Лариса Семенова
Рабочая программа «Вместе с куклой я расту»
▼ Скачать + Заказать документы
(«Развитие эмоционально-личностных качеств детей старшего дошкольного возраста
в процессе изготовления и обыгрывания платковых кукол»)
Пояснительная записка
В настоящее время все чаще отмечается необходимость развития социально-личностных качеств ребенка, в том числе активности, инициативности, эмоциональности и способности к творчеству. Эта проблема наиболее актуальна для детей с задержкой речевого развития. К 6 годам дети начинают осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми. Помочь раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал личности дошкольника возможно, используя ростовые - платковые куклы. Кукла является не только информационным, но и эмоционально практическим источником радости, открытия, познания, созидания. Платковая кукла в руках педагога помогает вспомнить удивительный мир сказок, танцев, природы, искусства, театра. Она вызывает желание разговаривать с ней, что способствует развитию речи и умению выражать свои чувства. А при создании куклы развивается мелкая моторика рук, что является необходимым компонентом для успешного обучения в школе.
Публикация «Рабочая программа „Вместе с куклой я расту“» размещена в разделах
Анализ содержания программ показал, что недостаточно разработаны рекомендации для развития социально-личностных качеств детей с ТНР. Анкетирование родителей подтвердило необходимость дополнительных познавательно – игровых занятий с детьми. Это и способствовало написанию рабочей программы «Вместе с куклой я расту» (развитие эмоционально- личностных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления и обыгрывания платковых кукол).
Рабочая программа составлена с учетом требований нормативных документов:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ
(ст. 64 «Д. О.»);
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; - на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мозайка», образовательной программы СП.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, продолжительность не более 20-30 минут. Мониторинг проводится 1раз в год (май).
Кроме этого предполагаются промежуточные наблюдения для формирования отдельных показателей (январь).
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Соблюдая все перечисленные требования, делает процесс планирования лаконичным, целесообразным, реальным, эффективным, а образовательный процесс – здоровьесберегающим.
Цель: Создать условия для эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Задачи: Ознакомление детей с различными видами платковых кукол;
Развитие эмоционально-личностных качеств;
Совершенствование навыков по изготовлению детьми и взрослыми платковых кукол;
Умение самостоятельно использовать платковых кукол в театральной деятельности;
Создание условий для разработки детско- взрослых творческих проектов;
Комплексно- тематическое планирование
Дата проведения Виды образовательной деятельности (мероприятия) Формы образовательного сотрудничества с родителями Условия реализации
Сентябрь НОД «Музыкальные истории – сказки о
куклах» -Консультация «Значение куклы в развитии эмоционально- личностных качеств ребенка»;
-Буклеты: «Вместе с куклой я расту» Выставка иллюстраций, фото с изображением разновидностей кукол
НОД
«Тайны кукол» - Привлечь к заготовке ткани, платков, поролона, украшений, лент, бус, пуговиц и т. д. - Видеосюжет: «Мир платковых кукол»;
-Картотека потешек, считалок о куклах; - Презентация: «Моя любима кукла»
Октябрь НОД
«Наташин сон» -Семейный мини проект «Кукла из моего детства»;
-Выставка кукол из домашней коллекции. -Сюжетно- ролевые игры;
-Игра- стихотворение «Тряпичная кукла»;
-Познавательно- игровые исследования «Как нам умные куклы помогают мир узнавать».
Творческая мастерская «Нарисуй куклу сшитую из платка» -Чтение детско-взрослых энциклопедий;
-«Давно забытые куклы» - изготовление одежды для центра кукол. -Библиотека детских книг: «Куклы в жизни ребенка» :
-Альбом рисунков детей;
-Подборка статей «куклы».
Познавательно- тематический вечер «Русские посиделки» -Практические упражнения «Кукла из ниток»;
-организация чаепития для всех детей и взрослых. -Подбор материалов для изготовления Петрушки:
-Показ слайдов на тему: «В игрушечном царстве, кукольном государстве»;
-пальчиковая игра «Клоун».
Литературные исследования «Небылицы».
-Консультация: Как шили и во что наряжали кукол» -Изготовление платковой куклы «Петрушка».
-Игра- драматизация
«Петрушкины небылицы».
Ноябрь Творческая мастерская. Кукла «Аленушка» -Информация для родителей «Волшебная страна»
чувств» - Работа в мастерской «Забавные кукольники;
- Инсценировка русской народной песни «Пошла, млада за водой»
НОД
«Эти куклы - человечки». Оформление семейного коллажа: «Все играют в куклы» (мама, папа, дед, баба и т. д.) - Сочинения детей «Приключения кукол»;
- Изготовление модели- выкройки кукольной одежды (платковой).
Изготовление куклы «Иванушка» Организовать родителей в подготовке выставки -Слайды «Виды кукол»;
-Грамзапись «Пляска петрушки»; Инсценирование «Где был Иванушка» с участием детей.
Изготовление куклы «Иванушка» (продолжение) Акция «Кукла для детей из малообеспеченных семей» -Работа в мастерской;
-Игра «Хорошо- плохо»;
-Шуточный экзамен по теме «Что умеет платковая кукла»
Декабрь
Оформление мини-музея в группе «В мир сказок с платковыми куклами» - - Оформление фотовыставки в музее; - Изготовление афиш и приглашений (к постановки пьесы «Пых»)
НОД
«Куклы на сцену» - Куклы платковые для новогодних выступлений; - Подбор проблемных ситуаций для инсценирования.
Детские театральные мини- гастроли: Сказка «пых» для малышей. Педагогический брейнринг для родителей «Решение педагогической ситуаций» (которые разыгрывают дети с платковыми куклами) Акция «Кукла для малышей» («Варежковая кукла») Показ театра платковых кукол для малышей.
Январь Мастер- класс «Изготовление куклы из платка».
- «Мы - милашки». -Участие в мастер- классе;
- Консультация «Мы шьем куклу». -Заготовки для платковых кукол;
-Выставка изготовленных кукол.
Сценка- инсценировка «Два пирожных» (платковые куклы). -Выставка кукол в мини-музее
-Просмотр спектакля. -Показ сценки с использованием платковых кукол.
Февраль Творческая мастерская «Веселые кукловоды» «Куклы – времена года» (зима, весна) Ремонт ширмы - Работа в творческой мастерской (изготовление платковых кукол);
- Слайды на тему
«Зима и весна»;
-Интервьюирование детей (любимое время года).
Творческая мастерская «Веселые кукловоды» «Куклы – времена года» (лето, осень) (продолжение) -Смастерить подставки для платковых кукол.
-Совместное творчество. - Театрализованные миниатюры;
- Коллаж «Мне нравится кукла… (время года).
-Интеллектуальная игра «Цепочка добрых дел».
НОД
Основы кукловождения. -Информационный лист для родителей «Эмоционально- личностное развитие в процессе проектной деятельности» - Подбор музыкальных фонограмм;
-Этюды: «Медведь и лиса»; «Встреча зайца и медведя».
Игра: «Театр двух актеров» Изготовление макетов для кукольного театра - Подборка загадок о сказочных героев;
- Хрестоматии сказок для детей старшего дошкольного возраста;
- Игры на развитие выразительности речи.
Март НОД
«Актер театра» -Беседа о любимых актерах кино. -Карточки- символы, изображающие разные эмоции человека;
-Этюды на внимание, фантазию (картотека).
-Игры на развитие воображения (картотека).
Игра- драматизация
«Заячья избушка» -Привлечь к изготовлению домика (из картона) -Иллюстрации к сказке;
-Работа в творческой мастерской
- Фото- «Как мы трудимся».
Спектакль для детей средней группы «Заячья избушка» с использованием платковых кукол. - Сладкие угощения артистам. - Фото- выставка;
- Знакомство детей средней группы с платковыми куклами.
Творческая мастерская по ремонту платковых кукол. Привлечь родителей к пополнению материалами творческую мастерскую (тесьма, банты, шнурочки и т. д.) -Реставрация кукол;
- Просмотр мультфильмов;
-Сюжетно-ролевая игра.
Апрель Инсценировка сказки «История про куклу Машу» -Выразительные средства речи;
- Коллективное обсуждение ролей;
-Чтение сказки;
-подбор грамзаписи;
- Атрибуты для постановки сказки.
Вечер загадок с «Бабушкой Загадушкой» (кукла) - Картотека загадок; - Бабушка Загадушка»
Слайд-экскурсия «Разные виды кукол» Устный журнал: «Пупс – первая кукла ребенка» -Панно с нарисованными куклами (неваляшка, петрушка, платковые куклы)
- Дискотека «Куклы тоже любят танцевать»;
- Викторина.
НОД
«Кто прячется в Матрешке?» Приобрести набор матрешек в группу -Приготовить трафареты матрешек;
- Силуэты матрешек на фланелеграфе;
-работа в творческой мастерской.
Мини проект «Танцы кукол»
Закупить разноцветную ткань для кукол -Подбор музыки для танца;
-Разучивание движений танца;
Мини проект «Танцы кукол» (продолжение)
Помощь в пошиве платковых кукол «Вечерние посиделки» -Подбор музыки для танца;
-Разучивание движений танца;
Выступление с платковыми куклами у детей младшей группы. Совместный просмотр праздника. -Фотовыставка «Вместе с куклой мы живем»; - Коллекция платковых кукол в музее группы;
-Библиотека сценок для инсценирования с детьми.
Мониторинг результатов освоения детьми программы
-Основным методом диагностики в процессе изготовления и обыгрывания является – наблюдение (оформляются протоколы наблюдений за деятельностью детей);
-В диагностическом листе выделены основные показатели, в соответствии с которыми осуществляется анализ проектной деятельности по развитию эмоционально- творческих способностей детей и перечислены имена детей в зависимости от списочного состава.
Диагностический лист
№
п/ п Критерии (показатели уровня развития в процессе изготовления и обыгрывания платковых кукол) Имя ребенка
…. …. …. ….
сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
1 Самостоятельно ставит игровые задачи с платковой куклой
2 Разнообразие игровых замыслов.
3 Несложное (без иголок) самостоятельное изготовление куклы.
4 Проявление творчества при изготовлении куклы.
5 Обобщенность игровых действий с платковой куклой.
6 Наличие взаимодействия при постановке пьесы.
7 Сотрудничество при продолжении игры после пьесы.
8 Уровень развития выразительных средств во время постановки пьесы.
ОБЩИЙ БАЛЛ:
Цифрами указан порядковый номер строки диагностического листа, затем дается описание методики (критерии) получения информации. Далее предложены способы оценки материалов наблюдений.
Заполненный диагностический лист дает возможность определить уровень развития эмоционально- личностных качеств в процессе изготовления и обыгрывания платковых кукол у каждого ребенка.
Имеющиеся в диагностическом листе данные суммируются и подвергаются качественному анализу.
Диагностика проводится 2 раза в год. На каждом этапе развития можно зафиксировать три уровня ее сформированности: высокий – 3 балла, средний – 2 балла, низкий – 1 балл.
Высокий -3 балла -Ребенок самостоятельно изготавливает платковую куклу, проявляет творчество.
-Самостоятельно ставит игровые задачи с платковой куклой. Игровые замыслы разнообразны.
Средний -2 балла - Изготавливает куклу с помощью взрослого.
-Замысел возникает как по инициативе ребенка, так и после предложения взрослого.
Низкий -1 балл
-Проявляет интерес к изготовлению платковых кукол по инициативе взрослого.
-Игра однообразная, возникает по предложению взрослого.
Предполагаемые результаты
У детей сформировалось желание самостоятельно изготавливать платковые куклы.
Дети чувствуют уверенность в себе, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, выражают свои мысли, чувства, впечатления используя речевые средства.
Улучшилась работа мелкой моторики рук, аккуратность, фантазия, формируется произвольное внимание, образное мышление.
Появился интерес к театральной деятельности.
Родители активно участвуют в детско- взрослых творческих проектах.
В группе организован музей «Мир сказок с платковыми куклами».
Пополнилась предметно – развивающая среда экспозициями, фотографиями, отражающими самостоятельную деятельность детей по изготовлению тряпичных кукол без иголки в детской мастерской «Забавные кукольники».
Литература:
1. «Вместе с куклой я расту» познавательно игровые занятия с детьми 2 – 7 лет.
О. Р. Меремьянина (Учитель 2013г.)
2. «С послушной куклою дитя» О. Р. Меремьянина методическое пособие. Барнаул
2010г.
3. «Развитие эмоционального мира детей» Н. Л. Кряжева, Ярославль 1996г.
4. Творческое воображение: эмоции и ребенок. Л. Стрелкова. Журнал «Обруч», № 4, 1996г.
5. Психогимнастика М. И. Чистякова (под редакцией Н. И. Булнова, М., 1997г.
6. «В мире друзей» : Программа эмоционально- личностного развития детей.
Е. В. Котова, М. ТЦ Сфера, 2997- 80с.
7. «Кукла и ее роль в воспитании ребенка», Е. А. Флерина (Советская игрушка- 1936 № 8 ст. 1-4).
8. «Дети и куклы : Таинство взаимодействия», В. Мухина (Народное образование – 1997 № 5, ст 28-94.
9. «Воспитание доброты у старших дошкольников в играх с куклами», Е. Ю. Морозова (Дисс. Кандидат педагогических наук – М. 2009 ст. 46-75).