Ольга Викторовна Мухортова
Работа на метеоплощадке «У природы нет плохой погоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа на метеоплощадке «У природы нет плохой погоды» (из опыта работы в течении 7 месяцев).
Одним из основных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивала бы возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых. И способствовала:
1) познавательному развитию ребенка;
2) эколого-эстетическому развитию;
3) оздоровлению;
Публикация «Работа на метеоплощадке „У природы нет плохой погоды“» размещена в разделах
- Метеостанции и метеоплощадки в детском саду
- Погода и природные явления
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4) формированию экологически грамотного поведения.
Поэтому педагоги ищут инновационные пути для расширения экологической грамотности.
В настоящее время дети почти не обращают внимания на объекты неживой природы. Их привлекают более красочные явления, которые находятся в близком поле зрения: порхание птиц, появление листвы на деревьях, цветение цветов и т. д. А частые и простые наблюдения за состоянием погоды стали детям не очень интересны. Ведь даже если у ребенка возникает вопрос. Он не старается искать на него ответ самостоятельно, а знает, что взрослые всегда подскажут.
Так вот: чтобы поддержать интерес детей к наблюдениям и активизировать работу по экологическому воспитанию, нам, педагогам 27 группы, было предложено вести практические работы по экологическому развитию детей нам метеоплощадке.
Цель: формирование у детей осознанно правильного взаимодействия с окружающим миром, развитие исследовательской деятельности в ДОУ. Воспитание социально-активной личности, способной бережно относится к природе.
Задачи:
1. Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой.
2. Формировать у детей представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.
3. Формировать представления о 4х частях света.
4. Познакомить с приборами- помощниками: термометром, солнечными часами, флюгером, ветровым рукавом, снегомером, барометром.
5. Обучать детей снятию показаний приборов.
6. Учить использовать прогноз погоды в деятельности.
Задача педагогов состояла в том, чтобы суметь привлечь детское внимание к новой познавательной деятельности, помочь детям найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. Помочь детям составить собственные прогнозы. И мы уверены, что с появлением занятий и работ на метеоплощадке, нам удалось превратить обыденные, каждодневные наблюдения в удивительный новый мир исследований и открытий.
Метеоплощадка представляет собой развивающее оборудование в виде укомплектованной уличной метеостанции.
Метеоплощадка имеет квадратную форму с направлением сторон с севера на юг и с востока на запад. (на экран фото метеоплощадки с названием приборов- помощников)
С сентября месяца наши дети получают азы культурного общения с окружающим миром, вовлекаются в процесс непосредственного общения с природными явлениями.
Уже в течении 6 месяцев наши ребята проводят наблюдения за погодой на метеоплощадке в определенной последовательности: (на экран)
1) определяют температуру воздуха;
2) измеряют количество осадков с помощью осадкомера (знают, но прибор не рабочий);
3) с помощью флюгера делают оценку скорости ветра, его направлению;
4) с помощью ветрового рукава определяют силу ветра;
5) с помощью солнечных часов в солнечную погоду могут определить утро, день или вечер;
6) на визуализаторе погоды (2 стороны) дети самостоятельно резюмируют наблюдения: 1 сторона - день недели, температуру воздуха, состояние облачности и погодных явлений. 2 сторона – время года, месяца, фазы луны и направление ветра.
Так как основная форма организации детей фронтальное занятие, а всех детей завести на метеоплощадку не совсем удобно, то мы вместе с детьми решили, что делимся на 3 группы. Одна группа работает на метеоплощадке, а две другие наблюдают за её работой. Потом делают какие- то или замечания, или дополнения. А на вечернем круге обязательно кто-то из ребят скажет своё отношение к работе на метеоплощадке. Таким образом каждый ребенок 1 раз в 3 дня работает на метеостанции.
Мы работаем по уже готовой ДОП по метеоплощадке «У природы нет плохой погоды». Программа поделена на 4 основных блока: осень, зима, весна, лето.
Каждый блок состоит из 7 занятий. Занятия проводятся не только на площадке, но и в группе в уголке природы. Занятия построены так, что познание окружающего проходит в непосредственном взаимодействии детей с миром природы разворачивается как увлекательное путешествие. Нам кажется, что эффективность разработки таких занятий состоит в использовании разнообразных форм и методов:
I. Так например, эффективнее формировать представления о природе у детей помогает книга народных примет (авторы используют предметы, которые ребенок может сам наблюдать).
1) «Ласточки летают низко – к дождю»;
2) «Птицы хохлятся – к ненастью»;
3) «Дождь при солнце – скоро прекратится».
II. Различные дидактические игры: «Волшебный ветерок», «Море волнуется», «Признаки осени, весны …», «Снежная королева».
III. Опыты.
IV. Путешествия, беседы.
Занятия носили информационно-исследовательский характер и дети воспринимали их как новую интересную ролевую игру. И к марту месяцу у детей развились и сформировались исследовательские умения. Дети научились работать на метеостанции самостоятельно, но под контролем воспитателей. Они снимают показания с приборов, объясняют причинно-следственный характер результатов ( например: ветряной рукав опущен, внизу, значит нет ветра и т. д.). Делают самостоятельно простейшие умозаключения, опираясь на народные предметы. Проводят простейшие опыты наблюдения, умеют делать выводы. В активный словарь детей вошли новые слова: кучевые облака, ветряной рукав. Но самое важное, исследовательская деятельность на метеостанции интегрируется в различные виды детской деятельности: конструирование, рисование, с/р игры.