двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, быть внимательным к партнёрам по игре;
- перед проведением игры научить выбирать водящего;
- рассказать о профессиях – резчик по дереву, гончар;
Предварительная работа : разучивание русских народных игр с напевом «Прянична доска», «Чи-ча-ры, собирайтесь, гончары».
Материалы, оборудование: длинная скамейка, свиток с пословицами и поговорками, пряничная доска или шкатулка с резьбой, глиняный горшочек, «волшебный» сундучок.
Ход занятия.
Учащиеся в учебном кабинете, предназначенном для занятий по предмету «Вокальный ансамбль» сидят на стульях, расставленных полукругом.
Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята.
Сегодня мы разучим русские народные игры. В каждой игре будет водящий. Для выбора водящего во избежание ссоры нам поможет считалка.
Педагог разучивает с детьми считалку:
«На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей!»
По считалке выбирается водящий.
Организуется игра с напевом «Прянична доска».
Все играющие садятся рядом друг с другом на скамейку или на стулья, поставленные в ряд. Это будет «пряничная доска». Вокруг скамьи или стульев должно быть достаточно места (чтобы можно было их обежать). Водящий ходит вдоль «пряничной доски», все игроки поют:
«Прянична доска, с целого куска, с целого пенька, сбрось-ка паренька!»
На слова «Сбрось-ка паренька» водящий быстро хлопает рукой по колену одного из игроков. Игрок должен быстро обежать «пряничную доску» и сесть на свое место. В это время ведущий обегает «пряничную доску» в другом направлении. Если водящий успел занять место игрока – то теперь водить будет игрок, которого хлопнули по колену. Если нет- то снова будет водить тот же водящий.
Педагог. Дорогие ребята, скажите, как называют профессию человека, который обрабатывает дерево, умеет украсить резьбой изделие из дерева? – резчик по дереву. Правильно.
Педагог. В былые времена, особые мастера, резчики по дереву изготавливали пряничные доски с помощью которых хозяюшки выпекали пряники. Для жителей России и по сей день пряники – одно из самых любимых лакомств. Например, на Новый год использовали пряничные доски в виде забавных зверушек, птиц или в виде фигурок. Резную форму вдавливали в тесто и получались силуэты. Пряничные доски делали обычно из древесины лиственных растений. Человеку, подготавливающему деревянную пряничную доску, нужно было мастерски владеть приёмами выемчатой резьбы для получения красивых пряников с правильными деталями – отпечатками доски на тесте. Только от умения, фантазии, опыта и таланта резчика зависел конечный вид изделия. В наше время традиционные технологии русских мастеров не забыты. Многие предприятия в Туле, Москве, Вологде, Архангельске и других городах, выпускают пряничные изделия с использованием пряничных досок.
Педагог. Дорогие ребята, в нашем учебном кабинете есть волшебный сундучок. Посмотрите, в нём замечательная шкатулка, украшенная деревянной резьбой. Такая шкатулка служила в старину для хранения небольших вещиц. Такую шкатулку смог изготовить мастер резьбы по дереву.
Педагог. В нашем волшебном сундучке находится ещё один предмет, - глиняный горшочек, изготовленный гончаром. Гончар – это профессия человека, который делает глиняную посуду. Наш горшочек крепкий, вместительный.
Мы сейчас разучим ещё одну русскую народную игру с напевом. Игра называется «Чи-ча-ры, чи-ча-ры, собирайтесь гончары». А вот крепкие ли горшочки будут в нашей игре, мы сейчас и узнаем.
Считалкой выбираем водящего.
(Перед организацией проведения игры педагог напоминает, что необходимо умело и ловко координировать свои движения в народных играх, напоминает о возможности передвижения с разной скоростью.)
Организуется игра с напевом «Чи-ча-ры, чи-ча-ры, собирайтесь гончары».
Дети разделяются на пары и образуют круг таким образом, что один ребенок из пары сидит на корточках (он — Горшок, а второй (Купец-продавец) стоит рядом. Водящий бежит или идёт по кругу, подходит к кому-нибудь из этих стоящих. Водящий дотрагивается до Горшка и спрашивает: «Почём горшок?». Купец отвечает: «По денежке!» Водящий: «А крепкий?» Купец отвечает: «Крепкий, покупай!» Водящий говорит «Ладно, по рукам!» Оба ударяют по рукам в знак того, что покупка совершена, и затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый прибежит к сидящему, тот и становится Купцом, а опоздавший делается водящим. Игра продолжается несколько раз. Затем Горшки и Купцы меняются.
В завершении занятия педагог ещё раз обращает внимание на волшебный сундучок, в котором лежит свиток, адресованный учащимся ансамбля русской песни «Перезвон».
В свитке написаны пословицы и поговорки о трудолюбии, ловкости, доброжелательности и дружбе.
Педагог и учащиеся по очереди зачитывают пословицы и поговорки.
О дружбе, мире:
Где лад, там и клад.
Всякая ссора красна мировою.
Кстати бранись, кстати и мирись.
О трудолюбии:
Без работы пряников не кушать.
В труде красота человека.
За всякое дело берись умело.
Когда не можешь закончить дело, и не начинай.
Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
О ловкости:
Двигайся больше, - проживёшь дольше.
Зацепился за пень, простоял весь день.
Мало быть бойким, надо быть ловким.
Ловкость, да выдумка дороже силы.
Сам не падай и другого не роняй.
Упасть и сильный может, а кто встанет, тот сильней.
Упавшего не считай за пропавшего.
О доброжелательности, взfимоуважении.
Про доброе дело говори смело.
Худо тому, кто добра не делал никому.
Доброе дело и в воде не тонет, и в огне не горит.
Никакое худо до добра не доведёт.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Организационный момент завершения занятия.
Педагог.
Дорогие ребята, настало время подвести итоги занятия.
Сегодня на занятии мы все вместе:
• разучили считалки, которые помогает определять водящего без спора.
• разучили старинные русские народные игры с напевом, в которых нужно уметь передвигаться, не задевая друг друга, двигаться с разной скоростью, соизмеряя своё движение с движением партнёров по игре.
• познакомились с профессиями: резчик по дереву, гончар.
• узнали новые пословицы и поговорки о трудолюбии, ловкости, доброжелательности, дружбе.
Педагог.
Дорогие ребята, есть ли у вас вопросы? (Педагог отвечает на вопросы обучающихся).
В завершении занятия педагог предлагает ребятам играть со сверстниками в игры, с которыми познакомился на занятии. Обучит этим играм своих родных и знакомых.
Педагог.
Наше занятие окончено. Всего вам доброго. До свидания.
Список литературы:
1. Материалы фольклорных экспедиций (полевые тетради) педагогов Дудиной О. В., Лукиной Д. С. в Новгородскую область. (2012, 2013, 2014, 2015 годы)
2. Даль В. И. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа сб. в 2-х томах С-Пб Литера 1997
3. Народное музыкальное творчество: Хрестоматия / ответственный редактор О. А. Пашина – СПб, 2007.
4. Назарова Л. Введение в песенный фольклор. М. "Народное творчество" №1 2000.
5. Народное музыкальное творчество/ ответственный редактор О. А. Пашина – СПб, 2005.