Голубчикова Елена
Рабочая программа по сказкотеропии
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок.
Публикация «Рабочая программа по сказкотеропии» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сказкотерапия. Программы
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснется. Нужно только внимательно прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют уже не одну тысячу лет.
Сказка это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и фантазий. Развлекающая функция сказки лишь одна из многих. Сказка – это еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На рубеже ХХ и ХХI веков в России произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Специалисты стали говорить о проблемах в воспитании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста взрослые больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке воспитанников к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает. А кто же даст ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Наблюдения и анализ детской деятельности выявили, что есть необходимость создания и внедрения в образовательный процесс программы по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии.
Проведенные исследования в дошкольных учреждениях свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки, у 40% детей отмечается высокий уровень тревожности, 25% детей высокий уровень агрессивности. В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, развитии духовно-нравственных качеств детей. С этой целью была разработана и внедрена в образовательный процесс программа по формированию психологического здоровья дошкольников «Здравствуй, сказка». В программе использован потенциал психотерапевтических, психокоррекционных и художественных сказок.
Для непосредственного сказкотерапевтического воздействия используется три вида сказок :
Художественные (народные и литературные, т. е. традиционные;
Психокоррекционные;
Психотерапевтические;
Психотерапевтические сказки – особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и выбору правильного пути в жизни. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Психокоррекционные сказки – используются для мягкого влияния на поведение и мировоззрение ребенка, для преодоления его психологических проблем. Сказки этого типа используются для корректировки тех или иных черт характера ребенка, которые затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии… Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе… При этом, они еще и усиливают природный созидательный потенциал и творческие способности ребенка.
Влияние психокоррекционных сказок можно назвать «мягким намеком» - ребенку просто рассказывается сказка, в которой на примере главного героя показывается, как нужно поступать в той или иной ситуации или как нужно правильно себя вести.
Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. При помощи сказок можно развивать духовно-нравственные качества (мудрость, мужество, справедливость, дружбу, добро, милосердие, долг, отзывчивость, смелость, щедрость и др.). Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что уже в процессе первого чтения малыши ярко проявляют свои симпатии и антипатии в отношении персонажей сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: добрые люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда так было.
Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Но еще сказка помогает родителям найти общий язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему решить первые трудности. Часто получается так, что напрямую выяснить, что конкретно тревожит ребенка, у родителей никак не выходит, так как многие дети стесняются тех страхов, которые их мучают. В этом случае на помощь приходит сказкотерапия – ребенку гораздо легче рассказать о том, что беспокоит и тревожит не его самого, а далекого сказочного героя. Следовательно, одной из важнейших задач сказкотерапии является выявление актуальных проблем ребенка и психологическая помощь. Сказкотерапия позволяет взглянуть на любую жизненную ситуацию с разных сторон и увидеть различные пути решения проблемы. Это дает возможность выработать эффективный план действий.
Самое главное, в результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и неравнодушие взрослых.
Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
ЦЕЛЬ: Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников.
ЗАДАЧИ:
1. Обучать положительному самоотношению и принятию других людей; развивать интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;
2. Формировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
3. Развивать у детей умение чувствовать и понимать другого;
4. Обучать рефлексивным умениям.
Организация группы и занятий
Программа «Здравствуй сказка» предусматривает фронтальное (подгрупповое) занятие – 1 раз в неделю.
Перед началом занятий изучаются особенности каждого ребенка, используя не только психологическое тестирование и анкетирование, но и результаты наблюдения.
На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:
1. Методика исследования внутрисемейных отношений – тест «Рисунок семьи».
2. Методика диагностики форм общения (М. И. Лисина).
3. Анкетирование родителей и педагогов.
4. Методика «Лесенка» (Исследование самооценки).
5. Методика «Тест тревожности» (Исследование тревожности детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми).
Сказкотерапия широко использует ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитания, образования, развития личности и коррекции поведения дошкольников. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества; расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение; развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказкотерапию следует рассматривать и как метод, который позволяет детям развивать творческие способности и совершенствовать их взаимодействия с окружающим миром. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.
Структура занятий
Структура занятий по формированию психологического здоровья дошкольников состоит из следующих этапов:
1. Приветствие
2. Мысленная картинка
3. Игровые приемы
4. Чтение сказки
5. Беседа, обсуждение сказки
6. Прощание.
Занятие делится на несколько этапов:
1) создание «мысленной картинки» – дети мысленно рисуют картинку на определенную тему, а затем рассказывают о том, что у них получилось;
2) в ходе обсуждения рассказов психолог подводит детей к определенному выводу;
3) затем проводится игра на эту же тему;
4) далее идет работа со сказкой (сказки подбираются по тематике). После прочтения сказки, психолог вместе с детьми, обсуждает сказку.
В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими. О чем сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно, а в какие – грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Как можно применить полученные знания в жизни?
В программу включены упражнения, приемы которые позволяют оказывать на разных детей различное воздействие и усиливают эффект прочитанной сказки.
- Ролевые игры
Построены на понимании необходимости ролевого развития человека. Ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным. В нашей программе мы используем психогимнастику (ролевые действия и ролевые образы).
В младшем возрасте дети начинают осваивать ролевую гимнастику с ролевых действий, которые усложняются по мере взросления детей (походить как кошечки, зайцы, волки и т. д.). Важным для младших дошкольников является включение в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котенок, злой котенок, радостный котенок и т. п., а также пальчиковых игр (пальчиками походить как зайцы, лягушки, медведи и т. п.).
Для старших дошкольников чаще используются ролевые образы животных (льва и зайца, волка и цыпленка, сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча и т. п., социальных семейных ролей (учителя, директора, мамы, бабушки и т. п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается. Интересно и эффективно проходят пальчиковые драматизации. То есть разыгрывание этюдов или сказок только пальцами.
- В психогимнастических играх у детей формируются:
Принятие своего имени;
Принятие своих качеств характера;
Принятие своего прошлого, настоящего, будущего;
Принятие своих прав и обязанностей.
- Коммуникативные игры, используемые в программе, делятся на три группы: 1) игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание»; 2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать.
- Игры и задания, направленные на развитие произвольности. Для дошкольников особенно большое значение имеют игры, способствующие произвольности.
- Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».
Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации ( например: «Что произойдет, если….», либо коллективное сочинение сказок.
Невербальные игры предполагают изображение детьми «как можно интереснее», по своему, того или иного живого существа или неживого предмета. В этом они частично пересекаются с ролевыми методами.
Также часто используются «мысленные картинки». Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря и т. п.) придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе. Задание может усложняться тем, что детям дается определенная тема для картинки (например, тема дружба или что-то страшное).
- Релаксационные методы построены как антипод стресса. В программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона и дыхательные техники.
Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Из дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой.
Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Перспективный план
№ занятия Познавательные цели Содержание занятия Дидактический материал
1 1. Повышение самооценки детей;
2. Гармонизация внутреннего состояния;
3. Развитие у детей понимания и чувствования друг друга, создание благоприятного психологического климата в детском коллективе;
4. Развитие эмпатии. Текст сказки «Роза и ромашки»
Коммуникативная игра «Подари камешек»
Психогимнастика «Клеевой дождь»
Игра «Ругаемся овощами и фруктами»
Игра «Мусорное ведро»
Релаксационная игра «На полянке» Камешки
Солнышко большое и маленькое по количеству детей, кляксы, ведро для мусора
2 1. Формировать представления о насекомых в среде обитания;
2. Развивать выразительно, имитировать движения характерные для различных насекомых;
3. Учить интонационно-выразительному подражанию;
4. формировать знания об эмоциях;
5. воспитывать любовь к сказкам;
6. активизировать и обогащать словарный запас. Текст сказки «Муха-Цокотуха»
Упражнение «Счастье»
Упражнение на дыхание «Дуем на чай»
Словарная работа
Упражнение «Любование»
Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»
Упражнение «Сочувствие»
Упражнение «Страх»
Упражнение «Поглаживание»
Упражнение «Встреча»
Вентилятор, фонограмма спокойной музыки, пения птиц и жужжание насекомых, маски на голову герои «Мухи-Цокотухи»
3 1. Научить детей понимать и чувствовать других;
2. Развивать эмоционально-выразительные движения;
3. Способствовать сплочению детского коллектива;
4. Создать положительный эмоциональный фон.
Упражнение «Артист…»
Упражнение для губ и языка
Упражнение для развития дикции
Игра «Да-да, нет-нет»
Упражнение «Мост дружбы»
Упражнение «Ладонь в ладонь»
Игра «Театр масок»
Упражнение определи эмоцию»
Этюд «Березка»
Музыкальное сопровождение, фото- и видеосъемка, детский стул, ребристая дорожка, «ромашка настроения», закалка для девочек и галстук для мальчиков.
4 1. Воспитать бережное отношение к игрушкам;
2. Формировать умение детей воспринимать образ лепки и давать элементарную оценку;
3. Развить способность эмоционально воспринимать окружающий мир. Сказка «О чем шепчут игрушки»
Упражнение «Игрушки просыпаются»
Упражнение «Пятна»
Упражнение «Солнышко и игрушки» Фонограмма спокойной музыки, картинки с различными пятнами, соленое тесто, салфетки, клеенка.
5 Развивать воображение, образное мышление, воспитать положительное отношение к детскому саду, научить понимать текст сказки. Упражнение «Один-много»
Упражнение «Стыд-страх»
Упражнение «Танец феи»
Упражнение «Печаль и слезы»
Упражнение «Удивление»
Упражнение «Дом растет»
Упражнение «Трубы трубят» Кукла-фея, платки для танцев, запись тихой и спокойной музыки
6 1. Развить желание ценить своих друзей;
2. Воспитать дружбу и общительность;
3. Сформировать умение скатывать шар между ладонями;
4. Поддержать радостное настроение. Текст сказки, упражнение «Приветствие»
Упражнение «Страх;
Упражнение «Жалость»
Упражнение «Перекатывание»
Упражнение «Стыд» Упражнение «Смех» Куклы к сказке : цыпленок Цып, воздушный шарик-Желток, солнышко, белочка, колокольчик; геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, круг; картинки с предметами разной формы, картинки цифры, рисунок с героями сказки, цифры. Клеенка, соленое тесто, спички, влажные салфетки
7 1. Развивать умение чувствовать и понимать другого;
2. Воспитать доброжелательность, коммуникабельность;
3. Научить детей управлять мышцами тела. Текст сказки
Упражнение «Муравей без сознания»
Упражнение «Встреча»
Упражнение «Спасение»
Упражнение «Холод» Упражнение «Стук сердца»
Упражнение «Друзья» Запись музыки, туннель
8 1. Развивать память, мышление, творческое воображение;
2. Воспитывать чувство дружбы, уверенность в себе;
3. Дать понятие о добре, сочувствии;
4. Научить понимать содержание сказки и выражать свое отношение к ее героям;
5. Закрепить умение управлять мышцами. Текст сказки
Упражнение «Танец бабочки»
Упражнение «Цветок»
Упражнение «Гусенички»
Упражнение «Домашний очаг»
Упражнение «Цветочек»
Упражнение «Жевание Гусенички»
Упражнение «Страх» Упражнение «Сон куколки» Упражнение «Бабочка» Упражнение «Найди цветок» Цветы на поляне (по количеству детей)
Бабочки (по количеству детей)
Волшебный цветок» платочки по 2 на каждого ребенка
9 1. Познакомить детей с чувством – злость;
2. Учить выходить из состояния злости, формировать умение регулировать свое поведение; Текст сказки «Спасибо, но мне это не нужно»
Упражнение «Я сержусь, когда…»
Рассматривание иллюстрации «Злость»
Игра «Конструктор настроения»
Тренинг выхода из состояния злости
Прощание «Улыбка по кругу» Предметные рисунки, пиктограммы злость, радость.