Халисова Гульназира Забировна
Рабочая программа «Увлекательная робототехника»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Увлекательная робототехника» имеет техническую направленность, ориентирована на развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей, учащихся в области технического творчества.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами:
-Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р);
Публикация «Рабочая программа „Увлекательная робототехника“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Робототехника. Программы дополнительного образования
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Гигиеническими нормативными требованиями, обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания СанПин 1.2.3685-21;
-Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СанПин 2.4.3648-20;
-Целевой региональной моделью развития дополнительного образования детей Красноярского края;
-Уставом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных техников».
Актуальность программы состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям в жизни? Одним из вариантов помощи являются занятия, где дети комплексно используют свои знания, полученные в общеобразовательной школе.
Материал по программе строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук, что позволяет формировать важные в современном мире метапредметные компетенции у учащихся.
Новизна и оригинальность программы заключается в том, что в содержание программы включен новый раздел «Самый северный полуостров России - Таймырский», изучение которого помогает заинтересовать обучающихся историей своей малой родины и воспитывать в них патриотизм.
Педагогическая целесообразность
Данная программа раскрывает для младших школьников мир техники. LEGO-конструирование подготавливает почву для развития технических способностей детей, объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности световосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, расширение словарного запаса.
Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.
Дети учатся работать с предложенными инструкциями, проявляют умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Отличительные особенности заключаются в том, что данная программа разработана для обучения детей младшего школьного возраста основам проектной деятельности. Младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако вовлекать учащихся данного возраста в проектную деятельность необходимо. При этом при организации проектной деятельности учитываются возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Во время обучения ребята учатся работать с текстом, находить нужную информацию в различных источниках по заданной теме, оформлять проекты и их защищать. Учитывая тот факт, что детям данного возраста трудно договориться между собой, прийти к единому мнению, перед педагогом возникает задача - научить детей общению, пониманию, сформировать навыки взаимодействия.
Адресат программы - программа предназначена для детей в возрасте 8 - 11 лет.
• на первом году обучаются дети от 8 до 9 лет;
• на втором году обучаются дети от 9 до 11 лет;
Возрастные особенности детей данного возраста заключаются в познании мира через игру, тактильные прикосновения. В процессе игры происходит развитие пространственного воображения, мелкой моторики, развитие речи и логического мышления. С помощью занятий по робототехнике открывается путь к развитию основных компетенций и творческого потенциала ребенка.
Формирование контингента учебных групп происходит без специального отбора и осуществляется на основе свободного выбора детьми и их родителями (законными представителями).
Объем и срок освоения программы
Объем программы – 144 часа
Срок освоения программы – 2 года :
1 год обучения – 72 часа;
2 год обучения – 72 часа
Формы обучения: очная.
Режим занятий.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий составлен согласно СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Продолжительность занятий обучения исчисляется в академических часах – 45 минут, перерыв между учебными занятиями 10 минут.
Общее количество часов в неделю - 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Цель программы : развитие технических навыков учащихся, обучения программированию посредствам занятий по легоконструированию.
Задачи программы :
Личностные:
• развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
• раскрытие и развитие творческих способностей учащихся;
• формирование умения работать в паре/группе/команде, распределять обязанности в ходе конструирования и программирования;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ходе коллективной работы.
Метапредметные:
• способствовать формированию знаний, умений и навыков в области технического конструирования и проектирования;
• формировать умения использовать средства ИКТ для решения творческих (практических) задач.
• учить работать по предложенным инструкциям, извлекать информацию из текста и иллюстрации.
• развивать умение формулировать свою мысль в устной речи; рассказывать о своём замысле, описывать ожидаемый результат, называть способы конструирования и программирования.
Предметные задачи первого года обучения:
- познакомить с основами легоконструирования и робототехники на основе конструктора LEGO Education WeDo 2.0.
- обучить конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
- научить грамотно пользоваться основными техническими терминами и технологической последовательностью изготовления моделей;
- изучить виды передач и механизмов;
- обучить основам программирования
Предметные задачи второго года обучения:
- расширить знания о различных видах передач и механизмов;
- научить выстраивать алгоритм поведения робота/модели в процессе программирования;
- научить работать с файлами и папками в программном обеспечении Lego WeDo 2.0.;
- обучить правилам работы с учебной и справочной литературой, интернет источниками;
- научить поиску путей решения поставленной задачи, оценки готового творческого проекта и поиска пути его усовершенствования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Введение (2 часа)
Тема 1.1. Вводное занятие. Правила техники безопасности (2 часа)
Раздел 2. "Животный мир"- 28 часов
Тема 2. 1. Дикие животные жарких стран. Проект "Горилла" (2 часа)
Тема 2.2. Домашние животные. Проект "Щенок"(2 часа)
Тема 2.3. Дикие животные России. Проект "Лиса" (2 часа)
Тема 2.4. Дикие животные России. Проект "Медведь" (2 часа)
Тема 2.5. Дикие северные животные. Проект "Олень" (2 часа)
Тема 2. 6. Отряды пресмыкающихся. Проект "Крокодил"(2 часа)
Тема 2.7. Слоны и их удивительные предки. Проект "Слон" (2 часа)
Тема 2. 8. Домашние птицы. Проект "Утка" (2 часа)
Тема 2.9 Беспозвоночные животные. Класс - ракообразные. Проект "Краб" (2 часа)
Тема 2.10 Дикие птицы. Перелетные и зимующие. Проект "Птенец" (2 часа)
Тема 2.11. Змеи и ящерицы. Среда обитания. Проект "Кобра" (2 часа
Тема 2.12. Рептилии. Проект "Черепашка" (2 часа)
Тема 2.13 Обобщение знаний по разделу "Животный мир" (2 часа)
Тема 2.14 Промежуточная аттестация (2 часа)
Раздел 3. "Техника"(10 часов)
Тема 3.1 Человек и техника в современном мире. (2 часа)
Тема 3.2 История создания автомобилей. Проект "Бэтмобиль" (2 часа)
Тема 3.3 Влияние современных технологий на нашу жизнь. Проект "Багги" (2 часа)
Тема 3.4. Техника и ее применение в жизни людей.
Тема 3.5 Обобщение знаний по разделу "Техника" (2 часа)
Раздел 4."Робоспорт"- 14 часов
Тема 4.1 Роль спорта в жизни человека. Проект "Гимнаст" (2 часа)
Тема 4.2 Проект "Велосипедист" (2 часа)
Тема 4.3 Современные виды спорта. Проект "Баскетбольное кольцо" (2 часа)
Тема 4.4 Зимние виды спорта. Проект "Лыжник с санками" (2 часа)
Тема 4.5 Проект "Пинающий футболист" (2 часа)
Тема 4.6. Создание собственного проекта. (2 часа)
Тема 4.7 Обобщение знаний по разделу "Робоспорт" (2 часа)
Раздел 5. "Решение прикладных задач" (2 часа)
Тема 5.1 Робот, движущийся по черной линии "Зиг-заг"
Тема 5.2 Зубчатые колеса. Создание собственного проекта по данной теме (2 часа)
Тема 5.3. Шкивы и ремни. "Трактор с прицепом" (2 часа)
Тема 5.4 Коронное зубчатое колесо. Проект "Боб - строитель" (2 часа)
Тема 5.5. Червячная зубчатая передача. Проект "Веселый автопоезд" (2 часа)
Тема 5.6. Создание собственного проекта "Военная техника" (2 часа)
Тема 5.7. Обобщение знаний по разделу "Решение прикладных задач" (2 часа)
Тема 5.8. Промежуточная аттестация (2 часа)
Тема 5.9. Итоговое занятие (2 часа)
Планируемые результаты освоения первого года обучения
Личностные результаты:
• будут излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
• будут уметь реализовать свои способности в творческой деятельности, адекватно оценивать свою работу;
• будут уметь работать в паре/группе/команде, распределять обязанности в ходе конструирования и программирования модели;
• будут сотрудничать с взрослыми и сверстниками, в совместной работе, коммуникации, и в ходе коллективной работы.
Метапредметные результаты:
• будут применять полученные знания, умения и навыки в области технического конструирования и проектирования;
• будут использовать средства ИКТ для решения творческих (практических) задач;
• будут работать по предложенным инструкциям, извлекать информацию из текста и иллюстрации.
• будут представлять проект, формулировать свою мысль в устной речи, рассказывать о своем замысле, описывать ожидаемый результат, называть способы конструирования и программирования.
Предметные результаты первого года обучения:
• знают основы легоконструирования и робототехники на основе конструктора LEGO Education WeDo 2.0.
• умеют конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
• умеют грамотно пользоваться основными техническими терминами и технологической последовательностью изготовления моделей;
• знают виды передач и механизмов;
• знают основы программирования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Введение (2 часа)
Тема 1.1. Вводное занятие. Правила техники безопасности
Раздел 2. Образовательный курс "Рободинопарк" (12 часов)
Тема 2.1 Удивительный мир динозавров. Проект: «Плезиозавр» (2 часа)
Тема 2.2. Плотоядные динозавры. Проект «Птеродактиль» (2 часа)
Тема 2.3. Травоядные динозавры. Проект: «Анкилозавр» (2 часа)
Тема 2.4. Где в России жили динозавры? Проект: «Трицератопс» (2 часа)
Тема 2.5. История возникновения и гибель динозавров. Проект «Тираннозавр» (2 часа)
Тема 2.6. Обобщение знаний по разделу "Рободинопарк" (2 часа)
Раздел 3. «Космический десант» (2 часа)
Тема 3. 1: Эндемики планеты «Зук – скорпион»
Тема 3.2. Эндемики планеты «Зук – богомол» (2 часа)
Тема 3.3. Межгалактический крейсер (2 часа)
Тема 3.4. Машина десанта (2 часа)
Тема 3.5. Шагоход (2 часа)
Тема 3.6 Обобщение знаний по разделу "Космический десант"
Раздел 4. Мифические существа.
Тема 4.1 Мифы древней Греции. Проект «Минотавр» (2 часа)
Тема 4.2 Немейский лев (2 часа)
Тема 4.3 Циклоп (2 часа)
Тема 4.4. Колхидский дракон (2 часа)
Тема 4.5. Архана (2 часа)
Тема 4.6. Стимфалийские птицы (2 часа)
Тема 4.7 Обобщение знаний по разделу «Мифические существа» (2 часа)
Тема 4. 8 Промежуточная аттестация.
Раздел 5. Образовательный курс «Самый северный полуостров России - Таймырский»
Тема 5.1 История полуострова Таймыр. Проект «Северная техника- погрузчик» (2 часа)
Тема 5.2. Фауна заповедника «Таймырский». Проект «Северный олень» (2 часа)
Тема 5.3. Знаменитые люди Таймыра. Проект «Шахтер» (2 часа)
Тема 5.4. Народы «Таймыра». Проект «Оленевод» (2 часа)
Тема 5.5. Суровый климат Таймырского полуострова. Проект «Морозостойкая грузовая техника» (2 часа)
Тема 5.6. Обобщение знаний по разделу «Самый северный полуостров России- Таймырский» (2 часа)
Практика: Творческое задание по своему замыслу
Раздел 6. "Решение прикладных задач"- 22 часа
Тема 6.1 Создание своего проекта с коронной зубчатой передачей (2 часа)
Тема 6.2. Зубчатая передача. Проект «Котобот» (2 часа)
Тема 6.3. Ременная передача. Проект «Удочка» (2 часа)
Тема 6.4. Ручной механизм. Проект «Швейная машинка» (2 часа)
Тема 6.5. Червячная зубчатая передача. Проект «Карусель» (2 часа)
Тема 6.6. Создание собственного проекта. Военная техника (2 часа)
Тема 6.7. Обобщение знаний по разделу "Решение прикладных задач" (2 часа)
Тема 6.8. Промежуточная аттестация (2 часа)
Тема 6.9 Итоговое занятие.
Планируемые результаты освоения второго года обучения
Личностные результаты:
• будут излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
• будут уметь реализовать свои способности в творческой деятельности, адекватно оценивать свою работу;
• будут уметь работать в паре/группе/команде, распределять обязанности в ходе конструирования и программирования модели;
• будут сотрудничать с взрослыми и сверстниками, в совместной работе, коммуникации, и в ходе коллективной работы.
Метапредметные результаты:
• будут применять полученные знания, умения и навыки в области технического конструирования и проектирования;
• будут использовать средства ИКТ для решения творческих (практических) задач;
• будут работать по предложенным инструкциям, извлекать информацию из текста и иллюстрации.
• будут представлять проект, формулировать свою мысль в устной речи, рассказывать о своем замысле, описывать ожидаемый результат, называть способы конструирования и программирования.
Предметные результаты второго года обучения:
• знают о различных видах передач и механизмов;
• умеют выстраивать алгоритм поведения робота/модели в процессе программирования;
• умеют работать с файлами и папками в программном обеспечении Lego WeDo 2.0.;
• знают правила работы с учебной и справочной литературой, интернет источниками;
• умеют искать пути решения поставленной задачи, оценки готового творческого проекта и поиска пути его усовершенствования.
Личностные результаты Будут уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, и учиться отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. -отсутствие страха при вступлении в коммуникацию;
-инициирование коммуникации;
-готовность ответить на чужой вопрос;
-готовность задать вопрос. В течение учебного года на занятиях, мероприятиях Наблюдение Карта личностного роста учащихся
Будут уметь реализовать свои способности в творческой деятельности, адекватно оценивать свою работу
-реализовывают свои способности в творческой деятельности;
- используют фантазию, воображение при выполнении проектов. В течение учебного года на занятиях, мероприятиях Наблюдение Карта личностного роста учащихся
Будут уметь работать в паре/группе/команде, распределять обязанности в ходе проектирования и программирования модели.
-принятие общих целей;
-социальное взаимодействие;
-выполнение взятых на себя обязательств;
-самостоятельность и инициативность;
-внесение ощутимого вклада в работу команды. В течение учебного года на занятиях Наблюдение Карта личностного роста учащихся
Будут владеть навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками, навыками по совместной работе, коммуникации и презентации в ходе коллективной работы над проектом. -определяет возможные роли в совместной деятельности;
-играет определенную роль в совместной деятельности;
-строит позитивные отношения в процессе познавательной деятельности;
-договаривается о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей. В течение учебного года на занятиях, мероприятиях Наблюдение Карта личностного роста учащихся
Метапредметные результаты
едметные результаты Будут применять полученные знания, умения и навыки в области технического конструирования и проектирования.
-свободное пользование ИКТ технологическая точность
выстраивания модели;
-используют инженерные и вычислительные навыки;
-алгоритм выстраивания этапов при решении задач конвергентное мышление). В течение учебного года на занятиях Наблюдение Карта личностного роста учащихся
Будут использовать средства ИКТ для решения творческих (практических) задач. -целенаправленно использует различные источники получения информации с помощью компьютера;
-самостоятельно находит нужную информацию для разработки проекта
знает способы передачи, копирования информации;
-использует возможности интернета для продуктивного общения, взаимодействия. В течение учебного года на занятиях Наблюдение Карта личностного роста учащихся
Будут работать по предложенным инструкциям, извлекать информацию из текста и иллюстрации. -строит схему, алгоритм действия;
-знают технологическую последовательность создания конструкции;
-самостоятельно создает модель,
определяет логические связи между предметами и/или явлениями Текущий контроль по темам Наблюдение Карта личностного роста учащихся
Будут представлять проект, формулировать свою мысль в устной речи, рассказывать о своем замысле, описывать ожидаемый результат, называть способы конструирования и программирования. -соблюдает нормы публичной речи
-высказывает и обосновывает мнение (суждение);
-использует вербальные и невербальные средства для выступлений. В течение учебного года на занятиях, мероприятиях Тематические проверочные работы Карта личностного роста учащихся
Предметные результаты первого года обучения Будут знать основы легоконструирования и робототехники на основе конструктора LEGO Education WeDo 2.0. -составляют программу для своего механизма;
умеют правильно соединять между собой детали;
-умеют собирать по изображению механизмы.
90-100 % - 5 баллов. Допускает незначительные 1-3 ошибки при выполнении практических работ 4 балла; допускает более 50 % ошибок- 3 балла Текущий контроль по разделам Практические работы Журнал учета работы педагога
Будут уметь конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу; -умеют читать инструкцию по сборке;
- умеют собирать модель по изображению или по инструкции.
90-100 % - 5 баллов. Допускает незначительные 1-3 ошибки при выполнении практических работ 4 балла. Допускает более 50 % ошибок- 3 балла Текущий контроль Выполнение практической части Журнал учета работы педагога
Будут уметь грамотно пользоваться основными техническими терминами и технологической последовательностью изготовления моделей; - умеют создавать различный программный код для объектов, владеют навыками демонстрации готового решения
90-100 % - 5 баллов. Допускает незначительные 1-3 ошибки при выполнении практических работ 4 балла. Допускает более 50 % ошибок- 3 балла Текущий контроль Выполнение практической части Журнал учета работы педагога
Будут знать виды передач и механизмов;
- знают принципы работы и назначение систем передачи движения;
-умеют собирать самостоятельно свою модель, используя изученные механизмы.
90-100 % - 5 баллов. Допускает незначительные 1-3 ошибки при выполнении практических работ 4 балла. Допускает более 50 % ошибок- 3 балла. Текущий контроль Выполнение практической части Журнал учета работы педагога
Будут знать основы программирования -составляют программу для приведения в действие свои конструкции;
-умеют правильно называть назначение блоков в программировании.
90-100 % - 5 баллов. Допускает незначительные 1-3 ошибки при выполнении практических работ 4 балла. Допускает более 50 % ошибок- 3 балла. Текущий контроль Выполнение практической части Журнал учета работы педагога
Предметные
результаты второго года обучения Будут знать о различных видах передач и механизмов
- знают принципы работы и назначение ременной, зубчатой, червячной и кулачковой передачи движения;
-умеют собирать самостоятельно свою модель, используя изученные механизмы.
90-100 % - 5 баллов. Допускает незначительные 1-3 ошибки при выполнении практических работ 4 балла. Допускает более 50 % ошибок- 3 балла. Текущий контроль Выполнение практической части Журнал учета работы педагога
Будут уметь выстраивать алгоритм поведения робота/модели в процессе программирования;
-умеют читать программы;
-умеют пользоваться с датчиками в среде программирования.
90-100 % - 5 баллов. Допускает незначительные 1-3 ошибки при выполнении практических работ 4 балла. Допускает более 50 % ошибок- 3 балла. Текущий контроль Выполнение практической части Журнал учета работы педагога
Будут уметь работать с файлами и папками в программном обеспечении Lego WeDo 2.0.;
-умеет свободно ориентироваться в программном обеспечении;
-владеет навыками составления
программ.
90-100 % - 5 баллов. Допускает незначительные 1-3 ошибки при выполнении практических работ 4 балла. Допускает более 50 % ошибок- 3 балла. Текущий контроль Выполнение практической части Журнал учета работы педагога
Будут знать правила работы с учебной и справочной литературой, интернет источниками;
-умеет работать с учебной и справочной литературой и интернет источниками
90-100 % - 5 баллов. Допускает незначительные 1-3 ошибки при выполнении практических работ 4 балла. Допускает более 50 % ошибок- 3 балла. Текущий контроль Выполнение практической части Журнал учета работы педагога
Будут уметь искать пути решения поставленной задачи, оценки готового творческого проекта и поиска пути его усовершенствования. -умеют самостоятельно находят пути решения задач проекта;
-умеют критически оценивают результат своего решения, находят один или два варианта решения проблемы по усовершенствованию проекта.
90-100 % - 5 баллов. Допускает незначительные 1-3 ошибки при выполнении практических работ 4 балла. Допускает более 50 % ошибок- 3 балла.