Любовь Никитина
Рабочая программа по экологии для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Особенности нервно – психического развития детей 6 – 7 лет
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры: освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
В этом возрасте продолжает развиваться образное мышление, совершенствуются обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения.
Публикация «Рабочая программа по экологии для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Продолжает активно развиваться внимание и речь, в том числе и связная, интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающей природе.
Вот почему так важно в этом возрасте приобщение ребенка к природе, которое способствует воспитанию у него многих положительных качеств личности, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность. Ведь экология – это простор для детской деятельности: наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность.
В данной рабочей программе представлено описание системы работы по формированию элементарных экологических представлений у детей 5-6 лет, которая разработана в соответствии :
• с действующими ФГТ к структуре основной образовательной программы дошкольного образования;
• на основе основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №8 «Теремок» г. Рассказово «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (Приказ №655 от 23.11 2009 г.)
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
• О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»- программа и методические рекомендации;
• Н. А. Рыжова «Наш дом-природа» - программа и методические рекомендации;
• С. Н. Николаева «Юный эколог» - программа и методические рекомендации;
• О. В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир»;
• О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» информационно методические материалы, разработки занятий по разделу «Мир природы» - «Учитель» - 2007;
• Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - «Учитель» - 2002;
• Л. А. Уланова С. О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» - «Детство-Пресс» - 2010.
• Серия наглядно – дидактических пособий «Рассказы по картинкам» : «Зима», «Осень», «Весна», «Лето», «Родная природа», «В деревне», «Времена года», - М. - Синтез, 2005.
• Серия «Мир в картинках» - «Арктика и Антарктида». «Высоко в горах». «Домашние птицы». «Животные – домашние питомцы». «Животные жарких стран». «Животные средней полосы». «Космос». «Морские обитатели». «Насекомые». «Овощи». «Рептилии и амфибии». «Собаки-друзья и помощники». «Фрукты». «Цветы». «Ягоды лесные». «Ягоды садовые». «Дикие животные». «Домашние птицы». «Зимующие птицы». «Перелётные птицы». «Деревья и листья». «Цветы садовые». «Цветы полевые». «Декоративные цветы». «Хищные звери и птицы».– Наглядно-дидактическое пособие. – Мозаика-Синтез, 2005-2011.
Режим реализации программы
Общее кол-во образовательных ситуаций в год
Кол-во непосредственно образовательных ситуаций в неделю Длительность непосредственно образовательных ситуаций Форма образовательного процесса
36 1
25-30 мин. Групповая
Программой предусмотрено проведение:
Диагностических занятий – 2
Практических - 34
Ведущая цель : Становление у детей научно-познавательного, эмоционально - нравственного, практически деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Основные задачи
• Расширить и уточнить представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях, растениях луга, сада, леса.
• Конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатных растений; знакомство со способами их вегетативного размножения; формирования умения устанавливать связи и между состоянием растения и условиями окружающей среды; знакомство с лекарственными растениями.
• Расширение и систематизация знаний о домашних, зимующих и перелётных птицах; домашних животных и обитателей уголка природы.
• Продолжение знакомства с дикими животными, об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
• Расширение знаний о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся; знакомство с некоторыми формами защиты их от врагов.
• Расширение представлений о насекомых; знакомство с их образом жизни; умения различать их по внешнему виду; сравнивать по способу передвижения.
• Закрепление умения обобщать о временах года.
• Формирование представлений о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и наоборот.
• наблюдение таких явлений как град, иней, туман, дождь, туман.
• формирование о том, что в природе всё взаимосвязано.
• Закрепление умения устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями.
• Подведение детей к пониманию, что жизнь человека зависит от окружающей среды.
• Закрепление умения правильно вести себя в природе.
Ожидаемые результаты
• Объяснять экологические зависимости : устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
• Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
• Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
• Устанавливать причинно – следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
• Делать элементарные выводы и умозаключения
• Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных металлов и их использованием.
• Определять происхождение рукотворных предметов.
• Знать характеристики предметов, их свойства и качества.
• Иметь представление о родном крае, о Земле, о людях разных рас, о труде взрослых.
Межпредметные связи по разделам:
• «Развитие речи» - развитие монологической речи, умение говорить ясно, понятно для окружающих, составлять рассказы, делать выводы и умозаключения.
• «Художественное творчество» - рисование и конструирование из природного материала по впечатлениям о прочитанных литературных произведений, проведенных экскурсий и прогулок.
• «Чтение художественной литературы»- развитие умения внимательно слушать сказки, рассказы; запоминать стихи, считалки, скороговорки, загадки.
• «Формирование элементарных математических представлений» - ознакомление с названиями и признаками простейших геометрических форм, представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше).
• «Физическое развитие» - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; представлений о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде; формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
• «Игровая деятельность» - закрепление умений на основе знаний полученных при восприятии окружающего мира, воспитание творческой самостоятельности; приобщение к элементарным обще принятым нормам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
• «Трудовая деятельность» - развитие трудовых умений и навыков, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы и на участке детского сада.
• «Музыкальное развитие» - развитие музыкально-художественной деятельности и приобщение к музыкальному искусству.
Методы и формы работы
• Тематические и интегрированные занятия;
• наблюдения и целевые экскурсии;
• прохождение специально разработанного маршрута – экологической тропы;
• опытническая деятельность;
• беседы, чтение худ. литературы и использование русского-народного фольклора;
• просмотр видиофильмов, пейзажей и иллюстраций знаменитых художников;
• прослушивание музыкальных аудио записей;
• различные виды игр;
• трудовая и продуктивная деятельность;
• тематические выставки детских работ;
• экологические праздники, театрализованные представления, физкультурные разминки.
Тематический план
Темы развивающих образовательных ситуаций Объём образовательной нагрузки (кол-во в часах)
Живая природа
Животные 11
Растения 5
Неживая природа
Воздух, вода, почва, солнце 3
Времена года (сезоны)
Лето, осень, зима, весна 6
Валеология
Строение человека, его органы, охрана здоровья 4
Человек и природа 5
Итого 34
Примерное перспективно – тематическое планирование непосредственно – образовательной деятельности по формированию элементарных экологических представлений см. в приложении №1).
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить
степень освоения ребёнком образовательной программы и влияние образовательного процесса на его развитие.
В процессе проведения диагностики используются следующие методы и приё мы: рассматривание таблиц, разных картинок и иллюстраций о природе, беседы, дидактические игры, задания, головоломки и ребусы.
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год:
Продолжительность диагностического периода:
• Стартовая диагностика: середина сентября.
• Итоговая диагностика: середина апреля.
(Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала см. в приложении №2).
Литература
Приказ Минобрнауки России №655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – Сан Пин 2.4.1.2660-10.
И. М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» : Методическое пособие - Мозаика-Синтез, 2009-2010.
Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет» : Методическое пособие. – Мозаика-Синтез, 2009-2010.
А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» - мм. 1991.
А. Брем «Жизнь животных» - М. 2004.
В. Дрязгунова «Дид. игры для ознакомления детей с растениями»- М. 1981.
А. Т. Зверев «Экологические игры» - М. 2001.
М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду» - М. 1989.
С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М. 2011.
С. Н. Николаева «Как приобщить ребёнка к природе»- М. 1993.
П. П. Саморукова «Как знакомить детей с миром природы» - М. 1978.
С. Е. Шимаева «Четыре времени года» – Воронеж 1990.
Л. В. Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх»- М. 1993.
Н. А. Рыжова «Я и природа» - М. 1996.
А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду» - М. 1990.
Л. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» - М. 1996.