Елена Пономарёва
Рабочая программа «Самосознание и саморегуляция психических состояний педагогов ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
I. Пояснительная записка….3
II. Тематический план…. 5
III.Практические занятия…. …7
Занятие №1…. …. 7
Занятие №2 …. … …. 7
Занятие №3 …. …. 9
Занятие №4 ….…. 11
Занятие №5 …. 13
Приложения:
Приложение №1….16 Приложение №2….17
IV. Список использованной литературы …. …. …. 20
I. Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа „Самосознание и саморегуляция психических состояний педагогов ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Актуальность темы обусловлена тем, что психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность. Поэтому знание закономерностей саморегуляции состояний, умение управлять собственными состояниями, а также овладение приемами и способами регуляции являются важными компонентами процесса самосовершенствования педагогов.
Самосознание - выполняет регулирующую роль в жизнедеятельности человека. Поведение человека, обусловлено не только ситуацией, но и тем, как человек себя воспринимает и оценивает. Накапливая опыт восприятия себя с различных точек зрения, в различных ситуациях и интегрируя его, человек формирует свое самосознание.
Цели программы :
Развитие самосознания и самовосприятия педагогов, команда образование, личностная саморегуляция, снятие психоэмоционального напряжение у педагогов.
Задачи:
Создание условий для развития самосознания и самосовершенствования педагогов.
Способствовать формированию умения работать в группе, создание доверительной атмосферы.
Снизить негативные переживания и трансформировать их в положительные эмоциональные состояния.
Формировать потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.
Ознакомление с техниками саморегуляции, снятию психомышечного напряжения.
Повышение уверенности в себе и личностный рост педагогов.
Методы работы :
Особенностью программы является использование различных методов, приёмов направленных на развитие самосознания и саморегуляцию психических состояний :
игры-релаксации, релаксация с музыкальным сопровождением, с элементами арт- терапии, рефлексия, медитативные техники, элементы эвритмии (см. приложение № 6).Использование приемов аутотренинга, метод словесно — образного эмоционально — волевого управления состоянием человека, использование теста Самооценка эмоционального состояния.
Методические аспекты проведения практических занятий:
Цикл практических занятий рассчитан на 5 занятий.
Коллективные занятия в группах - 10-15 человек.
Категория сопровождения: программа предназначена для работы с педагогами дошкольных учреждений. Рекомендуется проводить занятия психологу, педагогу - владеющего навыками тренинговой работы.
Продолжительность занятий - 1-1,5 часа.
Условия проведения: комната психологической разгрузки, или оборудованная в соответствии с основными требованиями: располагать к отдыху, расслаблению и групповому взаимодействию.
Режим проведения – курс программы рассчитан на учебный год, занятия проводятся один раз в 2 месяца.
II. Тематический план
№
занятия Содержание Продолжительность Цель
Октябрь
Психологический тренинг «Цыганский табор»
1,5 ч - прояснение системы представлений участников о себе и других и актуализация субъективных отношений существующих в группе
Ноябрь
Практико- ориентировочный семинар «Путь к вершине» 1 ч - обучение навыкам самопознания
- представление опыта межличностного взаимодействия в необычной ситуации игры
- развитие коммуникативных навыков, открытие новых форм сотрудничества друг с другом
- формирование умения понимать другого
Январь
Психологическая игра «Рождение команды»
1,5 ч -формирование навыков самостоятельного принятия решений и действий в условиях необходимости
- формирование навыков групповой работы
Март
Практико- ориентировочный семинар с элементами тренинга
«Спящий город»
1 ч повышение эффективности взаимодействия методической и психологической службы ДОУ, достижение взаимопонимания
Май Ресурсный психотренинг «Капля на стекле»
1,5ч -диссонцированный взгляд на жизненные проблемы, изменения их восприятия
- расширение поля вариантности поведения в кризисных и трудных ситуациях
повышение уверенности в себе и личностный рост участников
ЗАНЯТИЕ 1.
Психологический тренинг «Цыганский табор»
Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Создание атмосферы доверия и творческой свободы. Способствовать развитию у педагогов чувства взаимопомощи.
Предварительная работа : Оформление физкультурного зала в соответствии с темой тренинга. В центре зала имитация горящего костра, вокруг которого раскиданы карты; на подносе свеча, бусы, шар для гадания. Психолог в образе гадалки.
Ход проведения:
Звучит музыка. Приглашаю педагогов в зал :
- Я рада приветствовать вас, проходите, устраивайтесь поудобней вокруг нашего костра.
Погружение в тему тренинга.
- Сейчас мы с вами не воспитатели, а представители цыганского табора. Давайте знакомиться. Каждый по очереди называет своё имя и придумывает на первую букву своего имени качество, которым он обладает.
Предлагаю участникам выполнить психологическую зарядку :
1. Улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
2. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
3. Руки над головой сомкнуть в кольцо: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
4. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается», глубокий выдох: «И все у меня получается».
5. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получается так, как надо».
- Согласитесь, что от того, какая атмосфера царит в таборе, зависит эмоциональное благополучие всех его участников. Нам необходимо знать, к кому мы можем обратиться за поддержкой, а кто может подкинуть интересную идею.
- Представьте себе следующую ситуацию:
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри.
Ваша реакция:
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете пончик маслом или вареньем, чтобы он был вкуснее.
- Поднимите руки те, кто выбрал первый вариант.
Перед нами люди, не поддающиеся панике. Они очень организованы и рассудительны. Могут дать ценный совет.
- А кто выбрал второй вариант?
Это мягкие, терпимые и гибкие в общении люди. У них вы можете найти утешение и поддержку. Это люди, которые всегда оказываются в нужное время в нужном месте.
- Покажитесь, кто выбрал третий вариант.
Это люди, которые умеют быстро принимать решения и быстро действовать. Они готовы принять на себя главную роль в любом деле, незаменимы при проведении серьезных мероприятий.
- Ну, и наконец, кто выбрал последний вариант?
У данных людей есть способности к нестандартному мышлению, новаторским идеям. Всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
- Временами каждый из нас задумывается о том, чего он достиг в жизни; пытается лучше понять свой внутренний мир.
Предлагаю вам за 20 секунд нарисовать на листе бумаги лошадь, поскольку сейчас идет именно год лошади. Наличие или отсутствие художественных способностей не имеет никакого значения.
Интерпретация результатов:
Если лошадь нарисована в верхней половине листа – вы оптимист;
в центре – вы убежденный реалист;
в нижней части – вы настроены пессимистично;
- с головой, повернутой влево – вы дружелюбны и верны традициям;
- с головой, повернутой вправо – вы очень активны, любите эксперименты;
- смотрящую прямо перед собой – вы достаточно прямолинейны, не боитесь дискуссий и конфликтов.
С большим количеством деталей – вы осторожны и склонны все анализировать.
Небольшое количество деталей говорит о вашей эмоциональности и готовности к риску.
С четырьмя ногами – вы уравновешенны, преданы своим идеалам, бываете порой упрямы.
С меньшим количеством ног – вы не уверены в себе или переживаете сейчас серьезные перемены в жизни.
С большими ушами – вы умеете слушать.
Конечно же жизнь цыган всегда сопровождают романсы, танцы. Предлагаю вам разделиться на 4 подгруппы по желанию и проявить свое творчество. Вам нужно будет придумать окончание стихотворений, желательно с позитивным концом.
Группе дается 10 минут для обсуждения.
Варианты начала стихотворений:
1. Утром настроение плохое,
Глаз накрасить не могу никак…
2. Все любят послушных, приветливых деток,
Капризных, упрямых не любит никто…
3. Если в очереди вас обидели,
Улыбнитесь и забудьте сей же час…
4. Чтобы значимость другому показать,
Щеки вовсе и не надо надувать…
Не секрет что на наше общее эмоциональное самочувствие влияет то, как складываются у нас отношения с мужчинами. Предлагаю вам выбрать одно из трех сердец.
С черной серединкой. Похоже, ты вечно осторожничаешь. Ты держишь под контролем свои чувства и чувства своего партнера. Попробуй какое-то время просто плыть по течению, подчиняясь своим чувствам и эмоциям. Если у тебя мужчины сейчас нет, постарайся уменьшить дистанцию с мужчинами, которые тебя окружают.
С розовой серединкой. Слишком много нежности, заботы и внимания! И все это ты отдаешь мужчине, которые появляется в твоей жизни. Если это не отпугивает его сразу же, то чуть позже начинает навевать скуку. Он бы предпочел, чтобы ты была чуть более непредсказуема и самостоятельна. Помни: заботы и внимания ты достойна ничуть не меньше, чем твой избранник!
С желтой серединкой. Рутина в отношениях с мужчинами обращает тебя в бегство, а приключения – надолго привязывают к партнеру. Тебе нужен нежный, спокойный и внимательный партнер, которому ты могла бы доверять на 100%. Ты думаешь, что о таком можно только мечтать? Попробуй избавиться от имиджа опасной женщины – именно он отталкивает от тебя мужчин.
Цыгане – народ свободолюбивый, гордый и щедрый на похвалу. Давайте сейчас по кругу скажем друг другу какой-нибудь комплимент.
Иногда люди склонны верить гороскопам, гаданиям; ищут оправдания своих поступков случайно сложившимися обстоятельствами, знаками судьбы. Давайте я вам сейчас погадаю. Каждый по очереди выбирает с подноса карту и читает что на ней написано.
- На этой позитивной ноте мы с вами прощаемся. Удачи и отличного настроения всем!
ЗАНЯТИЕ 2.
Тема: «Путь к вершине»
Практико- ориентированный семинар с элементами тренинга
Цель: Повышение уверенности в себе, личностный рост участников.
Основные задачи:
1. Обучение навыкам самопознания
2. Представление опыта межличностного взаимодействия в необычной ситуации игры
3. Развитие коммуникативных навыков, открытие новых форм сотрудничества друг с другом, формирование умения понимать другого.
Материалы и оборудование
Лист белой бумаги
Магнитофон
Запись со спокойной музыкой
Очки без стекол
Ход мероприятия:
Приветствие: Ведущий и участники садятся в общий круг. Ведущий приветствует всех участников.
Разминка:
Упражнение : «Эстафета последних известий»
Ведущий предлагает участникам по очереди рассказать что хорошего у них произошло в ближайшее время.
Упражнение : «Интерпретация ласкового имени».
Ведущий предлагает участникам разбиться на пары и написать 10 вариантов имени своего напарника. (5 мин).
Звучит спокойная музыка. Затем участники обмениваются листочками и выбирают 3 наиболее понравившихся вариантов.
Упражнение «Хвастовство»
Ведущий предлагает участникам продолжить фразу: «Без ложной скромности скажу ….»
Упражнение «Волшебные очки»
Участники по очереди примеряют волшебные очки и продолжают фразу : «На Яву а не во сне что прекрасного во мне….» кто одевает очки тот говорит фразу.
Упражнение «Холодильник»
Ведущий предлагает частникам по цепочке продолжить фразу: «Отправляю тебя….» а партнеру предлагается назвать 3 ассоциации связанные с этим словом.
ЗАНЯТИЕ 3.
Тема: «Рождение команды»
Задачи :
- формирования навыков самостоятельного принятия решения и действий в условиях неопределенности.
- формированию умения работать в группе, создание доверительной атмосферы.
-Повышение самооценки участников и актуализация их личностных ресурсов.
Содержание:
1. Упражнение «БЕЗ РУЛЯ»
Каждый из вас, наверное, хоть раз был и ведущим, и ведомым. Но приходилось ли вам быть в ситуациях, когда никто не берет на себя ответственность за происходящие события? Особенность этого упражнения в том, что вы должны будете выполнять общие для всех команды самостоятельно, никем не руководя и никому не подчиняясь. Вы не должны разговаривать друг с другом, делать знаки, пытаться передвинуть кого-то на то место, где он, по-вашему, должен находиться. каждый отвечает только за себя. Встаньте и выйдите за круг.
Постройтесь по росту!
Постройтесь в две шеренги!
Постройтесь в две колонны!
Встаньте парами!
Разбейтесь по классам!
Встаньте спиной друг к другу!
Образуйте квадрат!
Образуйте треугольник!
Образуйте круг!
Образуйте два круга!
Спасибо, вернитесь, пожалуйста, в круг.
Бывают обстоятельства, когда группа оказывается без руководителя. Тогда многое зависит от способности каждого к самоорганизации. Скажите, пожалуйста, что вы чувствовали, выполняя мои команды? Кому хотелось руководить? Кто испытывал потребность в руководстве? Кому было легко выполнять эти команды? Какую команду было выполнить труднее всего, легче всего? Чему учит это упражнение? Как бы вы его назвали?
2. Упражнение «Домики»
Ведущий раздает карточки, на которых обозначены название цвета и части дома разных команд.
У нас должно получится пять домиков разных цветов. Для этого прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надписи видели только вы. Задача каждого – найти тех, у кого цвет совпадает с вашим. После того как вы разделитесь по цветам, постройте дом своей группы в следующем порядке: крыша, стены, окно, дверь.
В процессе поиска друг друга и построения можно пользоваться любыми выразительными средствами, кроме речи. Другими словами, все, то вы будете делать, вы будете делать молча.
После того как участники построятся ведущий спрашивает у каждого «Кто ты?»
3 Упражнение «Змейка
(Участники встают. Ведущий предлагает одному из них какое-то время побыть в коридоре или другом помещении.)
Возьмитесь за руки так, чтобы у вас получилась цепь. Эта цепь изображает змейку, а два крайних участника — ее голову и хвост. Как это часто бывает, змейка сворачивается во всевозможные кольца — «запутывается».
Ведущий помогает змейке запутываться, предоставляя инициативу запутывания «голове». В процессе запутывания можно перешагивать через сомкнутые руки, подлезать под них. В конце запутывания «голова» и «хвост» могут спрятать свои свободные руки, но браться за руки они не должны.
Затем ведущий приглашает участника, находящегося за дверью, и предлагает ему распутать «змейку». При этом ему можно сообщить, что у нее есть «голова» и «хвост».
4. Упражнение «Комплименты
Давайте и мы поблагодарим друг друга за интересно проведенное время.
(Участники делятся на две группы и образуют два круга, один в другом. Внутренний и внешний круг стоят лицом друг к другу.)
Сейчас я засеку время — 1 минуту, в течение которой те, кто стоят во внешнем круге, будут говорить комплименты стоящему напротив участнику из внутреннего круга. Через минуту они меняются, и стоящие во внутреннем круге говорят комплименты стоящим напротив участникам внешнего круга. Затем внешний круг передвигается по часовой стрелке на одного человека, и задание повторяется уже с другими партнерами. Внешний круг двигается, пока первые пары не совпадут.
ЗАНЯТИЕ 5.
Тема: «Капля на стекле»
Задачи:
-повышение уверенности в себе и личностный рост участников тренинга.
- cоздать условия для взаимообогащающего самораскрытия, способствующего сплочению группы.
Содержание
I этап.
Погружение в релаксационное состояние, краткая установка на релаксацию.
Ведущий: Сядьте так, чтобы вам было удобно и закройте глаза. Спокойно вдохните и выдохните. Ваше дыхание свободно.
II этап.
Основной текст: Представьте…. (см приложение № 4,на фоне текста звучит расслабляющая музыка.
III этап
Вопросы для обсуждения.
Впечатления, чувства, переживания? Что происходило с вами, какие этапы переживались особенно ярко?
Ведущий:
У каждого из вас образ капельки вызвал определенные жизненные ассоциации, у каждого есть опыт переживания себя в роли капельки в реальной жизни и есть опыт возрождения себя, самоподдержки в тех или иных жизненных событиях. У каждого есть и свои зернышки, которые удалось прорастить и которые теперь служат надежной точкой опоры – ваш опыт, ваши достижения и победы, открытия каких-то граней своего «Я». Весь этот опыт и личностный багаж жизненных знаний и умений бесценны и стоят того, чтобы поговорить об этом отдельно. Сделаем это мы так.
Арт-терапия:
Возьмите лист бумаги и фломастеры. Внизу мы нарисуем каплю, может быть у вас их будет несколько. Капля у нас сейчас будет символизировать те жизненные ситуации, в которых вы испытывали что-то подобное тому, что пережили сегодня. От капельки мы проведем ростки и наша капелька уже обретает образ зернышка (тренер рисует на доске возможный пример, образ возрождения и жизни. На ростках нарисуем листья и цветы. Каждый цветок пусть будет символизировать тот опыт, те жизненные приобретения, которые вы получили, благодаря этим трудностям, проблемам.
Далее происходит обсуждение рисунков, что хотелось выразить, какие ресурсы найдены, осознаны.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Участники рассказывают о выбранном цвете и своих чувствах, ведущий поясняет значение каждого цвета.
Красный цвет — жизнеспособность, сила, выносливость.
Оранжевый — бодрость, радость, эмоциональность.
Желтый — тонко чувствующий и вдохновляющий, способствует развитию интуиции.
Зеленый — исцеление, гармония, сострадание. Способствует развитию эмпатии и любви к ближнему.
Голубой — спокойствие. Способствует снятию напряжения и расслаблению.
Синий — творчество. Помогает генерировать больше творческих идей.
Фиолетовый — вдохновение. Помогает создавать новые концепции, изобретать.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Представьте, что вы стоите у окна. Барабанит дождь и его капли стекают по стеклу. Какие-то стремительно скользят вниз, другие, словно пытаясь зацепиться и остановить падение, какое-то время плывут по гладкой прозрачной поверхности, оставляя за собой тонкие дорожки и в конце концов тоже теряются за периметром окна.
По небу плывут серые тучи, за сплошной пеленой которых – вы знаете это совершенно точно – чистое, голубое небо и яркое теплое солнце. Точно так же, как даже за самой трудной рабочей неделей, есть островок выходных, которые можно сделать яркими и теплыми даже холодной зимой, также как в потоке жизненных проблем обязательно есть события, наполненные особой теплотой, светом, когда каждый миг наполнен ощущением счастья, а груз повседневных забот становится совершенно невесомым…
И в такой серый день порой по-особому хочется вдруг ощутить эту невесомость и оказаться там, за пеленой серых облаков и туч. И в этот момент, вы обнаруживаете, что можете летать. Обнаруживаете, что невидимые крылья уже несут вас в высь… свист ветра и упругость воздуха, прохлада и свежесть… Ощущение свободного полета, независимости и силы, преодолевающей потоки капель и капелек. Где-то далеко, внизу остались люди, деревья, дома … и кажется … еще совсем немного и вот оно чистое небо и теплые лучики солнца, вот она – мечта… И вдруг вы замечаете, что сливаетесь с потоками устремляющихся вниз капелек, превращаясь в одну из них. Неожиданный поворот, или просто усталость… и вас несет назад – вниз. Стараясь удержаться, вы пробуете, как-то повлиять на происходящее и… вам удается зацепиться за чье-то окно. За стеклом горит свет, и кто-то стоит у окна. Может быть хочется кричать, звать на помощь, хочется внимания и поддержки и есть надежда, что этот человек может помочь. Он же видит безмолвную каплю, катящуюся вниз по стеклу… И вы снова в свободном полете вниз.
… Оказавшись на земле, среди мокрых и липких комочков почвы, холодных камушков и древесных остатков, и оглядевшись вокруг, вы замечаете повсюду множество самых разных по цвету и форме семян и семечек. К некоторым из них подкатываются капельки воды и они оживают, выпускают ростки и устремляются ввысь. И скоро там, наверху появятся прекрасные цветы или могучие деревья. И вы тоже можете вырастить свой цветок жизни, цветок своей мечты. Нужно только определить каким будет этот цветок и выбрать соответствующее семечко. И не важно, каким оно будет цветом, размером, главное, чтобы этот выбор был сделан сердцем, сделан вами и для себя.
… И в этот момент, когда вы приближаетесь к своему семечку, соединяетесь с ним, становится не важно – нашли вы это семечко рядом с собой, или в себе… и оказалось, что оно всегда было вашей частичкой… И ощущая небывалый прилив сил, вдохновения… и легкости, вы устремляетесь вверх… обновленным, свежим, сильным ростком своего творения, или творения и возрождения самого себя. Сквозь толщу преград, пробиваясь к солнцу, вы замечаете, что вокруг уже светло, солнечные лучи играют в жемчужинах воды на листве. И пусть на Земле не будет такого же творения, как ваш цветок, как нет точно такого же человека, как и вы. Как единственная и неповторимая ценность этого мира… И не важно, что вам удалось вырастить – маленькую уникальную незабудку, или огромный розовый куст… ведь это ваше творение, может быть соприкосновение с мечтой.
Ощущая, как распускает веточки и бутоны ваш цветок, вы чувствуете новые силы, новые возможности, и, главное, знаете, что неожиданности, падения и ошибки могут дать огромные силы, опыт и вдохновение на пути к мечте. И сохранив эти ощущения силы, свежести, новых возможностей и нового знания, вы поднимаетесь над своим творением все выше и выше и… вновь переноситесь в комнату с окном. Снова по стеклу катятся капельки. У каждой свой путь и вы знаете, как его можно пройти, вы понимаете то, что им еще только предстоит понять. И может быть вам захочется что-то сказать, скользящим вниз капелькам, что-то пожелать, о чем-то напомнить. Сделайте это… И я не знаю, что означало для вас это приключение. Что это было – путешествие в свой внутренний мир, где тоже бывает разная погода, где есть капельки, дающие силы и зернышки, из которых можно вырастить новые способности, нового себя. Или это просто рассказ… фильм об одном из вариантов творения судьбы.
И сейчас, запомнив все то, чему вы, может быть, научились, поняли, все то, что удивило, или показалось важным, возвращайтесь сюда, в наш кабинет.
Список использованной литературы
1. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб. : Питер, 2001
2. Вачков И. В. Психология тренинговой работы : Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой работы. — М. : Эксмо, 2007
3. Журнал «Школьный психолог», 2007 г., №11
4. Журнал «Школьный психолог», 2007 г., №21
5. Журнал «Школьный психолог», 2009 г., №5
6. Кипнис М. Тренинг лидерства. — М., Ось-89, 2004.
7. Лутошкин А. Как вести за собой. — М., Просвещение, 1981.
8. Практическое пособие. Пер. с нем. — М. : Генезис, 2002
9. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения :.
10. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М., 1995.