Эвелина першина
Рабочая программа «Школа мяча»
▼ Скачать + Заказать документы
Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения
«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
«__»___20__г
Рабочая программа спортивного кружка
«Школа мяча» по физкультурно- оздоровительной направленности
Возрастная группа: 7-12 лет
Срок реализации: 1 год
Разработала :
Першина Эвелина Фаритовна,
Публикация «Рабочая программа „Школа мяча“» размещена в разделах
Воспитатель отделения социальной
реабилитации и методического сопровождения.
г. Белгород, 2021 г.
Содержание и структура рабочей программы «Школа мяча» :
Содержание
1. Целевой раздел
Направленность программы …. 2
Новизна и актуальность программы …. 2
Педагогическая целесообразность …. 3
Направления работы …. 3
1.1. Организационно- методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий) ….. …. …. 3
Цель программы «Школа мяча»….. 3
Задачи программы … 3
1.2. Планируемый результат освоения программы …. 4
2. Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план образовательной программы …4
2.2. Основное содержание. Календарно- тематический план …. 5
2.3. Формы работы…9
2.4. Принципы, лежащие в основе программы …10
2.5. Работа с родителями …10
2.6. Мониторинг …. 10
3. Организационный раздел … 12
3.1. Техническое оснащение занятий…. 12
Список литературы …. 14
Пояснительная записка.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Известно, что здоровье ребенка формируется под воздействием целого комплекса факторов: биологических, экологических и др. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, большое значение имеет двигательная активность - естественная потребность в движении, которая оказывает благоприятное воздействие на формирование организма. При недостатке ее возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма. Оптимальный объем развития двигательных качеств — одно из условий сохранения и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста. Базовыми двигательными качествами детей являются: ловкость, меткость, точность, подвижность, равновесие, ритмичность, быстрота реакции.
Важное место в системе физического воспитания детей младшего школьного возраста занимают действия с мячом. Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания. Упражнения в бросании, катании, ведении мяча способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует пространственную ориентировку, формируют умения действовать с мячом, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений. Занимаясь с мячами различного веса и объёма, развиваются не только крупные мышцы, но и мелкие. Увеличивается подвижность в суставах пальцев и кистей, голени и стопы, усиливается кровообращение. При систематическом обучении дети без проблем совершают сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия, значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно держать, передавать, бросать, вести мяч, следить за ним. Кроме того, правильно подобранные упражнения с мячом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как внимательность, инициативность, целеустремленность. Физкультурные занятия, построенные на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной деятельностью у младших школьников.
Из вышеизложенного, назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного оздоровления воспитанников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы я вижу в играх и упражнениях с мячом.
С этой целью была разработана авторская программа дополнительного образования «Школа мяча», которая составлена на основе учебно-методического пособия Н. И. Николаевой «Школа мяча» Издательство «Детство-Пресс»
Направленность программы : работа по улучшению физического развития, физической подготовленности детей, развитию ловкости, координации, глазомера, согласованности движений, воспитанию морально-волевых качеств.
Новизна и актуальность: программа гуманистически ориентирована, так как предлагаемая система разработана с учетом особенностей психомоторного развития обучающихся, реального уровня их физической подготовленности. Игры и эстафеты, подвижные игры с мячом дают возможность каждому ребенку познакомиться с элементами спорта, почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т. е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни, доброте, коллективизму, взаимопомощи.
Педагогическая целесообразность: Данная программа целесообразна т. к. при ее реализации эффективно используются упражнения и игры с мячом способствующие развитию технических и тактических навыков владения мячом. Поэтому освоенные детьми навыки владения мячом и умение играть в спортивные игры занимают одно из ведущих мест в физкультурно - спортивной работе с младшими школьниками.
Направления работы :
Теоретическое: знакомство детей с историей возникновения мяча, игры в баскетбол, игры в волейбол, футбол, правила командной игры.
Практическое: обучение детей техническим навыкам владения мячом.
3.2. Организационно- методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий)
Программа «Школа мяча» рассчитана на 1 год (с детьми 7-12 лет).
Продолжительность занятия 40мин.
Срок реализации программы Количество часов
В год В месяц В неделю
1 год 108 занятий 12 занятия 3 занятие
Цель программы «Школа мяча» : повысить эффективность процесса физического воспитания младших школьников посредством освоения движений с мячом и изучения доступных элементов техники наиболее популярных спортивных игр – волейбола, баскетбола, футбола.
Задачи программы :
Образовательные:
1. Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила;
2. Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игры;
3. Формировать устойчивый интерес детей к спортивным играм
Развивающие:
1. Формировать навыки передачи, ловли, ведения и броска мяча в корзину, умение применять их в игровой ситуации и использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
2. Развивать умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры;
3. Развивать точность, координацию движений, двигательную реакцию детей.
Воспитывающие:
1. Воспитывать у младших школьников нравственные качества;
2. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях;
3. Формировать навыки здорового образа жизни.
3.3. Планируемый результат освоения Программы
В результате обучения по данной программе дети первого года обучения:
Должны знать:
• Историю зарождения волейбола, баскетбола, футбола;
• Спортивную терминологию;
• Правила поведения и технику безопасности на спортивной площадке.
Должны уметь:
Баскетбол
• Умеет передавать мяч друг другу (двумя руками от груди, одной
рукой от плеча);
• Умеет перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди на месте,
• Умеет ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над
головой, сбоку, снизу, у пола и т. п.) и с разных сторон;
• Умеет забрасывать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от
плеча;
• Умеет вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую,
передвигаясь по сигналу.
Волейбол
• Умеет выполнять отбивание мяча после набрасывания;
• Умеет производить подачу надувного мяча одной рукой снизу, сверху;
• Выполняет простейшие правила игры.
Футбол
• Умеет передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой,
стоя на месте.
Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов:
Спектр способов и форм
выявления результатов
Спектр способов и форм
фиксации результатов
Спектр способов и форм предъявления
результатов
Диагностика, проводимая в
начале и конце года
обучения в виде
педагогического
тестирования.
Итоговое занятие.
Статьи на сайте центра.
Методические
разработки
Открытые мероприятия для родителей
(законных представителей) воспитанников;
Соревнования
II. Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план образовательной программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Раздел Кол-во Теор-практич Практич
1 Диагностика 8 8
2 История возникновения мяча 4 4
3 Броски мяча 15 15
4 Подбрасывание мяча 9 9
5 Перебрасывание мяча в парах 9 9
6 Перебрасывание мяча через сетку 16 16
7 Отбивание мяча 13 13
8 Забрасывание мяча в корзину 13 13
9 Знакомство с мячами – фитболами 4 4
10 Упражнения с мячами – фитболами 15 15
11 Итоговое 2 2
Итого: 108 10 85
2.2. Основное содержание. Календарно- тематический план.
№ п/п Тема занятия Задачи Содержание
1 Диагностика (сентябрь) Выявить уровень физической подготовленности детей. Отбивание мяча – не менее 3 раз не теряя мяча (дети стоят на месте, наклоняя тело несколько вперед, рука ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя, равномерно, согласованно с передвижением).
Броски мяча в корзину 2-мя руками из-за головы (с расстояния 2м., высота 1 м.)
Подбрасывать и ловить мяч двумя руками на месте
Броски мяча об пол и ловля 2 руками в движении
Броски мяча на меткость в цель
2 Диагностика Выявить уровень физической подготовленности детей. Перебрасывание мяча через сетку.
Перебрасывание мяча друг другу.
Отбивание мяча на месте.
Подбрасывание мяча с хлопками в движении.
Броски мяча в цель на меткость.
3 История возникновения мяча (октябрь) Углубить представление детей о спортивных играх с мячом.
Познакомить с историей возникновения мяча.
Развивать ориентировку в пространстве. Знакомство с историей возникновения мяча.
Беседа «Спортивные игры с мячом».
Д/и «Что это за мяч?»
П/и «Пятнашки с мячом»
4 Броски мяча Учить бросать мяч вверх и ловить двумя руками не менее 3-5 раз подряд.
Закреплять умение самостоятельно принимать и. п. при прокатывании мяча.
Воспитывать самостоятельность. Броски мяча вверх и ловля его на месте не 3 раз подряд.
Прокатывания мяча одной рукой и двумя руками из разных и. п. между предметами (ширина 90-40см., длина 1,5-2м.)
Прокатывание мяча ногами по прямой
П/и «Ловкий стрелок»
5 Подбрасывание мяча Продолжить учить бросать мяч вверх с хлопками.
Упражнять в перебрасывании мяча.
Воспитывать ловкость Подбрасывание мяча вверх с хлопками
Перебрасывание мяча друг другу из разных и. п.
П/и «Ловишка с мячом»
6 Броски мяча Отрабатывать броски мяча вверх в движении.
Развивать глазомер, координации движений.
Отрабатывать бросок мяча ногой в цель. Броски мяча вверх и ловля его в движении (не менее 3 раз подряд)
Броски мяча об пол и ловля 2 раза на месте. П/и «Ловишка с мячом»
Броски мяча ногой в цель
7 Броски мяча (ноябрь) Учить бросать мяч об пол и ловить его двумя руками не менее 3 раз подряд.
Упражнять в перебрасывании мяча друг другу.
Воспитывать настойчивость.
Учить передавать друг другу мяч ногами. Броски мяча об пол и ловля 2 руками в движении (не менее 3 раз)
Перебрасывание мяча друг другу в разных направлениях стоя, сидя
Передача мяча друг другу в парах
П/и «Мяч в воздухе»
8 Перебрасывание мяча Учить бросать и мягко ловить мяч в парах разными способами.
Развивать ловкость, внимание, глазомер. Перебрасывание, прокатывание мяча сидя и стоя друг к другу
Перебрасывание мяча друг другу с помощью ног
П/и «Мяч в воздухе»
9 Перекатывание набивного мяча Упражнять в перекатывании набивного мяча друг другу.
Развивать координацию движений, внимание. Забрасывание мяча в корзину
Перекатывание набивного мяча друг другу
Ударить перед собой мяч, повернуться кругом, поймать мяч
П/и «Кого назвали, тот и ловит»
10 Перебрасывание мяча Учить перебрасывать мяч через друг другу.
Совершенствовать метание набивного мяча.
Воспитывать выдержку. Перебрасывание мяча.
Метание набивного мяча из-за головы
П/и «Гонка мячей по шеренгам»
11 Перебрасывание мяча
(декабрь) Продолжать учить перебрасывать мяч друг другу.
Развивать быстроту, ловкость, умение быть организованным. Перебрасывание мяча
Прокатывание в ворота набивного мяча головой
П/и «Мяч – капитану»
12 Броски мяча Упражнять в быстрой смене движений.
Закреплять умение работать в парах.
Развивать внимание. Бросок мяча об стенку и ловля его 2 раза
Перебрасывание мяча через сетку в парах
Передача мяча друг другу парами с помощью ног
П/и «Вышибалы»
13 Отбивание мяча Учить отбивать мяч одной рукой на месте.
Учить останавливать мяч ногой.
Упражнять в быстрой смене движений.
Развивать ловкость. Отбивание мяча правой и левой рукой на месте
Бросок мяча об стенку и ловля его 2 раза
Остановка мяча ногой
П/и «Отбей мяч»
14 Отбивание мяча Учить отбивать мяч в движении.
Развивать глазомер, ловкость при броске мяча в корзину. Отбивание мяча правой и левой рукой
Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо
Забрасывание мяча в ворота
П/и «Лови – не лови»
15 Забрасывание мяча
(январь) Добиваться активного движения кисти руки при броске мяча в корзину.
Закрепить умение подбрасывать и мягко ловить мяч с хлопком. Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо
Подбрасывание мяча с хлопками в движении
Прыжки на мячах
Забрасывание мяча в ворота
П/и «Ловкий стрелок»
16 Перебрасывание мяча Упражнять в перебрасывании мячей в парах различными способами.
Развивать силу броска, точность движений, глазомер. Перебрасывание мяча в парах
Перебрасывание мяча одной рукой, ловля 2 руками
П/и «Мельница»
17 Перебрасывание мяча Учить управлять своими движениями в разных игровых ситуациях.
Развивать чувство ритма, точности. Перебрасывание мяча в парах с отскоком от земли
Перебрасывание мяча друг другу одной рукой, ловля двумя руками
П/и «Ловишка с мячом»
18 Забрасывание мяча
(февраль) Учить забрасывать мяч в кольцо с трех шагов.
Продолжать учить принимать правильное и. п. при метании в вертикальную цель.
Учить забрасывать мяч в ворота.
Совершенствовать прыжки на мячах-хоппах. Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо (с 3-х шагов)
Метание мяча в вертикальную цель (с 3 – 4 м.)
Броски мяча в цель (ворота) с помощью ног
Прыжки на мячах – хоппах
П/и «Гонка мячей по шеренгам»
19 Броски мяча учить определять направление и скорость мяча.
Развивать быстроту, выносливость. Бросок мяча об стену и ловля его (с хлопком)
Броски мяча вверх, ловля мяча сидя
П/и «Не урони мяч»
20 Перебрасывание мяча Учить правильно ловить и бросать мяч, регулировать силу броска.
Учить передавать мяч ногами друг другу.
Развивать координацию движений, глазомер, внимание. Перебрасывании мяча через одной рукой, ловля двумя руками (в парах)
Перебрасывание мяча с одной руки в другую
Передача мяча друг другу ногами
П/и «Охотники и куропатки»
21 Отбивание мяча Учить правильно ловить мяч, удерживать кистями рук.
отрабатывать навык ведения мяча в ходе до обозначенного места.
Учить останавливать мяч ногой.
Развивать ловкость, мышление. Отбивание мяча правой, левой рукой в движении
Перебрасывание мяча друг другу в парах
Броски мяча вверх
Остановка мяча ногой
П/и «Мельница»
22 Перебрасывание мяча
(март) Продолжать учить правильно ловить мяч, удерживать кистями рук.
Упражнять в непроизвольном действии с мячами.
Развивать координацию. Перебрасывание мяча стоя и сидя друг к другу
Сидя бросить мяч, вскочить на ноги и поймать мяч
Прыжки на мячах – хоппах
П/и «Лови – не лови»
23 Знакомство с мячами – фитболами Познакомить с мячами – фитболами.
Учить правильно сидеть на фитболах.
Развивать выносливость, координацию движений. Прокатывание фитбола по г/скамейке; между ориентирами
Упражнения с фитболами (сидя, лежа)
П/и «Пятнашки на улиточках»
24 Перебрасывание мяча Отрабатывать умение быстро и точно передавать мяч друг другу
Отрабатывать умение передачи мяча дуг другу.
Совершенствовать прыжки на мячах – хоппах. Перебрасывание мяча из – за головы
Передача мяча друг другу ногой
Прыжки на мячах – хоппах
П/и «Мяч в воздухе»
25 Упражнения с мячом – фитболом Учить отбивать фитбол двумя руками.
Совершенствовать навыки ведения мяча.
Продолжать учить регулировать силу отталкивания н/мяча. Отбивание фитбола 2 руками в ходьбе
Отбивание мяча правой, левой рукой в движении
Прокатывание в ворота набивного мяча друг другу
П/и «Салки с мячом»
26 Упражнения с мячом – фитболом
(апрель) Продолжать учить удерживать мяч кистями рук.
Развивать равновесие, координацию движений при балансировке на фитболе. Перебрасывание фитбола друг другу в парах
Из положения лежа на (фитболе) на животе переход, прокатываясь вперед (руки упор на полу)
П/и «Вышибалы»
27 Перебрасывание мяча Закреплять умение ловко принимать, быстро и точно передавать мяч партнеру.
Отрабатывать мягкую ловлю мяча двумя руками с хлопком.
Упражнять в прыжках на мячах – хоппах. Перебрасывание мяча через сетку (в парах)
Броски мяча вверх с хлопками за спиной
Прыжки на мячах – хоппах
Передача мяча в парах, тройках с помощью ног
П/и «Попади мячом в цель»
28 Отбивание мяча Развивать равновесие, координацию движений при балансировке на фитболе.
Воспитывать уверенность. Балансировка на фитболе (сидя, стоя на коленях, руки в стороны; лежа на животе, руки в стороны)
П/и «Догони мяч»
29 Школа мяча Добиваться активного движения кисти руки при броске мяча в корзину.
Закреплять умение занимать правильное и. п. при метании на дальность. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину (с 2 шагов)
Метание набивного мяча на дальность
Перебрасывание набивного мяча друг другу
П/и «Вышибалы»
30 Диагностика
(май) Выявить уровень физической подготовленности детей. Ведение мяча ногой в движении – 3м. не теряя мяча (согласованно с передвижением)
Броски мяча в корзину 2-мя руками из – за головы (с расстояния 2м., высота – 1м.)
Подбрасывать и ловить мяч двумя руками на месте
Броски мяча об пол и ловля двумя руками в движении
Броски на меткость мяча в ворота (2из 5)
31 Диагностика Выявить уровень физической подготовленности детей. Перебрасывание мяча друг другу
Отбивание мяча на месте
Подбрасывание мяча с хлопками
Броски мяча ногой в ворота на меткость
32 Итоговое Развлечение «Быстрый мяч»
2.3 Формы работы
- индивидуальная (каждый ребенок должен выполнять все задания с мячом);
- групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
- коллективная (в процессе подготовки и выполнения работы дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)
2.4 Принципы, лежащие в основе программы
- Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- Наглядности (показ педагога).
- Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных
творческих потребностей);
-Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- “От простого к сложному” (научившись элементарным навыкам владения мячом, ребенок применяет свои умения в
выполнении сложных заданий).
2.5. Работа с родителями
Цель: создать необходимые условия для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей через:
• знакомство с целями и задачами физического воспитания воспитанников, способами организации двигательной деятельности дома;
• информирование друг друга о возможностях, достижениях в решении задач по физическому развитию и формированию ЗОЖ у детей;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.
2.5. Мониторинг
Метод диагностики: тестовые задания на выявление теоретических знаний и уровня владения мячом.
Виды мониторинга: на начало учебного года с заполнением диагностической карты; итоговый в конце учебного года в виде итогового открытого учебного занятия для родителей и приглашенных гостей, с заполнением диагностической карты.
Примерные контрольные вопросы по основам знаний
1 Что надо делать по утрам, чтобы быть бодрым и здоровым? (зарядку)
2 Как называют спортсмена, который вед т мяч и забивает его в корзину?
(баскетболист)
3 Как называют спортсмена, который ведет мяч и забивает его в ворота?
(футболист)
4 Как называют спортсмена, который перебрасывает мяч руками через сетку?
5 Сколько команд на поле играют в баскетбол (волейбол, футбол? (2)
6 Овощ, стимулирующий рост человека? (морковка)
7 Как зовут людей, которые зимой купаются в проруби? (моржи)
8 Как называется человек, который контролирует выполнение правил игры
спортсменами? (судья)
9 Какие линии спортивного зала вы знаете? (центральная, боковые линии,
лицевые, штрафные)
10 Какие гигиенические процедуры нужны спортсмену?
(ополаскивание,
растирание, смена одежды)
11 К каким олимпийским играм относятся игровые виды спорта? (летним)
12 Какие продукты вредны для организма? (чипсы, жвачка, сильно жареное
мясо, газированные напитки)
13 Как можно развивать силу? (упражнения с гантелями, отжимания)
14 Для чего нам нужна гибкость? (чтобы были эластичные мышцы)
15 Как определяется победитель в волейболе? (победу одерживает та команда, которая наберет 25 очков в трех партиях)
16 Как определяется победитель в баскетболе? (побеждает команда, которая
набрала больше очков за 4 четверти игры по 25 мин).
17 Как определяется победитель в футболе? (побеждает команда, забившая
большее число голов в ворота соперников за два тайма по 45 мин).
18 Какая цель команды в игре в баскетбол? (забросить как можно больше мячей в корзину соперника, соблюдая правила).
За каждый правильный ответ реб нок получает 1 очко. Критерии оценки
Набравший:
– 12 очков и выше – высокий уровень;
– 5 – 11 очков – средний уровень;
– до 4 очков – низкий уровень.
Примерные контрольные нормативы
по технической подготовке
1-го года обучения
Мальчики
№
п/п
Контрольные
упражнения
низкий средний высокий
1 Передачи мяча за 30 сек (кол-во раз) 10 15 20
2 Ведение по «8» 20 м (кол-во сек) 8.8 8.5. 8.2
3 Ведение мяча ногой в движении - 10 м 2-3 раза
потерял
мяч
1 раз
потерял
мяч
Провел
без потерь
4 Передача сверху над собой 5-6 7-8 9-10
Девочки
№
п/п
Контрольные
упражнения
низкий средний высокий
1 Передачи мяча за 30 сек (кол-во раз) 16 18 20
2 Ведение по «8» 20 м (кол-во сек) 9.0 8.8. 8.4
3 Ведение мяча ногой в движении - 10 м 2-3 раза
потерял
мяч
1 раз
потерял
мяч
Провел
без потерь
4 Передача сверху над собой 5-6 7-8 9-10
III. Организационный раздел
3.1. Техническое оснащение занятий.
Для занятий необходимо иметь:
Учебные темы Комплекты инвентаря и оборудования количество
1 2 3
Б
А
С
К
Е
Т
Б
О
Л Мячи баскетбольные 8
Мячи резиновые 8
Свисток игровой 1
Щит баскетбольный навесной с сетками 2
Мячи пластиковые 30
Футбол Мячи футбольные 8
Волейбол Сетка волейбольная 1
Мячи волейбольные 8
Список литературы
1 Адашкявичене Э. И. Баскетбол для дошкольников – Москва 1983
2 Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М. 1992
3 Васильков Г. А., «Азбука мяча».
4 Громова О. Е. Спортивные игры в детском саду – М. : Творческий центр,
5 Желобкович Е. Ф. Футбол в детском саду. – М., 2009
6 Кузин В. В., Полиевский С. А. Баскетбол. Начальный этап обучения. – М. ,
7 Матвеев Е. М. Волейбол. Школа движений // Физическая культура в
школе. – 2001 – № 4 – С. 33.
8 Николаева Н. П. «Школа мяча» : Учеб. – метод. пособие для инструкторов
физического воспитания дошкольных образовательных учреждений. – М. :
Физическая культура и спорт, 2008 – 211 с.
9 Овчинникова Т. С., Черная О. В., Баряева Л. Б. Занятия, упражнения и игры
с мячами, на мячах, в мячах. – СПб. : КАРО, 2010
10 Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного
возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов
ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006 – 176 с.
11 Утробина К. К. Занимательная физкультура для дошкольников. – М. :
ГНОМиД, 2004
12 Журнал Инструктор по физкультуре №3 /2013 – «Школа мяча» Москва
ТЦ «Сфера» 2013г.