МААМ-картинки

Работа над освоением народных игр с напевом с использованием здоровье сберегающих технологий

Ольга Дудина
Работа над освоением народных игр с напевом с использованием здоровье сберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы

ГБУ ДО ДДТ «Современник»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Музыкально-художественный отдел

Ансамбль русской песни «Перезвон»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема:

«Работа над освоением народных игр с напевом с использованием

здоровье сберегающих технологий»

Составитель:

Дудина Ольга Владимировна,

Публикация «Работа над освоением народных игр с напевом с использованием здоровье сберегающих технологий» размещена в разделах

педагог дополнительного образования

ансамбля русской песни «Перезвон»

ГБОУ ДОД ДДТ «Современник»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2020-2021 учебный год

Методическая разработка по теме : «Работа над освоением народных игр с напевом с использованием здоровье сберегающих технологий»

Целевая аудитория: учащиеся 2-го года обучения ансамбля русской песни «Перезвон» ГБУ ДО ДДТ «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальный ансамбль «Перезвон»

Цель: познакомить учащихся с русскими народными играми с напевом, считалками, пословицами, поговорками. Научить координировать свои движения в народных играх, закрепить представление детей о возможности передвижения с разной скоростью.

Задачи:

- в беседах совершенствовать лексический запас, закреплять понятия: игра, считалка;

- в подвижных играх учить ходить и бежать навстречу друг другу, уступая друг другу, замедлять и ускорять движение, не толкать других, двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, быть внимательным к партнёрам по игре;

- перед проведением игры научить выбирать водящего;

- рассказать о профессиях – резчик по дереву, гончар;

Предварительная работа : разучивание русских народных игр с напевом «Прянична доска», «Чи-ча-ры, собирайтесь, гончары».

Материалы, оборудование: длинная скамейка, свиток с пословицами и поговорками, пряничная доска или шкатулка с резьбой, глиняный горшочек, «волшебный» сундучок.

Ход занятия.

Учащиеся в учебном кабинете, предназначенном для занятий по предмету «Вокальный ансамбль» сидят на стульях, расставленных полукругом.

Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята.

Сегодня мы разучим русские народные игры. В каждой игре будет водящий. Для выбора водящего во избежание ссоры нам поможет считалка.

Педагог разучивает с детьми считалку:

«На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей!»

По считалке выбирается водящий.

Организуется игра с напевом «Прянична доска».

Все играющие садятся рядом друг с другом на скамейку или на стулья, поставленные в ряд. Это будет «пряничная доска». Вокруг скамьи или стульев должно быть достаточно места (чтобы можно было их обежать). Водящий ходит вдоль «пряничной доски», все игроки поют:

«Прянична доска, с целого куска, с целого пенька, сбрось-ка паренька!»

На слова «Сбрось-ка паренька» водящий быстро хлопает рукой по колену одного из игроков. Игрок должен быстро обежать «пряничную доску» и сесть на свое место. В это время ведущий обегает «пряничную доску» в другом направлении. Если водящий успел занять место игрока – то теперь водить будет игрок, которого хлопнули по колену. Если нет- то снова будет водить тот же водящий.

Педагог. Дорогие ребята, скажите, как называют профессию человека, который обрабатывает дерево, умеет украсить резьбой изделие из дерева? – резчик по дереву. Правильно.

Педагог. В былые времена, особые мастера, резчики по дереву изготавливали пряничные доски с помощью которых хозяюшки выпекали пряники. Для жителей России и по сей день пряники – одно из самых любимых лакомств. Например, на Новый год использовали пряничные доски в виде забавных зверушек, птиц или в виде фигурок. Резную форму вдавливали в тесто и получались силуэты. Пряничные доски делали обычно из древесины лиственных растений. Человеку, подготавливающему деревянную пряничную доску, нужно было мастерски владеть приёмами выемчатой резьбы для получения красивых пряников с правильными деталями – отпечатками доски на тесте. Только от умения, фантазии, опыта и таланта резчика зависел конечный вид изделия. В наше время традиционные технологии русских мастеров не забыты. Многие предприятия в Туле, Москве, Вологде, Архангельске и других городах, выпускают пряничные изделия с использованием пряничных досок.

Педагог. Дорогие ребята, в нашем учебном кабинете есть волшебный сундучок. Посмотрите, в нём замечательная шкатулка, украшенная деревянной резьбой. Такая шкатулка служила в старину для хранения небольших вещиц. Такую шкатулку смог изготовить мастер резьбы по дереву.

Педагог. В нашем волшебном сундучке находится ещё один предмет, - глиняный горшочек, изготовленный гончаром. Гончар – это профессия человека, который делает глиняную посуду. Наш горшочек крепкий, вместительный.

Мы сейчас разучим ещё одну русскую народную игру с напевом. Игра называется «Чи-ча-ры, чи-ча-ры, собирайтесь гончары». А вот крепкие ли горшочки будут в нашей игре, мы сейчас и узнаем.

Считалкой выбираем водящего.

(Перед организацией проведения игры педагог напоминает, что необходимо умело и ловко координировать свои движения в народных играх, напоминает о возможности передвижения с разной скоростью.)

Организуется игра с напевом «Чи-ча-ры, чи-ча-ры, собирайтесь гончары».

Дети разделяются на пары и образуют круг таким образом, что один ребенок из пары сидит на корточках (он — Горшок, а второй (Купец-продавец) стоит рядом. Водящий бежит или идёт по кругу, подходит к кому-нибудь из этих стоящих. Водящий дотрагивается до Горшка и спрашивает: «Почём горшок?». Купец отвечает: «По денежке!» Водящий: «А крепкий?» Купец отвечает: «Крепкий, покупай!» Водящий говорит «Ладно, по рукам!» Оба ударяют по рукам в знак того, что покупка совершена, и затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый прибежит к сидящему, тот и становится Купцом, а опоздавший делается водящим. Игра продолжается несколько раз. Затем Горшки и Купцы меняются.

В завершении занятия педагог ещё раз обращает внимание на волшебный сундучок, в котором лежит свиток, адресованный учащимся ансамбля русской песни «Перезвон».

В свитке написаны пословицы и поговорки о трудолюбии, ловкости, доброжелательности и дружбе.

Педагог и учащиеся по очереди зачитывают пословицы и поговорки.

О дружбе, мире:

Где лад, там и клад.

Всякая ссора красна мировою.

Кстати бранись, кстати и мирись.

О трудолюбии:

Без работы пряников не кушать.

В труде красота человека.

За всякое дело берись умело.

Когда не можешь закончить дело, и не начинай.

Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

О ловкости:

Двигайся больше, - проживёшь дольше.

Зацепился за пень, простоял весь день.

Мало быть бойким, надо быть ловким.

Ловкость, да выдумка дороже силы.

Сам не падай и другого не роняй.

Упасть и сильный может, а кто встанет, тот сильней.

Упавшего не считай за пропавшего.

О доброжелательности, взfимоуважении.

Про доброе дело говори смело.

Худо тому, кто добра не делал никому.

Доброе дело и в воде не тонет, и в огне не горит.

Никакое худо до добра не доведёт.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Организационный момент завершения занятия.

Педагог.

Дорогие ребята, настало время подвести итоги занятия.

Сегодня на занятии мы все вместе:

• разучили считалки, которые помогает определять водящего без спора.

• разучили старинные русские народные игры с напевом, в которых нужно уметь передвигаться, не задевая друг друга, двигаться с разной скоростью, соизмеряя своё движение с движением партнёров по игре.

познакомились с профессиями: резчик по дереву, гончар.

• узнали новые пословицы и поговорки о трудолюбии, ловкости, доброжелательности, дружбе.

Педагог.

Дорогие ребята, есть ли у вас вопросы? (Педагог отвечает на вопросы обучающихся).

В завершении занятия педагог предлагает ребятам играть со сверстниками в игры, с которыми познакомился на занятии. Обучит этим играм своих родных и знакомых.

Педагог.

Наше занятие окончено. Всего вам доброго. До свидания.

Список литературы:

1. Материалы фольклорных экспедиций (полевые тетради) педагогов Дудиной О. В., Лукиной Д. С. в Новгородскую область. (2012, 2013, 2014, 2015 годы)

2. Даль В. И. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа сб. в 2-х томах С-Пб Литера 1997

3. Народное музыкальное творчество: Хрестоматия / ответственный редактор О. А. Пашина – СПб, 2007.

4. Назарова Л. Введение в песенный фольклор. М. "Народное творчество" №1 2000.

5. Народное музыкальное творчество/ ответственный редактор О. А. Пашина – СПб, 2005.

Публикации по теме:

Интеллектуальное развитие дошкольников в ООД «ФЭМП» с использованием инновационных технологий Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Конспект НОД «Я и моё тело» с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группеКонспект НОД «Я и моё тело» с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе Участники: дети подготовительной группы. Количество участников: подгруппа (6 человек). Автор и ведущий: Л. Г. Свинина, воспитатель. Форма.

Игры с применением здоровье сберегающих технологий.Игры с применением здоровье сберегающих технологий. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения,.

Конспект комплексного занятия для детей младшей группы с использованием здоровье — сберегающих технологийКонспект комплексного занятия для детей младшей группы с использованием здоровье — сберегающих технологий h3]Конспект комплексного занятия для детей младшей группы с использованием здоровье - сберегающих технологий[/h3] Тема: «Веселое путешествие».

Конспект НОД по рисованию «Осенняя береза» с использованием здоровьесберегающих технологийКонспект НОД по рисованию «Осенняя береза» с использованием здоровьесберегающих технологий Интеграция образовательных областей: ХЭР; ПР; РР; ФР. Цель: Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «отпечаток.

«Урок вежливости». Конспект ООД с использованием игровых технологий в подготовительной группе Тема: «Урок вежливости» Цель: Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Задачи: повторить правила хорошего тона;.

Консультация для воспитателей на тему «Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий» Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Проектная работа учащегося 6 класса «Сколько стоит здоровье» проектная работа"сколько стоит здоровье" РУКОВОДИТЕЛЬ: МАЛИКОВА З. М., Участники: Ученик 6 класса Введение. Во время отдыха в Турции мы.

Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе логопеда «Здоровье — это главное!» Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда • «Здоровье это состояние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа над освоением народных игр с напевом с использованием здоровье сберегающих технологий
Опубликовано: 5 января 2021 в 02:43
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа над освоением народных игр с напевом с использованием здоровье сберегающих технологий» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дудина (УИ 2528930) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД