Оксана Пахомова
Рабочая программа «Театральный сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи программы
3. Содержание программы (Учебный план, содержание учебно-тематического плана)
4. Комплекс организационно-педагогических условий
- календарный учебный график
- условия реализации программы
- формы аттестации
- список литературы
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа „Театральный сундучок“» размещена в разделах
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог (воспитатель) старшей и подготовительной группе.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Театральная деятельность и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Использование рабочей программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Настоящая Рабочая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—7 лет (старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным Рабочим программам, описанным в литературе.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Результат Способы проверки
1. Ребенок знает различные виды театра, правила поведения в общественных местах (театре); различает жанры литературных произведений (сказки, стихотворения, рассказы, басни). Диагностика
2. Ребенок умеет связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы, стихотворения; умеет придумывать сказке новое начало, конец, изменять героев; может выстроить сюжет в соответствии с заданной темой, соблюдая структурные элементы высказывания (начало, середина, конец); охотно поддерживает беседу с взрослым и сверстниками; формулирует полные предложения Наблюдения, беседы, творческие задания
3. Ребенок понимает некоторые эмоциональные состояния другого человека и умеет выразить свое состояние Беседы, наблюдения
4. У ребенка развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности (с удовольствием участвует в драматизации знакомых произведений, создавая образ персонажа, пользуется мимикой, жестом, выразительным движением, интонацией) Наблюдения
Планируемые качества освоения рабочей программы
Любознательный, активный - проявляет интерес к уже знакомым и новым для него произведениям. С любопытством рассматривает иллюстрации к текстам, называет изображённых на них героев сказок.
Эмоциональный, отзывчивый – подражает эмоциям взрослых и детей, чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками – понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле, прочитанном произведении может высказать свою точку зрения.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила – чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Имеющий первичные представления – об особенностях театральной культуры, умеет адаптироваться в социальной среде.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту мира природы – совершенствует умения разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театра, элементов костюмов, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – владеет навыками театральной культуры : знает театральные профессии, правила поведения в театре.
Овладевший необходимыми умениями и навыками – имеет представление о театре, театральной культуре; устройства театра; театральных профессиях (актер, гример, костюмер, звукорежиссер, декоратор и др.).
Цель и задачи программы
Цель рабочей программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
• Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
• Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
• Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
• Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
• Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
• Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт : знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театре города Златоуста.
• Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Содержание программы
Содержание программы направлено на :
1. развитие у детей эмоциональной отзывчивости на театральное действие, обучение знаниям и умениям, которые нужны для активного восприятия художественных образов, а затем и их воплощения (исполнения);
2. художественное образование и воспитание детей дошкольного возраста;
3. формирование эстетического вкуса;
4. воспитание нравственных начал;
5. развитие коммуникативных качеств личности;
6. воспитание воли, развитие памяти, воображения, фантазии, речи;
7. снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру.
Учебный план
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры – драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- упражнения по социально – эмоциональному развитию детей.
Схема занятий:
• Введение в тему, создание эмоционального настроения;
• Театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
• Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Форма организации занятий по театрализованной деятельности :
- теоретические:
• Занятия.
• Игры - занятия.
• Игры - загадки.
• Занятия - путешествия.
• Показ упражнений по формированию выразительности исполнения и по социально-эмоциональному развитию детей (рассматривание альбомов, картинок, фотографий).
• Беседы с детьми о театральном искусстве.
- практические:
• Подготовка и проведение спектаклей, сценок,
• Изготовление атрибутов и костюмов для деятельности,
• Игровые занятия,
• Игры – драматизации,
Литературные викторины
• Игры, упражнения, этюды.
Театрализованные занятия, беседы, викторины включают в себя как разыгрывание сказок, придуманных детьми, встречи с поэтами и композиторами родного края так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересные события).
Практический материал для театрализованных игр распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр.
Методы и приё мы:
1. Наглядно - слуховой.
2. Наглядно - зрительный.
3. Метод поисковой ситуации.
4. Игровой.
5. Оценочный метод.
6. Метод упражнения с усложнением.
7. Дидактический.
8. Словесный.
9. Метод умелого переключения с одного вида на другой.
В совместной деятельности педагога с детьми используются
• беседы
• прочтение, прослушивание и обсуждение художественных произведений
• творческие мастерские
• изготовление атрибутов, элементов костюмов
• просмотр и обсуждение (слайдов, видеофильмов, мультфильмов)
• дидактические, сюжетно – ролевые, творческие игры, игры - театрализации.
Учебно- тематический план на учебный год.
№ Тема
1 Знакомство с театром
2 Кто работает в театре. «Закулисье»
3 Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр»
4 Сказку ты, дружок, послушай и сыграй
5 Мимика
6 Сила голоса
7 Сказка «Зайчик и Ежик»
8 Настольный театр игрушек.
9 Сила голоса и речевое дыхание
10 Настольный театр картинок.
11 Ходит осень по дорожкам (по сказке «Теремок на новый лад»)
12 Знакомство с варежковым театром
13 Мимика
14 Знакомство с пальчиковым театром
15 Знакомство с плоскостным шагающим театром
16 Мимика и жесты
17 Мимика и жесты
18 Знакомство с теневым театром
19 Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре»)
20 «Наши эмоции»
21 Мы актёры
22 Драматизация сказки «Колобок»
23 Действия с воображаемыми предметами
24 Знакомство с куклами
би-ба-бо
25 «Сказка о глупом мышонке»
26 Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель»
27 Игра на действие с воображаемыми предметами
28 Репетиция сказки о глупом мышонке (театр кукол бибабо)
29 Разыгрывание этюдов
З0 Театрализованная игра «Угадай, что я делаю»
31 Показ сказки о глупом мышонке (театр кукол би-ба-бо)
32 Слух и чувство ритма.
33 Разыгрывание этюдов
34 Ритмопластика
35 Театральная игротека : «Весёлые стихи» (с использованием театра «живой руки»)
36 Сказка «Три поросенка»
37 Мешок с сюрпризом (театр кукол бибабо, кукол марионеток)
38 «Волк и семеро козлят»
39 Игровой урок
40 «Наши игрушки»
41 «Договорим то, что не придумал автор»
42 Сказка-игра «Кто колечко найдет?» (По С. Я. Маршаку)
43 Культура и техника речи (игры и упражнения)
44 Сказка «Морозко»
45 Репетиция сказки «Морозко»
46 Репетиция сказки «Морозко»
47 Свет мой зеркальце скажи
48 Показ сказки «Морозко»
49 Знакомство со штоковым театром
50 Сценическая пластика
51 Расслабление мышц
52 Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов).
53 Театр кукол-оригами.
Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»
(семейное видео или фото о том как это делалось)
54 Чувства, эмоции
55 Знакомство с театром масок
56 Инсценировка шуток-малюток
57 Чтение сказки «Красная шапочка на новый лад»
58 Беседа по сказке «Красная шапочка на новый лад»
59 Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад»
60 Репетиция сказки «Красная шапочка на новый лад»
61 Репетиция сказки «Красная шапочка на новый лад»
62 Репетиция сказки «Красная шапочка на новый лад»
63 Репетиция сказки «Красная шапочка на новый лад»
64 Театрализованное представление
Мониторинг
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-перспективное планирование на 20 - 20 учебный год
Формы работы с детьми :
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Рекомендации по работе над ролью :
• составление словесного портрета героя;
• фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
• работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
• подготовка театрального костюма;
Правила драматизации:
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.
Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.
Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т. д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Режим работы кружка :
День недели Время в режиме дня
Список детей (1 подгруппа)
№ Ф. И ребенка
Работа с родителями
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями :
• анкетирование;
• индивидуальные беседы;
• наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;
• выставки и фотовыставки;
• совместная деятельность;
• день открытых дверей, дружеские встречи; помощь в изготовлении костюмов и декораций
Сроки Тема
Форма проведения
План взаимодействия с родителя
Анкета для родителей
Условия реализации программы
1. Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста, реализуется через кружковую работу.
2. Работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные спектакли, спортивные соревнования.
3. Занятие проводится 2 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 25 минут. Работа с детьми проводится по подгруппам и индивидуально во второй половине дня
4. Костюмы, декорации и другие атрибуты для спектаклей и игр, доступны детям и радуют их своим внешним видом.
5. Для создания максимальных условий развития театральной деятельности создан уголок театра.
Принципы проведения занятий.
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
Развивающий и воспитательный характер обучения - на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Часть 1. Вводная
Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу. Основные процедуры работы – чтение сказок, рассказов, стихов. Игры «Угадай, кто я», «Цепочка слов от А до Я», «Бусы из слов», «Дует ветер нам в лицо» и. т. д
Часть 2. Продуктивная
В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.
Элементы занятий:
- сказкотерапия, с элементами импровизации.
- разыгрываются этюды, стихи, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики.
- игры на развитие воображения и памяти, развитие эмоций.
Часть 3. Завершающая
Цель – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций на занятии.
Индивидуальная работа
На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, потешки, роли, пантомимика.
Формы аттестации
Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.
Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного
Список литературы
1. Анисимова Г. И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития, 2005.
2. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М. : ТЦ «СФЕРА», 2003.
3. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. - СПб, 2002
4. Буренина А. И. Театр всевозможного. Вып. 1: «От игры до спектакля:» - СПб., 2002.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
6. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
7. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
8. Ледяйкина Е. Г., Топникова Л. А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
9. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
10. Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., 2002.
11. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
12. Мирясова В. И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
13. Михайлова М. А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
14. Петрова Т. Н., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
15. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Театр
16. Чистякова М. И. Психогимнастика
17. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.
18. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» М. Мозаика-синтез 2007г.
19. Юдина С. Ю. Мои любимые праздники. - СПб. : «Детство-Пресс», 2002.